Личный опыт. Как взять коту товарища

Лучшая игрушка для кошки – это другая кошка. Фелинологи, специалисты по поведению кошек, советуют хозяевам: если вы подолгу не бываете дома, заведите питомцу друга. Как это происходит на практике? Наш автор Дарина Никонова поговорила с настоящими кошатниками. На примере реальных историй предлагаем читателям проанализировать, что было сделано правильно, а что – нет.

Взрослый кот + котенок

История Дарьи, кота Сёмы и котенка Шломо

Мы с дочкой мечтали о коте, и 4,5 года назад наш папа сдался: принес в дом шикарного рыжего полугодовалого Сёму. Сёма – подобранец с непростой судьбой: первые полгода он очень боялся людей. Физически был с нами, но жил в параллельной реальности. Мы постепенно объясняли ему, что еда не кончится, что руки и ноги – это не опасно, но до сих пор он не любит сидеть на коленях и довольно пуглив.

О втором коте мы не думали. Дочка нашла новорожденного котенка во дворе, и просто не смогла оставить его умирать.

Мы предполагали, что пристроим его в добрые руки, но после месяца кормлений раз в два часа, массажей животика, таскания кота на работу и обратно, потому что его нельзя оставить одного... он стал нам родным.

Больше всего мы опасались, что два кота окажутся несовместимы по здоровью. У старшего стоял диагноз «носитель панлейкопении», для котят эта болезнь почти наверняка смертельна. Но нам повезло: после проверки у ветеринара оба оказались здоровы, носительство за 4 года самоустранилось.

Поскольку Сёма пуглив, не агрессивен, плюшев и мягок, мы опасались, что мелкий кот его затерроризирует. И были правы.

Маленького Шломо принесли домой, когда ему был месяц от роду. Поселили в клетку, так как хотели, чтобы старший кот продолжал себя чувствовать хозяином. Сёма смотрел в бокс, как телевизор, постепенно начал совать внутрь лапы, коты обнюхивались. Шломо выносили побегать и поиграть на закрытую кухню, изолировав от Сёмы, потом возвращали в клетку, и выпускали на территорию Сёму. Через пару недель начали выпускать на кухне обоих. Дверь закрывали: некуда спрятаться, все на виду. Когда убедились, что Сёма не пытается причинить мелкому вред, ограничения сняли.

Сейчас Шломо ровно два месяца, с Сёмой они друзья и эскадрон, бегают и скачут, делят игрушки, обжирают миски друг друга и ходят в один лоток.

Взрослый кот + взрослая кошка + котенок

История Светланы, кота Шпендрика, кошки Чучары и котенка Морковки

Шпендрик и Морковка

Сейчас у меня дома взрослые кот Шпендрик и кошка Чучара, 13 и 6 лет, и еще один условно-безымянный двухмесячный котенок Морковка, которая скоро собирается ехать к своим новым хозяевам.

Когда-то давно у нас жил один кот Бейсик. Потом я не смогла оставить в беде некое полосатое существо. Существо было доставлено домой, отмыто и накормлено. Знакомство котов прошло гладко. Шпендрик был настолько мал, что старший кот не воспринял его за конкурента. Ну ребенок и ребенок, надо опекать и заботиться. Мы долго искали котенку хозяев, но через какое-то время поняли, что расставаться с ним не хотим. Назвали Шпендриком. Так у нас стали жить два кота. Иногда ссорились, но в основном жили мирно. Когда Бейсик стал стареть, болеть и слепнуть, кот Шпендрик помогал ему перемещаться по дому. Старший кот умер, а Шпендрик ходил по дому и горько выл.

Внимания и игрушек стало больше, но люди — это одно, а собрат, с которым можно погонять по дому, — это совсем другое. Так мы решили взять еще одну кошку из приюта, уже взрослую.

Никаких особенных трудностей я не ждала. Если все поселились под одной крышей, то рано или поздно они договорятся. Вопрос только в том, как много времени на это уйдет.

Знакомство взрослых Шпендрика и Чучары прошло не совсем гладко, хотя подружились они быстро: за неделю. Закрывать новую кошку в отдельной комнате, как советуют эксперты-котоводы, возможности не было: у нас квартира-студия. Я просто выпустила кошку из переноски и стала ждать, что будет. Не знаю, как они договорились, но кошка сразу обозначила границы: заняла коврик-когтеточку и показала, что здесь она «в домике», и трогать ее нельзя. Шпендрик шипел и пытался драться, но за пределами этого места. Кошка постепенно отходила с коврика все дальше и дальше, и уже через неделю эти двое спокойно воспринимали друг друга, а позже стали как родные. Возможно, дело в характере нашего Шпендрика. Он очень дружелюбный кот.

Обычно людей пугают бои между кошками, смертельная обида на хозяина, а также погром дома. Как выяснилось, страшные бои можно быстро пресечь, смертельные обиды у кошек длятся недолго, а погром в доме не превышает допустимых норм.

Это видно и по отношению к нашему новобранцу Морковке. Шпендрик проникся сочувствием к ребенку: сначала просто спокойно нюхал, потом начал вылизывать и играть в догонялки. Кстати, интересный факт: Морковка наша рано рассталась с родной кошкой-мамой, поэтому все время ищет сиську, чтобы успокоиться, — сосет пальцы, тыкается носом в подмышку. Когда она стала искать сиську у Шпендрика, тот, как настоящий мужчина в полном расцвете сил, конечно, был шокирован и сразу же убежал прочь. Но потом пожалел сироту и стал ей родной матерью, — предоставляет пузо в полное распоряжение.

А вот Чучара шипела, дралась, отказывалась даваться в руки и уходила спать в дальний угол, где очень грустно вздыхала. При виде котенка она так шипела, что доходило даже до тошноты. Она у нас барышня нервная и очень ревнивая. На ночь Морковку пришлось запирать в ванной, чтобы нервная Чучара могла спокойно выспаться. Еду первым делом получала обиженная сторона, причем чуть больше, чем обычно, а потом уже все остальные. Так потихоньку привыкли друг к другу. До настоящей дружбы им еще далеко, но мне кажется, что если бы Морковка осталась у нас жить, то со временем они бы окончательно поладили.

Никаких спецсредств я не покупала и к фелинологам оба раза не обращалась. Тут интуитивно понятно, что делать. Драки пресекать: зачинщика взять за шкирку и пошипеть. В конце концов, хозяин в доме один, и это ему решать, кто тут будет жить и кто с кем будет драться. Обиженную кошку гладить, уделять больше внимания, из укромных углов не доставать, пока сама не выйдет. Давать понюхать руки после котенка, потом подносить котенка понюхать.

Главное — не ждать сиюминутного результата, дать время на знакомство, не нервничать и не давать вить из себя веревки. Мол, да, теперь это вот живет с нами, и нет, тебя мы не разлюбили.

Если хозяин начинает сам закатывать истерики, то кошки это чувствуют, садятся на голову, или вечно между собой конфликтуют.

Взрослая собака и взрослая кошка + котенок

История Елены, собаки Тео, кошки Бло и котенка Галадриэль

42656967_10217041034759198_7811805342530011136_n

Начнем с того, что, как всякий собачник, я «официально не люблю кошек».

У меня был единственный  любимый пес Теодор – и все. Пока в прошлом году мелкая белая кошечка не решила улечься помирать прямо под моими дверями.

Выхода не было, и таким образом у меня появилась Бло. И это было непросто: учиться понимать кошку и сосуществовать с ней в одном пространстве. До сих пор учусь.

Такого, чтобы я поняла, что мне нужен еще один член семьи – не было. Я, как и все, смотрела в интернете посты и фотографии про мелкое семейство кошки Гермионы, известное теперь Рунету под именем «Малышата». Смотрела и смотрела. Умилялась временами. А потом началась «разнарядка»: кто кого забирает дальше жить. И под фотографией крошечной ушастой девочки с глазами эльфа надолго повис знак вопроса: никто не рвался стать ей семьей. Посидели с моим семейством, посмотрели, повздыхали и решили: девочке нужен дом, и, наверное, это будет наш дом. Тем более, что она каким-то удивительным образом была похожа на близкую родственницу моих Тео и Бло одновременно. Так у нас и случилась Галадриэль. Для своих – Дрелька.

Я опасалась всего на свете и предвидела миллион трудностей, главные из которых: как примет малыша Тео, он же в жизни не видел мелких котят, как примет его Бло, у которой после ужасов жизни «потеряшки» на московских улицах осталась серьезная психическая травма «недоверия». Остальное по мелочи в силу того, что это мой первый котенок в жизни: как организовать быт, чем кормить, где спать, куда бежать, если что.

По факту трудностей было две: а) вечер прибытия в дом, когда истерили абсолютно все; б) адаптация Бло. Самыми сложными оказались первые дни.

Знакомились из щенячьего домика, в котором приехала Дрелька. С Тео все пошло относительно сносно: он только половину первых суток переживал из-за невроза Дрельки (шипение, рычание и вопли), немного пугался и недоумевал, а потом они довольно быстро подружились. Спустя неделю валяются вместе и вместе же гоняют мячики.

Бло сначала тоже вполне дружелюбно обнюхала домик, очень заинтересовалась, но шипение и вопли Дрельки ее напугали. И она ушла «в отказ». Первые сутки пряталась в своих «местах безопасности». Вторые и третьи тоже минимально появлялась. На четвертые начался какой-то контакт. Спустя неделю сложился некий status quo: Бло нравится смотреть, как Дрелька играет, она терпит ее на расстоянии «лапы», но ближе – ни-ни, машем лапами, шипим и убегаем.

Мы не форсируем события и вовсю используем опыт котоводов: Тани Сертун, Ольги Полянской и Дарины Никоновой. Их советы очень помогли. И им за все огромное спасибо. Очень помогла и группа «Малышата» в Facebook, где укотовительницы и сочувствующие наблюдают за жизнью и адаптации Гермиониного выводка. Советы были толковые, да и психологически было проще от осознания, что я не одна. Применяли Feliway: он помог и год назад с первичной адаптацией Бло. Добавили Feliway Friends.

Сближение кошек все еще продолжается. Рано судить о конечном раскладе. Тео точно принял Дрельку и взял ее под свое крыло. Как и что сложится у младшего члена хвостатой части семьи с Бло – увидим. Но прогресс есть, это радует.

Я очень рада, что решилась взять котенк: маленький эльф радостно скачет по своим владениям, Тео и Бло тоже получили новый опыт, который кажется скорее позитивным, чем нет. А остальные, гуманоидные члены семьи стали чаще улыбаться. И это здорово.

Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования