От Наполеона до Путина: как менялась мода на собак

Домашних животных часто выбирают согласно трендам, жертвами которых они также часто и становятся. Начните вбивать в строке поиска «мода на собак» – и поисковик предложит подобрать нужный год. Как именно формируется мода на породы собак и почему не надо выбирать питомца по такому критерию как «тренд», расскажем в нашем материале.

В смысле – мода на собак, это как?

Как таковой моды не существовало, пока животных заводили по потребностям. Человек выбирал собаку той породы, представители которой лучше других справятся с определенной задачей. В далекие времена бояре на Руси собирали своры охотничьих собак, а богатые дворяне содержали целые псарни с гончими и борзыми.

П.П. Соколов. Охота на волка. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Потом охота из нужды превратилась в развлечение, а на место борзых и гончих пришли собаки модные в определенные эпохи – рококо, барокко и пр.

В период расцвета рококо были популярны мопсы, которые так вписались в модные салоны, как будто бы населяли их с самого их образования. И вот маленькая собачка на шелковой подушечке принимает гостей уже в каждой уважающей себя семье. Мопсы были любимой породой собак у жены Наполеона.

Но тенденции меняются быстро, и в XVIII и XIX приходит золотое время левретки – породы, обожаемой императрицей Екатериной.

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» — портрет Екатерины II с ее левреткой работы Владимира Боровиковского, Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

Далее мода на породы меняется с приходом нового императора. Например, Николай II положил начало общественному почитанию рыжих колли. А на место милых декоративных мопсов во время его правления пришли шпицы, пудели, болонки, тойтерьеры, пекинесы.

Архивное фото.

Это ре-во-лю-ция

Революция отбросила тень на общественные предпочтения и отношение к породам собак. Дворяне ушли, а вместе с ними – и мода на все декоративное и не служащее определенной цели. Пролетариату нужны были рабочие собаки, которых можно было бы использовать в производстве или на войне. Этот исторический отрезок времени известен развитием советской кинологии. Самыми популярными собаками тогда считались немецкие и восточно-европейские овчарки и доберманы.

Джульбарс является единственной собакой, получившей медаль «За боевые заслуги» во время Второй мировой войны.
Источник: Wikipedia

Во время Великой Отечественной войны многие собаки служебных пород стали санитарами, связистами и саперами. С фронта они переехали в квартиры. Началось послевоенное время.

Из-за железного занавеса в СССР не было разнообразия пород, поэтому вся слава доставалась не модным «западным», а нашим, «русским». Особой популярностью пользовались, например, русские спаниели, которые проявляли себя как бойцами «в поле», так и компаньонами в квартирах.

Марка СССР, 1988 г.

Лихие 90-е

«В девяностые убивали людей. И все бегали абсолютно голые». С первой частью куплета популярной певицы Монеточки нельзя не согласиться. 90-е надежно закреплены в нашей памяти как время высокого роста преступности. Это и послужило волне популярности собак с «мужским характером».

Собака того времени – большая и брутальная. Квартиры и дома заселяют ротвейлеры, доберманы, среднеазиатские и кавказские овчарки, мастино наполетано, американские питбультерьеры, бультерьеры и стаффордширские терьеры. На вопрос заводчика «Какая нужна собака?» популярным ответом было: которую бы все «во дворе боялись».

Кадр из многосерийного фильма «Бригада».

Чуть позже к компании «бойцовых» пород присоединились кане-корсо. Их воспринимали не только как охранника, но и как няньку.

Это все кино

Феномен моды на собак подтверждает исследование 2013 года «Мода vs. функциональность в культуре на примере популярности пород собак», основанное на статистике Американского клуба собаководства за 1926-2005 годы. Согласно ему, большинство людей выбирают себе собаку, руководствуясь не характеристиками породы, а модой.

Кадр из фильма «Лесси возвращается домой».

С начала XX века моду на породы начал формировать и кинематограф. Каждый раз с появлением популярного фильма с участием собаки ее братья по породе выходили в топ самых покупаемых. В следующем исследовании авторов «Мода vs. функциональность» рассказывается уже про эффект звездной собаки. Фильм «Лесси возвращается домой» (1943) спровоцировал скачок регистраций щенков колли аж на 40%. Лесси была так популярна, что в ее честь даже появилась звезда на Аллее славы в Голливуде. В связи со всем этим появилось такое понятие как «эффект Лесси», отголоски которого могут наблюдаться в течение 10 лет после выхода кассового фильма.

Главные кино-трендсеттеры

После выхода фильма «Забавная мордашка» с Одри Хепберн и йоркширским терьером и без исследований было понятно, что кинематограф формирует моду в том числе и на животных. После фильма продажи йорков в США выросли. До России мода на йорков дошла в 1971, когда такую собаку подарили приме-балерине Ольге Лепешинской.

Кадр из фильма «Забавная мордашка».

В Советском Союзе на протяжении нескольких десятилетий самой популярной породой была восточно-европейская овчарка. Ее продвинули такие фильмы, как «Джульбарс», «Ко мне, Мухтар!» и «Пограничный пес Алый».

Понятно, что популярность сыграла злую шутку с многими собаками. Так, например, после выхода фильма «Приключения Электроника» дворы заполнились бездомными эрдельтерьерами. То же, кстати, происходило и с далматинцами спустя несколько лет после выхода фильма «101 далматинец».

В конце 80-х весь мир обливался слезами из-за верного Хатико (а потом и в 2009 из-за фильма с Ричардом Гиром) – каждый хотел себе такую преданную собаку, в 1992 вышел «Бетховен» – все смеялись над проделками сенбернара, и каждый хотел себе такую семейную собаку. В России морда сенбернара и киношная кличка даже стали «лицом» крупной сети зоомагазинов.

Кадр из фильма «Хатико: Самый верный друг».
Источник: кадр из фильма

Следующим в «лапы» людей попал джек-рассел-терьер, которого и по сей день определяют как собаку из фильма «Маска».

Сейчас на пике популярности хаски. Все началось в 2011 году после выхода сериала «Игра престолов». Большие пушистые песики очень похожи на вымышленное животное лютоволка – символ дома Старков из сериала. Порода собак, безусловно, достойных, но не приспособленных природой к жизни в квартире. Как результат: большое количество хаски – в приютах или на улицах.

Кадр из сериала HBO «Игра престолов».

Актеры сериала несколько раз обращались к фанатам с просьбой не заводить хаски только потому, что они похожи на лютоволков.

Уменьшенный размер

В последние несколько лет в обществе сохраняется тренд на мелкие и карликовые породы. Так, например, согласно данным Kantar TNS за 2018 год, маленьких собак стало на 1% больше по России, а в Москве и Санкт-Петербурге их численность увеличилась на 13%.

Контент недоступен

На это есть несколько причин, первая из которых – опять же мода: собаки мелких пород становятся героями мемов, клипов и фильмов. Не забываем про «эффект Лесси».

Вторая причина противоположна первой: осознанность выбора. Все больше людей понимают, что большим собакам не место в квартире.

Удобство в транспортировке и в содержании – фактор, который опять-таки влияет на популярность мелких пород собак.

Кроме того, маленькие собаки подходят и детям, и пожилым людям.

Источник: Hulton Archive

Мода на крошечных собак началась в 2000-е с легкой руки Пэрис Хилтон, которая всегда и везде носила с собой карманных чихуахуа. Сейчас популярными маленькими породами можно назвать корги (спасибо Елизавете II) и йоркширских терьеров, которые переживают очередную волну популярности.

Личность имеет значение

Моду на собак формируют не только фильмы, но и, что вполне логично, так называемые лидеры мнения, которые влияют на формирование модных тенденций.

Источник: AP 2019

Например, мода на лабрадоров появилась благодаря президенту Российской Федерации Владимиру Путину и его красивому лабрадору Кони, фанаты фигурного катания обзаводятся акита-ину, как у Алины Загитовой. Кто будет следующим, неизвестно. Главное – помните: мода пройдет, а собака останется с вами на всю жизнь.

Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования