«Мне захотелось свою собаку-спасаку»
В детстве у меня была такса, но это было очень давно, когда я еще жила в Хабаровске. Во взрослом возрасте, когда за плечами были два высших образования, я переехала в Москву. В свободное время помогала волонтером в поисках пропавших людей. На одном из выездов познакомилась с кинологами-спасателями. И, конечно, мне сразу захотелось иметь свою собаку-спасаку. Тогда я снимала квартиру. Правило владельца было простое: никаких животных, поэтому долгое время завести друга так и оставалось просто мечтой. И как только я решила жилищный вопрос, стала искать свою собаку.
Выбор породы
Я хотела активную, ориентированную на человека собаку. Сначала выбирала из тех пород, которые были у друзей и знакомых: малинуа (бельгийская овчарка), лабрадор. Бельгийская овчарка была для меня не вариант, потому что у нее бешеный темп, мощь, и я понимала, что, возможно, с этим не справлюсь. Лабрадоры — тоже. В случае с ними мне, наоборот, не хватало драйва. На одной из аттестаций МЧС я познакомилась с породой австралийский хилер — и поняла, что это то, что мне нужно!
Эта порода показалась мне максимально сбалансированной: довольно активной, дружелюбной, игривой и относительно компактной по размерам. К счастью, я недооценила особенности этой породы — иначе бы вряд ли подписалась на то, чтобы завести щенка (шучу, конечно). Представьте, в размере, меньшем чем бельгийская овчарка, я получила драйв, сравнимый с ней, а иногда даже и больше. Например, Аве требуется не просто много физической нагрузки, а очень много. То есть не меньше, чем 3 часа в день активной прогулки: это и бег, и занятия, и преодоление препятствий, и постоянная игра — и собака не то чтобы устает.
Был один случай: мы с Авой пришли на экологическую акцию, дети очень просили с ней поиграть, и моя Ава почти 6 часов без остановки приносила им фрисби. Признаки усталости она показала, только когда мы добрались домой — еще через несколько часов. Очень энергичная собака.
Еще один важный плюс породы — экстерьер (я же все-таки девушка, на внешность тоже обращаю внимание). Хилеров не так много, и внешность запоминающаяся.
«Младшая пятнистая коровка»
Заводчиков я просматривала многих, внимательно изучала их документы и здоровье «родителей» щенков. В итоге остановилась на, как мне казалось, самом «проверенном» варианте. Случайно выяснилось, что бабушка моей собаки — та самая собака-спасатель Ешка, с которой я познакомилась на аттестации и с которой началась моя любовь к хилерам.
Я выбирала щенка беспристрастно. Конечно, сначала мне прислали фотографии — и мне понравилась старшая из помета, но во время тестирования, когда я смотрела на поведение щенков, их реакцию на шумы, заинтересованность в игре, я поняла, что младшая пятнистая коровка, которая на фото выглядела очень смешной и несерьезной, показала лучшие результаты. Она была спокойная как танк, очень ориентирована на человека. Она лезла обниматься, целоваться и сразу включилась в игру. Это был идеальный вариант — как раз то, что я искала. Это была моя Ава.
«Она пришла домой хозяйкой»
Я взяла щенка в пандемию, и все первое время ее взросления мы были вместе, Ава практически не оставалась одна. Привыкания к новому дому у нее не было — она пришла домой хозяйкой, как будто всегда жила здесь. Ничего не уничтожала и не пыталась попробовать на зуб обои или ножки стола, как это обычно бывает у щенков. За два года нашей совместной жизни единственные «потери» — перчатка и тапочек.
Хилеры — недоверчивые по натуре, особенно к незнакомым людям и к собакам, у них спокойно может присутствовать зооагрессия. Мне повезло с Авой. Сейчас, конечно, она может огрызнуться, к примеру, если собака надоедливая (часто такое бывает с «бесповодочными», которых хозяева не могут (или не хотят) контролировать). Она сначала даже уступит свою игрушку, но если собака «переходит границы» — становится слишком навязчивой — Ава может поставить ее на место. В драку она даже с непрошеными гостями, конечно, не полезет. И это по сравнению с остальными хилерами — ничто (бабушка была более стервозной).
Гиперактивность — еще один в каком-то смысле «минус» породы. Вторая кличка Авы — Бестия. Она настолько активна, что себя просто не бережет.
Совершенно нормально, что во время поиска в азарте она может не заметить дерево и врезаться в него или повредить связки, прыгая с одного поваленного дерева на другое.
С такой активностью ты привыкаешь к тому, что у тебя ветеринарная аптечка с собой всегда, а адреса ближайших ветклиник ты знаешь наизусть.
Это очень заметная собака, очень контактная: когда в пандемию я работала из дома — она постоянно была то на шее, то в ногах, то еще где-то, но только так, чтобы хоть немного касаться меня. Это присуще большинству хилеров. Еще они безумно обнимательные. Например, когда я прихожу домой, Ава как воспитанная собака выжидает, но только до того момента, пока я не села и не позволила себя обнять. Просто обнимает за шею, подпевает еще — и сидишь облизанный и в шерсти. Дистанцию соблюдать не умеет от слова совсем.
«Каждая лужа — наша»
Шерсть сыпется — это процесс постоянный. Кажется, что у хилеров ее не очень много, но поверьте, полы в доме пылесосятся и моются с завидной регулярностью. В моем случае это отягощается тем, что Ава не очень любит вычесываться. Кроме шерсти, особых неудобств нет. Мыть часто не приходится, хотя весной, когда становится жарче, каждая лужа, которую мы встречаем не прогулке — наша. Встать четырьмя лапами, а лучше лечь — охладиться — за милую душу. Домой я привожу уже более-менее чистую собаку, шерсть самоочищается, поэтому отмывать нужно в основном лапы.
Здоровье
Хилеры в принципе беспроблемные собаки, каких-то серьезных вопросов по здоровью, к счастью, у нас не было. Если не считать только частые визиты к ветеринарам из-за травм, но это, как я говорила, последствия неиссякаемой энергии и характера «вижу цель — не вижу препятствий».
Чему меня научила Ава
Раньше, до появления Авы, я могла после работы сесть в самолет, пересечь пару часовых поясов и оказаться в другой части страны — я очень легкая на подъем. Для меня это не было проблемой. Теперь моя жизнь немного поменяла ориентир: я уже думаю, а с кем будет моя Ава, как же я могу полететь без нее? Это, конечно, не как с ребенком, я не очеловечиваю собак, но чувство ответственности стало гораздо выше. Я теперь по-другому рассчитываю и свой рабочий график — если теперь я еду на поисково-спасательные работы, то всегда беру с собой Аву.
Я не представляю себе и дня без нее. И она мне отвечает полной взаимностью.
Вот она лежит, смотрит на меня и ждет, когда мы закончим разговор. Как только мы закончим нашу беседу, она подойдет — обнимет меня, поцелует и ляжет еще поближе — чтобы лучше чувствовать меня рядом. Она так всегда делает. Потому что любит, а я люблю ее.