Профессия есть — учиться негде?
Сфера груминга существует в России давно — а профессия грумер, наоборот, недавно. Грумеры были еще в СССР — как правило, ими по необходимости становились заводчики, готовившие к выставкам представителей своих пород. В основном это были самоучки, учившиеся по фотографиям из журналов и проспектов с западных выставок: отксерить, перерисовать, растаскать на схемы и попытаться повторить. Инструментов не было, косметики тоже...
С развитием сферы ухода за домашними животными в 2015 году грумеров официально внесли в реестр профессий. Сегодня в трудовой книжке можно написать, что человек работает грумером, однако получить среднее специальное или высшее образование по этой профессии в России невозможно.
Стать грумером можно, закончив специальные курсы, которых масса — начиная от экспресс-вариантов «за неделю» и заканчивая глубокими серьезными программами длительностью полгода. Существуют и школы груминга: Berry Grooming Анны Бардышевой, сеть школ груминга «Милорд» — ее отделения в нескольких городах, курсы груминга в Груминг-Центре Романа Фомина в Красногорске. Это, пожалуй, самые известные школы, с дипломами которых скорее возьмут на работу, чем с сертификатом недельных курсов.
Из ветеринаров — в грумеры?
В груминг часто приходят из других профессий, связанных с животными. Например, ветеринары. Многие из них переживают профессиональное выгорание, ведь ветеринария — очень тяжелая сфера. В груминге же больше позитивных моментов и меньше ответственности: самое страшное, что может случиться, — случайно порезать клиента. Приходят заводчики, которые занимаются племенным разведением или занимались им раньше, но хотят продолжать взаимодействовать с питомцами и много о них знают (кстати, чем более редкая порода, тем меньше по ней грумеров-породников, тем ценнее специалист).
Очень типично совмещение ветеринарии, хендлинга, кинологии и груминга, но профессиональная связь с животными не условие попадания в профессию: моя подруга-грумер по образованию переводчик с китайского языка, я — учитель истории.
Масса грумеров — собачники-породники, которые осваивают профессию и в ней остаются.
Как начать?
Очень многие грумеры начинают с работы дома, без аренды рабочего места.
Первоначальные вложения таковы:
- оплата курсов (60 — 110 000 рублей);
- базовый инструмент (набор ножниц, машинка для стрижки животных);
- стол, кронштейн;
- минимальный набор косметики.
Можно немного сэкономить, купив что-то подержанное, уложившись в 20–30 тысяч рублей.
Далее обязательно потребуется участие во всевозможных тематических мастер-классах и семинарах: даже если на курсах дадут максимум, ни один человек не может вынести 100% информации из урока, нужна еще и практика. Курсы дают базу, а потом обычно хочется развития — стрижки определенных пород, продвинутый уход — вариантов много. Больше всего денег уходит на повышение квалификации: один мастер-класс стоит в районе 5000 рублей.
Раньше мастер-классы были в основном очными, а любые онлайн-занятия по грумингу считались чем-то странным, но ситуация с самоизоляцией внесла коррективы и сегодня вебинары пользуются большим спросом. Главное — записать на ближайшее время собаку породы, о которой шла речь на занятии: если не получилось отработать материал урока по горячим следам, то, к сожалению, он очень быстро забывается.
К вопросу о вложениях грумера
Для ухода за кожей и шерстью питомцев в груминг-салонах используются озоновые гидромассажные ванны — настоящее SPA для животных. В основном они предназначены для небольших и средних собак (просто из-за размеров ванны), хотя есть кошки, которым это не только приятно, но и показано. Наливается вода, включается озоновый гидромассаж — существуют программы с разной степенью интенсивности.
Озон очень полезен для кожи и для шерсти, он борется с грибками, проявлениями аллергии, оказывает антибактериальное действие, успокаивает, а с добавлением масел позитивно влияет и на восстановление шерсти. Для собак-аллергиков, которых нельзя вымыть никаким шампунем, это просто способ убрать грязь с кожи и шерсти.
Такая ванна стоит дорого, иногда грумеры покупают озоновые коврики для людей — тоже выход, хотя концентрация озона там ниже.
Специализация обязательна
Как правило, все грумеры — универсалы и умеют все или почти все, но у каждого есть свой конек, который в итоге становится специализацией: стрижка декоративных пород, стрижка собак определенной породной группы, стрижка кошек и т.п. У меня лично это уход за собаками жесткошерстных пород, тримминг, восстановление шерсти. С кошками я тоже работаю, но сейчас, например, в моем салоне именно с кошками начинает работать в качестве грумера фелинолог — специалист по коррекции поведения кошек. Кошкам с ней намного комфортнее, чем с другими мастерами, потому что она лучше их понимает.
Собачье дело?
Груминг — больше собачья, чем кошачья тема по двум причинам. Во-первых, есть стригущиеся породы собак, в стандартах которых прописана обязательная стрижка (например, если пуделя не стричь, он зарастет, как овца), но нет стригущихся пород кошек. Кстати, нестригущиеся породы собак тоже существуют: вы никогда не встретите стриженого хаски, самоеда, сеттера (у перечисленных пород возможен скрытый груминг: можно убрать торчащую шерсть, вихры, клочки и т.п., но так, чтобы стрижка не была видна эксперту). Во-вторых, распространено мнение, что, вылизываясь, кошки справляются сами и за ними можно не ухаживать.
Многие грумеры по мере сил продвигают культуру ухода за питомцами — ведут семинары, мастер-классы, блоги, эфиры, рассказывают клиентам о правильном и необходимом хотя бы гигиеническом уходе за кошками. Лично я принимаю участие в различных фестивалях, посвященных домашним животным, читаю лекции об уходе.
Часто приходят люди с аллергией на своих питомцев: иногда это выход и компромисс, позволяющий сосуществовать на одной территории.
У моей подруги живет подобранный кот, на которого у нее аллергия, но ее выбор — не расставаться с ним, а регулярно — раз в два месяца — мыть и профессионально его вычесывать.
Грумер — это не врач...
Грумеры не имеют права работать с седативными препаратами и тем более с наркозом: при отсутствии ветеринарного образования этот путь закрыт. Хотя действительно есть питомцы, которые могут стричься только под действием успокоительных. За пять лет работы мне всего один раз попалась собака, от которой пришлось отказаться — очень агрессивный кокер-спаниель, до задних лап которого было невозможно дотронуться. Он стоял в трех намордниках, но ни я, ни хозяева ничего не могли сделать. Кроме того, никогда заранее не знаешь, какие проблемы со здоровьем могут дать о себе знать на фоне сильного стресса: больное сердце, отек легких, эпилептический припадок — что угодно.
...но немного психолог
Поэтому нового клиента правильно всегда спрашивать о хронических заболеваниях питомца, травмах, перенесенных операциях, дате последней прививки от бешенства. Нельзя, чтобы с момента последней прививки прошло больше года — это требование закона.
Подготовка понадобится и маленьким щенкам: нужно, чтобы собака была выгуляна и устала, чтобы не скакала на столе и не нервничала, потому что хочет в туалет. В идеале, если собака ходит к мастеру со щенячьего возраста, создается тандем: собака знает, что за чем следует и в каком порядке. Например, если всегда первой стригли левую переднюю лапу и вдруг начали с правой или, скажем, с ушей, собака очень удивится и обязательно выразит это — «ты что делаешь-то, всегда по-другому было!». Если собака не приучена к уходу или пережила связанный с ним травматический опыт — неудачная стрижка шерсти или когтей дома, наказание или ругань за плохое поведение при процедуре — то она может бояться и ей потребуется приучение. В этом случае грумеру придется помочь собаке преодолеть этот страх, так что мы еще и немножко психологи.
В большинстве груминг-салонов владельцев не допускают в рабочую зону, так как чаще всего сами собаки ведут себя спокойнее: некому пожаловаться, никаких «мама, забери меня на ручки». Присутствие хозяина с поощрением за правильное поведение необходимо, если требуется приучение к грумингу (кстати, это отдельная услуга). Сам грумер не имеет права дать питомцу еду: у собаки могут быть аллергии, противопоказания, она может быть натренирована не брать еду у чужих — нельзя сбивать эти навыки.
С хозяевами тоже приходится работать. Увы, но грумеры не волшебники. Когда приносят шпица, у которого шерсти «три пера», и показывают фото какого-нибудь шикарно набитого чемпиона и говорят «хотим так», то приходится объяснять, что улучшить вид можно — добавить объема, используя технику стрижки и текстурирующий шампунь, но как на фото не получится.
Важно очень тщательно подбирать слова при общении с владельцами: нельзя говорить, что питомец не породистый или какой-то не такой. Очень аккуратно и деликатно нужно рассказать, что можно и что нельзя сделать в конкретном случае, не задев ничьи чувства.
Например, если я вижу, что это дворняжка или метис, а хозяин уверен, что йоркширский терьер, я не буду разубеждать и скажу, какие у этой собаки есть особенности, влияющие на результат моей работы, и что она замечательная — но ей подойдет не вот такая стрижка, а другая, потому что у нее шерсть определенной структуры. Известен случай, что собаку оставили в ветклинике после «вердикта» медработника, что собака не пекинес, а дворняжка: кто знает, чем может обернуться неосторожное слово. «Вас обманули, это гораздо более ценный мех» мы, конечно, не говорим, но что собака уникальная, прекрасная и особенная — всегда. Тем более так и есть.
Клиент не всегда прав
Люди часто не понимают, как можно и как недопустимо ухаживать за шерстью своего питомца. Нельзя брить хаски, маламута или шпица — у любого животного шерсть служит защитой не только от холода, но и от жары, создавая воздушную прослойку, чтобы не допустить перегрева летом. И все равно каждый май приходят клиенты со словами «ему жарко, побрейте его под машинку». Я объясняю, что это защита, что ему нужна шерсть и не будет жарко, если она хорошо промыта и прочесана и кожа будет дышать; а если все сбрить, то собака может получить тепловой удар. И некоторые продолжают настаивать на своем.
Если мастер работает в салоне, политика владельцев которого «берем любые заказы», он будет вынужден идти навстречу вредным для питомца желаниям. Я открыла свой салон — и я таких разворачиваю, это не ко мне. Да, бывает, что пес не дает себя вычесывать, но, если он не кавказская овчарка, которую кормят с лопаты в вольере, его можно ко всему приучить — вопрос времени и желания. Даже котики — очень консервативные ребята — воспринимают новое, если создать позитивные ассоциации с процессом. Бывает, что на чужой территории кот, который дома не дается вычесываться, ведет себя образцово: у меня есть клиенты, которые раз в два-три месяца приходят с такими питомцами, и это решает проблему.
Собачка может сказать «нет»
У каждой породы есть предназначение, особенности. Например, все терьеры уверенные в себе и бойкие. Ягдтерьеры, вельштерьеры, лейкленд-терьеры — очень серьезные ребята, представители охотничьих пород, которые мало распространены, в которых рабочие качества выражены и сохранены. Такая собака может приходить на груминг, «улыбаться», но в какой-то момент выставить свои условия.
Однажды пришел ягдтерьер, я хотела его сфотографировать. У меня был фотоаппарат с ремнем, и в какой-то момент собака взяла этот ремень зубами — и не отдает. В принципе, любая собака так может, но ягд как-то особенно убедителен: забирать совсем не хочется. Конечно, кавказская овчарка или алабай на груминге ведут себя совершенно иначе, чем, например, шпиц. У меня живут шнауцеры и ирландский волкодав, и я работаю в том числе в питомнике ирландских волкодавов как грумер-породник. Ирландские волкодавы очень ориентированы на человека, но, конечно, тоже могут проявить недовольство — как правило, без скандала. Он просто сядет к вам на ручки всей шестидесятикилограммовой попой, говоря «я так не хочу».
Как выбрать грумера?
Большинство клиентов приходят к нам по рекомендациям — и так выбирать грумера правильно. Если вы гуляете с собакой, то наверняка пересекаетесь с другими владельцами и можете спросить их совета. Посмотрите на сайт или страницу грумера в соцсетях: если фото и видео вызывают доверие, если вы найдете у него работы с питомцами, похожими по размеру и типу шерсти на ваших, если кошки и собаки сфотографированы в нормальных условиях — не на стиральной машинке, не в углу, а на столе, в ванной и т.п., то имеет смысл позвонить мастеру и узнать его специализацию, с какими собаками он работает, задать интересующие вас вопросы.
Положительный момент (хотя совсем не обязательный), если грумер готовит к выставкам собак пород, близких по типу к вашей собаке. Имеет смысл почитать отзывы, спросить мнения в профильных группах и пабликах в соцсетях. Если у вас щенок, спросите, можно ли остаться на процедуре — хотя бы на ее начале. Важно оговорить с мастером, что он не будет давать питомцу никаких седативных препаратов и никакой еды. Можно спросить про используемую косметику: скорее всего, вы не будете знать этих названий, но если вам уверенно рассказывают, что для чего и в каком порядке, то это уже ок.
Например, так: «для бишон фризе мы возьмем сначала очищающий, потом текстурирующий шампунь для объемной шерсти, затем легкий кондиционер, потом мы пострижемся, подрежем когти и почистим ушки», «тримминг проводится только на сухую шерсть, поэтому мыться мы будем после процедуры». Если мастер не знает, что делать с клиентом конкретной породы, или не знает ее названия, не понимает, что есть разные типы шерсти и разные степени загрязнений, спрашивает, стрижется жесткошерстная порода или триммингуется — то стоит подумать, нужен ли вашему питомцу этот мастер.
«Я бы в грумеры пошел». А получится?
Часто люди думают, что грумер — простая и приятная профессия: пощелкал ножницами, поиграл с собачкой — и готово, но уже на курсах обнаруживают, что надо не только многому учиться, но и иметь определенные личные качества. Грумером не сможет работать брезгливый человек: животные приходят в очень разном состоянии — за пять лет было все, включая опарышей на коже, гниющие опрелости под колтунами, засохшие экскременты, вросшие когти и даже запутавшаяся в хвосте лягушка; животное может описаться или прийти с поносом. Не задержится в профессии и человек со страхом перед животным: понятно, что с собаками декоративных пород риска меньше, чем со «служебниками», но зубы есть у тех и у других. Получится, если есть интерес к делу, любовь к животным и вас не затошнило при чтении этого абзаца.
Редакция благодарит Александру Гиль за рассказ и фото.