«В клетку он больше не вернется!» История одной собаки из приюта

«Тянет он на героя-то? Обычный же самый пес! — спрашивает после беседы артистка театра «Геликон-Опера» Людмила Дианова. — Хотя теперь он имеет отношение к театру — значит, уже звезда. Может, ему и роль дадут!» Приютский пес Томас живет дома у Людмилы три месяца, она рассказала Питомцам Mail.ru его историю.

Он просто не мог идти, весь сжался от страха...

Томас прожил в московском приюте «Печатники» год — его привезли с отлова, когда волонтеры спасали животных, на которых шла облава. До сих пор он страшно боится грузовых машин и дворников с лопатами и метлами. Поведение «бывшеприютских» собак часто нуждается в серьезной корректировке.

Томас (на руках у волонтера) во время своей первой прогулки в приюте.

«Первая его прогулка в приюте была на руках у волонтера, — рассказывает Людмила. — Он просто не мог идти, весь сжался от страха. Кинолог на собачьей площадке сказал мне, что Томас ведет себя не вполне правильно и сейчас, через несколько месяцев домашней жизни — часто от испуга прижимает уши и поджимает хвост, боится выходить из машины. Мы работаем с этим, я верю, что доброе отношение в конце концов победит его страхи. Кроме того, он уже стал защищать меня — а раньше только жался к ногам и не отходил».

Я ездила в приют как волонтер.

Как и многие истории «усобаковления», эта началась с волонтерства будущей хозяйки. Но, если вы идете в приют добровольным помощником, вам не обязательно обзаводиться питомцем. Часто приютам помогают люди, которые любят собак, но не могут держать их дома.

«Сначала у меня не было четкого намерения брать собаку домой – тем более, у меня живут два кота. Я просто стала ездить в приют «Печатники» по выходным как волонтер. Я часто бывала в Германии и видела, как там работают приюты: все чисто, приезжают люди на хороших машинах, помогают сотрудникам приюта, гуляют с собаками, делают пожертвования. В нашем приюте стараниями волонтеров все тоже стало довольно цивилизованно, хотя десять лет назад, по их же словам, там был ад. Приходящие даже изредка «гостевые» волонтеры могут сделать очень много, ведь на каждом постоянном кураторе порядка ста собак! Животных надо подкармливать – я делаю им ведро гречки с фаршем и отвожу туда; с ними надо гулять – они же все время сидят в вольерах, я приезжала на выгулы. Можно, конечно, оформить пожертвование – это очень правильно, но физическая помощь тоже важна».

Один из 2500.
Томас в приюте

«Томик был в моей пятерке собак на выгулах — все они бегали, прыгали, играли, хватали из рук лакомства. В первый же мой визит он положил лапы мне на плечи и стал смотреть в глаза. Я наблюдала за ним во время трех визитов, а на четвертый — решилась. Почувствовала, что это мой пес! Он смотрел на меня с такой любовью, что я решилась на ответственный шаг — взять его домой. Кроме того, Томас покорил меня своей воспитанностью и аристократическими манерами: в приюте, где 2500 собак постоянно лают, он же не производил ни звука! Я музыкант и воспринимаю все звуки особенно чутко, и тот факт, что Томас такой сдержанный, меня бесконечно радует!

Людмила как волонтер выгуливает приютских собак
Собаку мне передали по договору.

Это обычная практика: животное не могут отдать просто так, без возможности обратной связи — увы, слишком велика опасность, что собака или кошка пострадает от новых владельцев. Договор обычно включает пункт об обязанности ответственного содержания питомца и возможности куратора приюта ненавязчиво отслеживать судьбу животного.

«Собаку мне передали по договору передачи животных под опеку в собственность. Очень хорошо, что у Томаса уже были ветпаспорт и все прививки, кроме того, животных в приюте сразу стерилизуют», — рассказывает Людмила. «В договоре прописано, что я могу вернуть животное, если возникнут непреодолимые трудности содержания — например, аллергия. Я не хочу даже допускать этой мысли, но наличие возможности очень важно. Это говорит об ответственном отношении сотрудников приюта к своим собакам. Кроме того, я договорилась, что буду оставлять его на волонтерской передержке во время гастролей. В клетку он больше не вернется!»

В приюте животных стараются социализовать — учат не бояться людей, идти на контакт, реагировать на раздражители без агрессии.

Только такое животное есть шанс пристроить — злую или психически нестабильную собаку или кошку могут вернуть, даже если вначале она понравится. Поэтому приют не предлагает забирать животных с неадекватным поведением.

Пописал на тумбочку и отхватил клок от дивана.

Без трудностей не обойдется — это подтвердит любой человек, бравший животное из приюта. Проблемы с поведением бывают разные: кто-то грызет вещи, кто-то воет и лает в одиночестве, кто-то не приучен к выгулу и может сходить в туалет прямо на пол, кто-то боится лифта или машины. Как правило, занятия с кинологом и зоопсихологом, а также любовь, терпение и понимание со стороны хозяина решают эти проблемы, но может понадобиться время. Сколько? Бывает, что несколько месяцев.

«Как только Томас понял, что на него обратили внимание, он стал вести себя, как "звезда" — прыгать, привлекать к себе внимание, прибегать и убегать, смотреть в глаза. Дома же он оказался миролюбивым, хотя и поворчал на котов, которые, поначалу шипели и были недовольны новым соседом. Мне предстоит приучить его к собачьей лежанке, но пока он облюбовал диван и буквально "слился с интерьером"».

DSC_5777_2

«Один раз он в игре прихватил диван и выдрал клок, а был случай — во время первых конфликтов с котами — пописал на тумбочку в середине комнаты, наверное, обозначил им свои границы, — рассказывает Людмила. — Я как-то отругала его очень строго, и он даже не заскулил, а закричал, как ребенок, убежал, забился в кухне в угол и долго там сидел. Потом оттаял, пришел, лег на спинку — знак доверия, дал лапу. Я поняла, что он очень болезненно реагирует на повышенный тон, и ищу другие инструменты воспитания. Вообще Томас очень нежный и деликатный. Еще в приюте меня удивило то, что он не набрасывался на еду, а аккуратно брал, глядя в глаза, словно ожидая разрешения. Кроме того, он неконфликтный и мирный, его даже поселили в вольер к одной очень скандальной собаке, которая ни с кем не могла ужиться — и Томас стал исключением, умудрился с ней поладить».

Не бросать собаку одну, привыкать друг к другу.

Отпуск, больничный, каникулы или работа на дому — в идеале у того, кто берет собаку из приюта, должна быть какая-то из этих возможностей для близкого знакомства с питомцем. Нужно время, чтобы помочь собаке адаптироваться в новом доме. Приучать ее к отсутствию хозяина надо постепенно. Нельзя завести животное и через день оставить его одного на 12 часов: это выдержит не всякая психика.

34478302_1860330350699718_1872215423018074112_n

«Первые дни жизни Томика дома я была с ним постоянно и наблюдала. Думаю, это важно: не бросать собаку одну, привыкать друг к другу. За это время он научился выполнять некоторые команды — „место“, „ко мне“ — а может, и знал их? Когда я оставила его одного с котами первый раз, ужасно переживала: вдруг они друг друга покалечат? Вдруг он что-то испортит дома? Пока он ничего не погрыз: чтобы он не портил вещи, я покупаю ему игрушки и специальные лакомства, но обувь я стала убирать: в мое отсутствие он притащил все мои туфли на диван и лежал с ними в обнимку — видимо, скучал. А с котами после достопамятного деления территории больших стычек нет. Для вида он пока пропускает их вперед, но... Кажется, им недолго быть главными!» — улыбается Люда.

Редакция проекта «Mail Питомцы» благодарит за помощь в подготовке материала Людмилу и желает ей, Томасу и котикам счастливой жизни. Не забывайте, что решение взять животное из приюта должно быть обдуманным.

Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования