Собаки-актеры. Как они снимаются в кино

«Хочешь снять мелодраму — введи в сценарий пять поцелуев. Хочешь снять вестерн — пусть актеры сделают не менее десяти выстрелов. Не хочешь ни того ни другого? Сделай героем одно животное — успех фильму обеспечен». Длинный список фильмов с собаками в главных ролях только подтверждает мудрость американских сценаристов и режиссеров.

«Четвероногие артисты гораздо лучше и надежнее двуногих: не капризничают, не требуют авансов. К своему делу относятся честно и старательно...» – так шутил про животных-актеров знаменитый артист-дрессировщик В.Л. Дуров. В 1912 году он снял фильм «И мы как люди», который подтверждает – «звери тоже могут играть, как актеры...».

Автор Mail.ru Питомцы Дарина Никонова поговорила с руководителем студии «Мосфильм-КИНОлогия» Виктором Зуйковым о собаках, которые снимаются в кино.

Фильмы с участием животных воспитывают в людях (в детях особенно) правильное отношение к миру и братьям нашим меньшим. Кино без животных — мертво, потому что животные облагораживают картину. Ну и вдобавок съемки в кино — лучшая реклама породы.
Виктор Зуйков
Руководитель студии «Мосфильм-КИНОлогия»

Если по какой-то причине нужно вызвать в зрителях сочувствие к отрицательному персонажу, можно позволить ему спасти собаку, или, скажем, волчонка (как делает герой актера Алексея Гуськова в сериале «Граница. Таежный роман»).

Как собаки попадают в кино?

Может ли собака «с улицы» стать звездой? Ответ: «Да!»

Начав работать на «Мосфильме», Виктор почти сразу начал собирать картотеку потенциальных актеров. За неделю он отсматривал по 10-12 животных.

Попасть в такую картотеку может любое животное. Хозяину предлагается заполнить анкету из 17 вопросов. Среди них есть, например, и такие:

  • Может ли ваша собака лаять по команде?
  • Как собака переносит транспорт?
  • Если ли у хозяина свой транспорт?
  • Степень занятости хозяина.

Хозяев просят прислать фотографии с собакой и собаки в нескольких ракурсах: крупно морду, общий вид. Все, как у актеров среди людей, одним словом.

До поры до времени все данные о животном хранятся в базе. Когда начинается работа над фильмом, начинается и работа с актерами. «Шерстяных артистов» набирают в два этапа: работают с каталогом (выбирают подходящих животных для фильма), а потом — с каждым актером по отдельности.

1

Как проходит собачий кастинг?

Для начала Виктор смотрит, как собака взаимодействует с хозяином: слушается ли его (или ее) в принципе, знакома ли с командами (общего курса дрессировки), умеет ли делать трюки: давать лапу, «умирать» по команде, ходить на задних лапах.

Дальше обращают внимание, как собака взаимодействует с чужими людьми, как она работает с инструкторами, ведь собаку надо познакомить с актерами, обучить необходимым командам.

На самом деле, шанс стать актером есть даже у самой непослушной собаки: все зависит от сценария. Но, конечно, у воспитанных общительных собак возможностей больше.

Далее фотографии «избранных» Виктор отсылает режиссеру.

Кастинг в фильм «Участок» с Сергеем Безруковым прошли две собаки: бладхаунд Цезарь и бордосский дог. Финальный кастинг прошел дог, но за день до съемок он проглотил мячик из вспененной резины и погубил свою кинематографическую карьеру (слава Богу, не себя).

По поводу Цезаря соображения были следующими:

  1. Это собака американских полицейских.
  2. По сценарию пес достается герою Безрукова от арестованного хозяина-олигарха, и нужна порода поэкзотичнее.

Цезарь, кстати, оказался умен: увидел свое отражение в зеркале, убедился, что второй собаки там нет, и потерял к отражению интерес. Как говорится, «плюс 100 к кинокарме»! За такой ум Цезарю «простили» даже присущую породе слюнявость: у Безрукова было три пары милицейских брюк, а перед съемкой эпизодов Цезарю тщательно протирали морду салфетками.

На съемках сериала «Счастливы вместе» роль Барона получила бернский зенненхунд Байра, идеально исполнившая все трюки. Байра с самого начала покорила сердце Виктора, а потом – и всей съемочной группы.

Кстати, Виктор рассказывает, что упрашивал авторов оригинального ситкома «Женаты... с детьми» внести изменения в сценарий: разрешить Букиным «даму-зенненхунда» вместо кобеля. Но создатели настаивали: у Букиных должен быть Барон! Но Байра отлично справилась и с «мужской» ролью.

Каких собак не берут в актеры?

Если собака обладает идеальной фактурой, но не работает в кадре — не слушает команды, склонна к страхам/любопытству/агрессии, карьеру звезды ей не сделать.

2

У актеров-собак есть дублеры?

Да, у четвероногих тоже есть дублеры.

