Что происходит с бездомными собаками на улицах России?
Ситуация с бездомными собаками на улицах постепенно, но все-таки меняется в лучшую сторону. В декабре 2018 года вступил в силу закон об ответственном обращении с животными, благодаря которому правомерными считаются только два варианта работы с бездомными: первый — это система ОСВВ, второй — безвозвратное помещение собаки в приют, пожизненное содержание.
«Теперь убийство бездомных животных карается уголовной ответственностью, и в этом главное достижение нового закона», — считает Маруся Лежнева, директор ассоциации «Благополучие животных». «Это счастье, потому что раньше убийства животных без владельцев были способом регулирования их численности. И все равно в России есть регионы, которые до сих пор не могут перестроиться на новую гуманную систему. Например, в марте в Якутске убили 200 животных в пункте временного содержания, вместо того чтобы им помочь. Благодаря деятельности нашей ассоциации и юристов удалось отстранить и главу департамента ветеринарии, и главу самого пункта содержания животных. Сейчас идет уголовное дело. Хочется верить, что ситуация скоро изменится и региональное законодательство станет более гуманным — хотя до идеала нам, конечно, еще далеко».
О всеобщей неподготовленности страны к новому закону рассказывает Владимир Гройсман, руководитель и основатель благотворительного фонда «Сострадание-НН», подрядчик ОСВВ по Нижнему Новгороду: «Никакой инфраструктуры для реализации закона об ответственном обращении с животными нет. Даже те регионы, которые хотели бы выполнять закон и помогать животным, не сумели за такой короткий срок подготовить все необходимое. Но движение вперед есть, есть цель, поэтому за 3–4 года, думаю, мы сумеем преодолеть все трудности и наладить работу в этой сфере».
Что такое система ОСВВ? Как она работает в других странах?
Система ОСВВ — отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск — это метод контроля численности бездомных животных, который заключается в стерилизации питомцев, их вакцинации и дальнейшем выпуске на прежнее место обитания. Во время содержания в приюте по системе ОСВВ животное также прививается от бешенства. Все собаки, которые прошли эту процедуру, помечаются цветными бирками.
В Германии помимо ОСВВ государство регулирует рождаемость и домашних животных: по законами страны каждый хозяин обязан стерилизовать своего питомца и делать ему прививки. Нарушения караются административной, а иногда и уголовной ответственностью. Более того, приобретая питомца, хозяин автоматически облагается дополнительным налогом (в среднем годовой налог на собаку — 150 евро в год).
«Во многих странах ОСВВ действительно работает, и обусловлено это не только пониманием людей, но и жестким законодательством. Сейчас даже в Индии есть отдельные регионы, в которых, несмотря на большое количество бездомных животных, собаки с бирками и стерилизованы по боковому шву (сложный и гуманный метод оперирования). ОСВВ — единственный метод, который не только помогает снизить количество бездомных животных, но еще и вакцинировать их от бешенства. Если говорить о северных странах, то, например, в Швеции бездомных животных практически нет», — рассказывает Владимир Гройсман.
По словам Маруси Лежневой, в США все не так просто, потому что ситуация в отношении животных без владельцев там отличается от штата к штату. «В одних штатах действует система ОСВВ, в других — происходят изъятия животных и содержание их в приютах определенное время. Если питомца никто не забирает, то его могут усыпить, но количество таких случаев стремится к нулю. В Америке законодательно принята система ОСВВ и определены жесткие меры в отношении выброса животных на улицу. Сейчас там больше 200 тысяч частных приютов, которые также помогают регулировать ситуацию».
В России ОСВВ уже есть?
В России по системе ОСВВ до появления закона об ответственном обращении с животными работали только в некоторых регионах: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове, Калининграде, Тюмени и в Сахалинской области. Сейчас система вводится повсеместно, и уже можно увидеть первые результаты. Так, в Нижегородской области за пять лет количество бездомных собак снизилось с семи тысяч до двух. За это время отлаженная система работы приюта, центра отлова и госпиталя позволила уменьшить не только численность собак, но и расходы федерального бюджета: в 2019 году на работу с животными без владельцев в Нижнем Новгороде было выделено 10 миллионов, в 2020 году — уже 6 миллионов.
«В этом году у нас наступил настоящий кризис: с Государственного ветеринарного надзора сняли функцию этого самого “надзора” за выполнением 498-го Федерального закона и переложили на другой орган. Поэтому не совсем понятно, что делать, кого штрафовать и как отслеживать нарушителей. В Нижегородской области из-за этого создалась патовая ситуация: на нерадивого хозяина, который утром выгоняет собаку из дома, некуда написать заявление, чтобы его наказали хотя бы административным штрафом в 4 тысячи рублей», — комментирует Владимир Гройсман.
Мешает распространению системы ОСВВ и непонимание людей, зачем она нужна. Многие до сих пор при встрече со спокойной, но бездомной собакой звонят в службу отлова. А про желтые бирки знают преимущественно прогрессивные люди, которым близки идеи движения зоозащиты. «Сейчас система ОСВВ встречается с сильным противостоянием, потому что люди боятся собак, выпущенных обратно на территорию. Люди не понимают, что помимо эвтаназии есть и другие варианты. Важно просвещать население, чтобы выпущенную после стерилизации и вакцинации собаку не привозили обратно в приют по 10 раз», — делится Маруся.
Как я могу помочь?
Первый вариант, как можно помочь в распространении системы ОСВВ, — это рассказывать о ней: «Для любого человека лучшей помощью в распространении не только системы ОСВВ (а она должна стать повсеместной), но и простого гуманного отношения к животным, будет воспитание себя и своих близких в этом отношении. Надо перестать бояться животных на улице. Если вы видите травмированное животное, не бойтесь к нему прикоснуться и отвезите в клинику. Если вы видите собаку с биркой — не надо ее в принципе бояться. Для тех, кто хочет стать подрядчиком или ловцом, мы с Владимиром Гройсманом скоро откроем методический центр в Нижнем Новгороде, где можно будет обучиться тому, как быть ловцом, как делать операции и так далее», — так считает Маруся Лежнева.
Второй вариант — самому стать подрядчиком. Для этого нужно завести юридическое лицо, а потом выходить на тендеры, чтобы их выигрывать. Безусловно, у человека должен быть навык общения с животными, а также материальная база — она прописана в региональном и федеральном законодательстве — и определенный штат сотрудников, который будет ловить и стерилизовать животных. Также не обойтись без собственного или дружественного приюта, потому что прежде, чем стерилизовать собаку, ее надо осмотреть и вылечить, а после операции еще и некоторое время подержать в приюте — на это бюджетные деньги не предусмотрены.
Также можно поддерживать фонды помощи, которые работают по системе ОСВВ: финансово либо волонтерством, в свободное время ухаживая за животными или принимая участие с работниками в их отлове.
Почему система ОСВВ необходима?
Нужно понимать, что безнадзорные собаки — природный барьер для города от диких животных. Если не будет собак, но останется кормовая база — такая, как помойки — в город начнут приходить лисы и другие дикие животные. А они, как известно, переносчики бешенства. Поэтому, чтобы дикие животные не распространяли бешенство в городе, некоторое количество безнадзорных животных на улицах все-таки необходимо.
«На сегодняшний день это единственный способ уменьшить количество проблем, связанных с бездомными животными. Система ОСВВ помогает избегать распространения бешенства и снижать количество покусов. Конечно, выпускать животных обратно на улицу — не самое лучше решение, потому что это все-таки улица со всеми вытекающими последствиями. Для того и нужны фонды, чтобы пристраивать отловленных и стерилизованных питомцев в добрые руки. Если количество пристраиваемых животных сравняется с количеством отловленных животных, никого выпускать на улицу не придется», — комментирует Владимир Гройсман.
А что еще нужно для того, чтобы животных на улицах было меньше?
Помимо системы ОСВВ необходимо, чтобы люди понимали, что большинство собак на улицах — это бывшие домашние животные, которых выбросили или потеряли. Поэтому, прежде всего, нужно воспитывать в себе ответственное отношение к своим питомцам. Маруся Лежнева уверена, что сократить численность бездомных животных поможет то, что люди начнут брать животных из приютов.
Владимир Гройсман считает, что помимо ответственного отношения нужно наладить законодательство в этой сфере и сделать более жестким наказание за негуманное отношение к животным: «На мой взгляд, нужно ввести обязательную регистрацию всех домашних животных и обязательную стерилизацию собак и кошек, не предназначенных для размножения, и ввести налог, как это сделали в Германии — там налог на стерилизованных животных в 10 раз меньше, чем на нестерилизованных». Это необходимо, чтобы люди осознавали ответственность за домашнее животное. А также чтобы не было безответственных заводчиков, которые жаждут наживы. «Я бы вообще запретил продавать щенков в неспециализированных местах. Надо ввести обязательное лицензированное разведение, чтобы тех, кто хочет разводить животных, тщательно проверяли: их материальную базу, условия содержания и так далее».