Немного истории
Тысячи лет назад собаки уже сопровождали скоморохов и бродячих артистов в походах. Ум и контактность четырехлапых спутников делали их легкообучаемыми — они быстро учились разным трюкам. Выполненные собаками даже простые фокусы подчеркивали незаурядность тех, кто колесил по площадям древних и средневековых городов с представлениями. Вспомните бременских музыкантов: кроме трубадура, все артисты — животные. А чеховская циркачка Каштанка? Персонаж имеет реальный прототип — это собака знаменитого дрессировщика Льва Дуров. Именно его история стала сюжетом рассказа Антона Павловича.
Пожалуй, именно Льва Дурова можно назвать пионером дрессуры цирковых собак в России. В воспоминаниях он рассказывает о собственных собаках Бишке и Запятайке, которые умели считать, угадывать ноты и показывать моря на карте. Позже Дуров вместе с профессором Бехтеревым проводил опыты по внушению питомцам определенных команд, в том числе находясь на расстоянии. Кстати, опыты увенчались успехом, но до сих пор точно не установлено: результат ли это тонкостей дрессуры, или собака действительно на невербальном уровне способна уловить мысли и настроение хозяина.
Перед Великой Отечественной войной взошла звезда клоуна Карандаша. Его скотч-терьер Клякса — пожалуй, самая известная цирковая собака. Репризы, в которых участвовали клоун и собака, записывали на пленку и показывали солдатам на передовой. Карандаш и Клякса становились героями кукольных мультфильмов, выпускались фарфоровые фигурки с их изображением. Клякса, конечно, собирательный образ — в течение карьеры клоун сменил несколько собак, которые наследовали сценическое имя.
Конечно, клоуны не единственные артисты, работающие с собаками. Уже давно с ними ставят номера некоторые профессиональные дрессировщики. Практически ни один цирк не обходится без собачьего представления: дешевле и проще, чем с тиграми и медведями — да и привычно зрителю.
Кто выходит на арену?
Скотч-терьеры как цирковые артисты остались в прошлом. Сегодня дрессировщики предпочитают пуделей, фокстерьеров, бобтейлов, далматинских догов, болонок. Пудели, конечно, в фаворе — отсутствие агрессии и отличная память делают их самыми популярными цирковыми собаками. Понятно, что многое зависит от поставленного номера: те же бобтейлы в силу размеров не проедутся на спине у лошади, а вот специально обученный фокстерьер в седле усидит.
Что делают на арене?
Стандартная программа — змейка между ног дрессировщика, стояние и вальсы на задних лапах, ползком под барьерами, прыжки через обручи и сальто. Некоторые четвероногие артисты ловят в прыжке предметы (и даже факелы), другие водят себе подобных на поводке. Собак также обучают счету и угадыванию нот: фокус прост — все делается по сигналу дрессировщика. В теории всем перечисленным трюкам можно научить собаку и в домашних условиях, но, разумеется, выглядеть это будет не столь эффектно, как на арене цирка. И, конечно, потребует от хозяина и питомца много часов тренировки.
Сами дрессировщики рассказывают, что выход на арену их артистам приносит удовольствие и со временем у собак вырабатывается зависимость от внимания публики — хотя на первых порах шум зрителей животных шокирует. В собачьих труппах всегда есть несколько дублеров, готовых подменить основных исполнителей.
В своих интервью цирковые дрессировщики утверждают, что насилие над животными не применяют — ведь оно противоречит не только их моральным принципам, но и логике: велик риск, что запуганное животное пойдет в отказ при выполнении трюка на сцене. Способы поощрения исключительно положительные: сладким или мясным — в зависимости от вкусов каждого артиста. А после выступления их ждет плотный ужин. Примерно об этом рассказывают в многочисленных интервью региональной прессе дрессировщики из цирка.
А что за кулисами?
Все секреты внутренней кухни никто не сообщает, но, вероятнее всего, условия жизни собак вне выступлений оставляют желать лучшего. За кулисами артисты превращаются в обычных животных — таких же, как медведи, обезьяны, лошади. Во время гастролей они живут в тесных клетках и вольерах. Таковы реалии цирков, особенно тех, что рангом пониже — различных шапито, колесящих по России.
«Я некоторое время работала в одном из московских цирков с лошадьми, — рассказывала «Комсомольской правде» артистка Анастасия Павлова из «Цирка дрессированных собак». — Собак там держат в клетках. Для них единственная возможность подвигаться, попрыгать — репетиции и выступления». То есть выступление — единственный шанс получить внимание людей, до чего собаки страшно охочи. Отсюда и «ломка» — от невнимания.
Есть цирки и труппы, в которых собаки живут в домах артистов — обычно это любительские труппы, объединенные по интересам и гастролирующие по детским садам и праздникам. В том же «Цирке дрессированных собак» рассказывают, что век собаки-артиста недолог. Около 3–4 лет их готовят к выступлению, столько же они выступают, а потом наблюдается спад.
Стоит ли бойкотировать из-за этого цирки? Выбор за каждым. Но все-таки лучше выступления живых зверей на цирковых аренах заменить их имитацией. Тем более технологии в XXI веке позволяют сделать это по-настоящему эффектно.