Коты из отдела PR

История толстого кота Виктора, который обманом оказался на борту воздушного судна и совершил перелет из Москвы во Владивосток, лучшая иллюстрация факта — сила в котиках.

Истоки котомании, судя по всему, надо искать еще в Древнем Египте, в пантеоне которого присутствовала богиня-кошка Бастет. Вторая волна популярности котиков пришлась на XXI век — благодаря развитию социальным сетей и, конечно, гуманизации отношений людей и домашних животных. Так, коты и кошки перед включенной камерой стали работать (и весьма эффективно) на образ своих хозяев: политиков, артистов, художников... и даже музеев и городов.

Коты и политика

Домашним зоопарком, принадлежащим современному политическому деятелю, никого не удивишь. Политики заводят породистых кошек и собак, спасают бездомных животных и обмениваются питомцами в качестве подарков.

Политические кошки и коты, как впрочем и любые другие, отвечают, так сказать, за человечность образа «хозяина» — отражают на него свою врожденную милашечность. Разве может ужиться с четверолапым плохой человек? Нет, конечно.

В российских широтах известен кот премьера Дмитрия Медведева, Дорофей. Кот невской маскарадной породы, который якобы однажды потерялся — и был спасен. Это, впрочем, все, что известно из его биографии.

Дорофей.

Более популярны коты Белого дома, которые часто попадают в кадры официальной хроники. Например, бездомный кот Сокс, живший у президента-демократа Клинтона. Сокс долго работал домашним любимцем и, как пишет пресса, действительно был чтим семьей президента. Кошачьей власти пришел конец в 1997 году с появлением в Белом доме лабрадора Бадди. Сокс и Бадди вели себя, как и полагает кошке с собакой: не могли поделить пространство. Покидая Белый дом, Клинтон сделал выбор в пользу собаки, а Сокс остался жить у секретарши президента.

Если за английскую корону отвечают корги, то офис на Даунинг-стрит, где расположена резиденция премьер-министра Англии, охраняется котами. Попадают они сюда из приютов и живут по очереди: за жизнь одного кота сменяется до четырех премьер-министров. У главного местного кота есть даже официальное звание, придуманное еще в XVI веке, — Главный мышелов правительственной резиденции. Сложно поверить, что сейчас в доме премьер-министра есть проблема с грызунами, поэтому должность скорее дань традиции. Тем не менее от отношения к котам на Даунинг-стрит может зависеть рейтинг премьер-министров. Да и сами коты становятся героями хроники новостей: «Кот премьер-министра проигнорировал визит Трампа» — это из последнего.

Кот Сокс.

Сложно понять, есть ли на самом деле какие-то отношения между политиками и их официальными питомцами. В мемуарах власть имущих принято об этом рассказывать — но никогда не знаешь, где правда, а где вымысел ради имиджа.

На службе искусства

Многие люди искусства действительно были неравнодушны к кошачьим. В Сети можно найти фотографии со своими котами поэта Иосифа Бродского и музыканта Егора Летова.

Иосиф Бродский и кот Миссисипи

Испанский художник Дали, кажется, знал толк в пиаре: свой аристократично-богемный образ он тщательно выстраивал из ужимок, эпатажных костюмов и знаменитых усиков. Рядом с артистом были красивые девушки, и не хватало только кота. Беспородный не подходил эксцентричному художнику — и тот завел себе оцелота. Оцелот — хищная кошка крупных размеров, живущая на воле, но одомашненная человеком в прошлом веке. Оцелот — необычный домашний котик, и это делает еще увлекательнее историю появления питомца у Дали.

По легенде, котенка оцелота(!) Дали и его жена выкупили у бездомного во время поездки в Нью-Йорк. За малыша художник широким жестом предложил 100$ — серьезную сумму для 1960-х годов. Получив котенка, Дали подкинул его своему менеджеру Джону Муру в гостиничный номер. Мур и стал, по сути, настоящим хозяином Бабу (так назвали оцелота).

Сальвадор Дали и Бабу.

Позже Дали завел еще пару оцелотов. Но на публике появлялся именно с Бабу: выходил с ним на прогулку — благо оцелотов можно водить на поводке — и неоднократно фотографировался.

Менеджер Дали в своей книге писал, что оцелота любили тискать гости дома художника — среди тискателей были и особы королевской крови. По утверждению Мура, питомец съедал каждое утро по розе, спал на роялях, питался деликатесами, подчеркивая неординарность своего номинального владельца.

На службе музея

Главные коты России работают не на политиков, а в Эрмитаже. Помимо того что коты ловят мышей в огромных подвалах дворца, они уже давно стали частью публичного имиджа музея и своего города в целом. Эрмитажные коты на открытках, в рассказах гидов, в роликах и фильмах — везде как привлекательный символ Петербурга.

Контент недоступен

Как и в случае с Англией, коты жили при императорском дворе с давних времен: еще Елизавета выписала из Казани кошек для Зимнего дворца, чтобы защищать дорогое имущество от грызунов.

В XX веке Петербург пережил страшную трагедию блокады. Коты погибли, а расплодившиеся во время войны крысы стали гигантской проблемой города и дворца. Для очищения Петербурга несколько тысяч кошек привезли в вагонах из Сибири. Из них был сформирован отряд для защиты Эрмитажа.

Контент недоступен

Популярность кошачьих сейчас музей использует для рекламы и дохода. 21 апреля Эрмитаж проводит День Эрмитажного кота. Запатентован бренд «Эрмитажный кот» — с ним продается сувенирная продукция. На сайте музея выложены дневники эрмитажных котов. А директор музея Михаил Пиотровский то ли в шутку, то ли всерьез говорит, что про котиков в интервью его спрашивают чаще, чем про дела музея. Так-то.