Во время опасных эпизодов фильме собаку может заменить чучело или специально обученный «трюкач». Вспомните сцену из фильма «Белый Бим Черное ухо», где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и в ужасе смотрит на огни мчащегося на него поезда. В ней снялся Денди – дублер основного актера – английского сеттера Степы.

Болезни, форс-мажоры случаются и у четвероногих артистов, и у их хозяев, в этом случае также потребуется замена. Еще среди собак бывают востребованные актеры, которых могут снимать в нескольких фильмах в одно и то же время. Ну и, в конце концов, животное устает, если на съемках жарко или холодно, это тоже надо иметь в виду.

Если съемки фильма или сериала длятся несколько лет, собака может состариться, измениться внешне. Например, роль колли Лесси из одноименного сериала сыграли 9 кобелей, потому что колли-суки сильно линяют один-два раза в год и не могут участвовать в длительных съемках.

Понятно, что колли и сенбернары – длинношерстные породы, и зритель с экрана не определит их половую принадлежность. А что делать, если собака, идеально подходящая на роль дублера, не того пола?

Виктор говорит, что выручают стандарты породы. Если главный песогерой – кобель, то сука может его заменить на дальних планах. А наоборот – замена девочки мальчиком – может и не получится. Остается либо подбирать максимально похожую собаку, либо использовать чучело.

Иногда четвероногий актер патологически добрый, и такой характер не вписывается в сценарий. В фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман» любимая собака Виктора – сибирская хаски Метель – отказывалась грызть своего хозяина в эпизодах: в этих кадрах он дублировал Алексея Гуськова. Приходилось засовывать под гимнастерку пакет с куриными костями, чтобы собака прыгала и грызла ткань. А когда Метель уже окончательно отказалась рычать и показывать клыки, пришлось привезти в качестве дублера ее мать – Асю. Она отыграла «агрессивные» сцены.

6

Как достоверно показать в кадре раненую или больную собаку?

Иногда животным-киноактерам приходится сниматься в непростых (а иногда даже душераздирающих) эпизодах. В фильме «Ко мне, Мухтар!» шерсть исполнителя главной роли мазали медом, чтобы пес получился в кадре всклокоченным и больным.

В фильме «Граница. Таежный роман» уже упомянутая Ася снималась в финальной сцене, когда мертвая волчица лежит на окровавленном капитане Голощекине. Асю намазали смесью кетчупа со сценической кровью, чтобы получить правдоподобно выглядящие раны. «Кетчуп необходим, потому что сценическая кровь на шерсти животных дает неожиданные оттенки. Кроме того, кетчуп легко отмывается с шерсти», – поясняет Виктор.

Как в кино имитируют смерть животного?

Киношной смерти добиваются при помощи точно рассчитанной седации (легкого наркоза) и дополнительного укола, укрепляющего сердечную мышцу. Снимать при этом надо очень быстро, иначе «труп» начнет оживать, и, как далматинец в «Королеве Марго», примется с аппетитом слизывать с себя «кровь» из красносмородинового варенья. На всех съемках, в которых задействованы животные, обязательно должен присутствовать ветеринар.

Если же седацию сделать невозможно, то снимать надо так, чтобы не были заметны движения грудной клетки и глаз. Но тогда собака должна быть супервоспитанная, четко выполняющая команды «Лежать» или «Умри».

В жестоких сценах, конечно, используют чучела.

5

Какие еще сложности возникают во время съемочного процесса?

Актеры могут бояться собак. Собаки это чувствуют и не слушаются. Подобные ситуации, например, были на съемках сериала «Аэропорт» и в первом сезоне «Возвращения Мухтара». Пришлось проводить специальные занятия, но не для собаки, а для людей-актеров.

Бывает, что у актера проявляется аллергия на животное. В тяжелых случаях, когда медикаменты не помогают, приходится приглашать дублера.

Иногда ситуация вынуждает действовать так, как поступил Леонид Гайдай на съемках короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс». Исполнитель роли Барбоса, «дворянин» Брех, невзлюбил Евгения Моргунова настолько, что даже укусил актера. Поэтому большинство сцен снимались «бесконтактно», люди отдельно, собака – отдельно.

«Глобальная сложность состоит еще и в том, что в российских картинах собакам редко отводится центральное место. И если в заграничных фильмах собака работает одна с дрессировщиком, который находится за кадром, у нас такой возможности нет», – рассказывает Виктор.

«Сейчас мало фильмов о животных и с участием животных. Полный метр заменяют ролики о животных на YouTube. В последних часто смешным считается издеваться над животным (например, дразнить собаку или подложить коту огурец), – сетует Виктор. – Именно поэтому я и придумал единственный в мире кинофестиваль о животных-актерах и людях, работающих с ними на съемочной площадке, – "Золотой клык"».

Редакция выражает благодарность Виктору Зуйкову за помощь в подготовке материала.

Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования