Про канистерапию
Благотворное влияние собаки на человека, кажется, заложено самой природой: они очень чутко считывают наше настроение и потому являются лучшими социальными помощниками.
Канистерапия получила свое развитие в 60-е годы прошлого века благодаря американскому детскому психотерапевту Борису Левинсону. Сегодня ее применяют не только для помощи людям с особенностями развития, но и для реабилитации тех, кто восстанавливается после черепно-мозговой травмы или инсульта, испытывает психологические трудности и трудности в социализации. Канистерапия дает положительные результаты в работе с пожилыми людьми.
В нашем понимании канистерапия – это процесс реабилитации и абилитации детей с нарушениями развития при помощи специально обученных собак. У нас работают добрые, умные и послушные представители лабрадоров и голден ретриверов.
В группу «Солнечный пес» в основном приходят дети и молодые люди с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, ДЦП, синдромом Дауна, речевыми и психическими нарушениями различного происхождения, рассказывает Татьяна.
«Занятия проводят психолог и педагог-дефектолог. Добиваться важных для ребенка результатов помогает целый комплекс тщательно разработанных нами игр и упражнений с участием собак», – объясняет она.
Эффективнее всего канистерапия работает в сочетании с другими методами реабилитации и лечения, считают в группе.
Наблюдателю со стороны занятие с собакой покажется игрой. Вот, например, ребенок кидает ей мяч, потом ходит с ней на поводке по маршруту, подает голосовые команды. На самом деле каждое упражнение тщательно продумано специалистами центра и служит общей цели — прогрессу в развитии речи, памяти, внимания, коммуникации и самоконтроля. Но скучным процесс реабилитации точно назвать нельзя.
Простое упражнение «коврик» – когда ребенок лежит или сидит, опираясь на мягких, расслабленных собак — согревает и расслабляет мышцы, создает для проходящего терапию комфортную среду.
Иногда «коврик» — основа занятия, и педагоги со временем, если это возможно, «выводят» ребенка дальше: его зона безопасности расширяется, он все больше доверяет миру. В каких-то случаях «коврик» — финальное упражнение после активного движения, которое необходимо, чтобы успокоить ребенка и ввести его в обычный ритм жизни.
Про детей
(все истории в тексте реальны, но имена изменены)
Слава
Занятия двухлетнего Славы с синдромом Дауна начинаются с движения с собакой. Сжимая в руках поводок, мальчик идет с лабрадором Луной под бодрые песенки в исполнении канистерапевта. Иногда он поглаживает питомца под медленные попевки. Смена скорости темпа и ритма во время занятия помогает Славе сосредоточиться, топанье ножками и контакт с собакой дают ощущение своего тела, а ритмические повторения слов песенки помогают произнести первые слова. Следующее упражнение: веселая игра в мяч. Собака играет с малышом очень осторожно, плавно движется и действует без рывков. Слава занимается с собакой с энтузиазмом: даже не верится, что всего год назад малыш совсем не ходил и был ко всему безразличен.
Витя
Вите скоро семь, и два года назад даже войти в зал было для него проблемой: он боялся не только собак, но и других животных. Педагоги долго и кропотливо приучали его к собакам-терапевтам, а теперь он лихо ими командует, стоя на балансировочном диске: «сидеть», «лежать», «зайчик», «вальс». Его собака послушно и в правильной последовательности все выполняет. Таким образом Витя тренирует координацию движений, развивает пространственную ориентацию и расширяет круг внимания. В конце занятия мальчик нежится в «коврике», трется щекой о шелковистые собачьи уши.
«Еще в процессе занятий у Вити значительно улучшилась сенсорика, — рассказывает его мама, — Потому что в начале он боялся не только животных, но и в принципе не мог трогать какие-то вещи. Теперь это ушло».
Коля
У семилетнего Коли, который ходит в группу всего несколько месяцев, кроме ДЦП много проблем, в том числе, со зрением. Вместе с мамой он сидит в «коврике», окруженный теплыми спокойными собаками. Последние помогают расслабиться. Коля сосредоточен, прислушивается к новым ощущениям.
Инструкторы центра рассказали, что на первых занятиях Коля никому не позволял к себе прикасаться, но теперь может с помощью людей похлопать руками по собачьим бокам в такт потешкам. Так постепенно он приучается к рабочему темпоритму на занятиях. Пока что ребенок быстро утомляется от количества впечатлений, и ему требуются небольшие паузы.
Стас
Пятнадцатилетний Стас занимается давно, и решает на занятиях уже задачи посложнее, хотя со стороны кажется, что он просто разучивает танец с собакой. Ему надо следить за собой и за «партнером», помнить движения и их последовательность, команды — и все это под красивую музыку, что тоже важно. И самоконтроль, и речь, и память, и внимание, и ориентация в пространстве здесь на хорошем качественном уровне. Стас уже принимал участие в первых соревнованиях по танцам с собаками, выступал со своим номером во время елки «Солнечного Пса» и на других праздниках.
Для подростков очень важно, что они могут выступать, чувствовать себя нужными.
«Случается, что во время подготовки танца ребенок не только учится произносить команды собаке, но и переносит полученные навыки в повседневную жизнь», — рассказывает Татьяна Любимова.
Например, один наш "ученик" до занятий не разговаривал, а к концу учебного года, начав с тихого повторения команд во время танца, вышел на фразовую речь и смог сообщать близким о своем состоянии и желаниях.
Про собак
Собак-терапевтов для программы «Солнечный пес» учат в центре «Собаки-помощники инвалидов», который также готовит поводырей. Перед тем, как купить щенка у заводчика, его тестируют специалисты. Выбирают самых спокойных и готовых к общению. До полугода будущие терапевты растут у волонтеров, после их передают в центр, где начинается полноценная дрессировка.
Перед тем, как начать настоящую работу, собаки проходят длительную стажировку и сдают экзамены.
Для того, чтобы как можно большее количество людей получало помощь в рамках таких программ, как «Солнечный пес», необходимо популяризировать такие социальные инициативы. Именно поэтому бренд PURINA® уже на протяжении трех лет поддерживает деятельность центра «Собаки-помощники» и содействует продвижению роли домашних животных в обществе.
Также в центре специалисты из Москвы и других городов проходят курс тренировок с подобранными для них собаками. Как результат – канистерапевт возвращается домой уже со своей собакой — сработанной парой, проверенной на практике. Но обучение продолжается дальше: чем дольше канистерапевт работает в связке с собакой, тем тоньше та его понимает и точнее реагирует на его действия, сигналы. Так что специалист может сосредоточить все внимание на ребенке.
«У собак-терапевтов тонкая работа, — говорит Татьяна Любимова. — Например, на маршруте в одном случае она играет ведущую роль, немного тянет ребенка вперед, задает направление, а в другом, наоборот, отдает инициативу малышу, и он командует, следит, чтобы пес правильно выполнял команды. То же самое во время игры в мяч. Собака старается оставаться в поле зрения ребенка, не убегать далеко, но и не отдает мячик сразу, проносит его буквально в сантиметрах от рук, а когда малыш ухватится за игрушку, не отдает сразу. Это нужно, в том числе, чтобы установился контакт глаза в глаза, важный для детей с аутизмом и не только. Чтобы так работать, надо хорошо чувствовать человека».
Собака-новичок погружается в работу постепенно, потому для нее это серьезная нагрузка. Так, стажер «Солнечного пса» Руви пока работает пару дней в неделю, опытные собаки заняты чаще: посещают реабилитационный центр и интернаты, участвуют в специальных мероприятиях.
Голден ретривер — это не большая золотая таблетка от всех проблем, но в грамотных руках обученная собака может стать хорошим средством реабилитации.
«Каждый ребенок движется в своем ритме, но прогресс есть практически всегда — у каждого он свой. Кто-то движется быстрее, кто-то идет к результату маленькими шажками годами. Даже тяжелый ребенок, когда берет в руки поводок, становится ответственным за другое существо, учится проявлять инициативу, быть главным в паре. А самостоятельность и высокая самооценка — то, чего так часто не хватает нашим детям», – заключает Татьяна.
Редакция благодарит за помощь в организации интервью и предоставленные фотографии УКЦ «Собаки-помощники».
Читайте также: