Героические собаки Запада: три храбрых сердца

Войны и катастрофы — вместе с людьми в страшные перипетии попадают и животные. Мы знаем о наших собаках — героях ВОВ: овчарках-миноискателях Дине и Джульбарсе, собаке-санитаре Мухтаре, собаках-связистах, собаках-разведчиках... Истории их заокеанских собратьев менее популярны, но не менее человечны и трогательны.

Смоки: связист, терапевт и 1,8 кило героизма

2_1

История первой в мире собаки-терапевта — миниатюрной девочки Смоки началась в 1944 году в Новой Гвинее, где в заброшенном окопе ее нашел американский солдат.

Уже взрослая собака достигала всего 18 см в холке. Она не понимала команд ни на одном языке, и неизвестно, как вообще попала в Тихоокеанский театр военных действий. Вероятно, с хозяином, которого убили. Собаку продали капралу Уильяму Винну, с которым Смоки прошла суровые военные будни: жара, высокая влажность и обилие насекомых, постоянные воздушные налеты, и дважды — тайфуны. Винн в свою очередь делил с собакой солдатский паек: не будучи официально на службе, она не получала питания от армии.

Смоки сопровождала хозяина в 12 боевых операциях: сидела у него за спиной в ранце. Малышка не раз предупреждала хозяина об опасности и однажды спасла ему жизнь.

Юркая собака помогла и в общем деле, проложив кабель связи через подземную трубу, сэкономив силы рабочих и техники, а также время.

Еще в войну Смоки под руководством хозяина обучилась множеству трюков, которыми развлекала раненых и солдат. В военных документах значится, что она «работала» на госпитальной станции No 233 в Новой Гвинее вместе с медсестрами. После войны ее постоянно приглашали на телевидение, и так она стала настоящей «звездой», но о миссии собаки-терапевта ее хозяин не забывал и возил ее в госпитали для ветеранов.

1

Умершую примерно в 14 лет Смоки похоронили с воинскими почестями в коробке для патронов, а через полвека на ее могиле появилась бронзовая статуя, посвященная «собакам всех войн».

Джуди: талисман, Робинзон и военнопленная

3_1

Приключения пойнтера Джуди начались за несколько лет до начала Второй Мировой войны: собаку взяли на британский корабль «Нэт» в качестве талисмана, но в 1939 году вместе с его командой она переместилась на военный корабль «Грассхоппер», который следовал в Сингапур для участия в сражении с войсками примкнувшей к фашистам Японии. Моряки очень ценили способность Джуди предупреждать лаем о налетах раньше, чем вражеские самолеты и корабли обнаруживались постовыми на вахте.

Джуди пережила несчастный случай, если бы не удача, она бы погибла. В тот день корабль в результате налета получил серьезные повреждения, и моряки были вынуждены оставить судно из-за опасности взрыва. На корабле осталась собака: ее просто не нашли при эвакуации. Оказалось, что выход Джуди завалило мебелью и она не могла выбраться. Когда судно вынесло на мель около необитаемого острова, один из спасшихся, подобно Робинзону Крузо, пробрался на него, чтобы забрать продукты и оружие. Он услышал Джуди, вызволил ее и вернулся с собакой к товарищам. Моряки умирали от жажды, и собака спасла их, найдя источники пресной воды.

На островке обнаружились старые лодки, на которых моряки доплыли до Суматры, где попали в плен к японцам и были отправлены в концентрационный лагерь. Верную Джуди взяли с собой, и в лагере ей было суждено встретиться со своим будущим хозяином, британским летчиком Фрэнком Уильямсом. Улучив момент, когда комендант напился, Уильямс добыл его подпись под приказом зарегистрировать Джуди как военнопленную, что спасло собаке жизнь: надзиратели не раз хотели ее пристрелить, потому что она предупреждала пленных об их приближении и добывала еду: крыс, птиц и даже маленьких обезьян. Однажды пленных перевозили в Сингапур, и у самого порта корабль был потоплен торпедой, выпущенной с подводной лодки. Джуди была на судне: хозяин перевозил ее в мешке из-под риса, а умная собака молчала и не двигалась. Не зная, удастся ли ему спастись, Фрэнк выбросил собаку в воду через иллюминатор. Джуди не только спаслась сама, но и помогала людям — подталкивала к ним предметы, зс помощью которых они могли держаться на воде.

Спасшиеся — в том числе хозяин Джуди опять оказались в лагере, и там собака сама отыскала Фрэнка, который вспоминал впоследствии, что это был один из счастливейших дней в его жизни.

Лагерная жизнь была невероятно тяжелой — пленные прокладывали в джунглях железнодорожные пути, их одолевали тропические болезни, а скудный паек состоял из тапиоки и личинок.

После войны и освобождения из плена вплоть до самой своей смерти в 1950 году Джуди работала с Фрэнком, который оказывал гуманитарной помощью в Танзании.

4_1

Героическая собака похоронена у озера Танганьика, а ее ошейник и полученную ею медаль Марии Дикин «За отвагу и выносливость, которые помогли сохранить боевой дух среди своих товарищей, и за сохранение жизни многих людей с помощью ума и преданности» можно увидеть в столице Великобритании в Имперском военном музее.

Барри: горноспасатель и просто герой

7_1

С начала XVIII века в монастыре святого Бернара держали крупных собак, которых обучали поиску людей, потерявшихся в горах или попавших под лавину или в буран. Собаки откапывали пострадавших, лизали им лицо, согревали дыханием, потом ложились рядом, делясь своим теплом, подставляли шею, на которой висела фляжка со спиртным, и бок, где была привязана корзина с аптечкой и одеялом. Потом собака с помощью лая вызывала помощь, или бежала за людьми, а чаще — тащила пострадавшего на себе.

Порода сенбернар — собак-спасателей, многие из которых прославились, начала формироваться именно здесь. А первой «звездой» был Барри (1800-1814 гг). Рассказывали, как он нашел в ледяной пещере ребенка, мать которого погибла, и принес его на спине в монастырь, всего же на счету собаки— сорок спасенных.

5_1_t8HSzKw
«Он спас сорок жизней, и погиб, спасая сорок первую» — так написано на памятной доске в его честь. 1812 год, Швейцарские Альпы.

Возможно, дело было не совсем так. Рассказывают, что снега в тот день выпало столько, что искать пропавшего швейцарского солдата пришлось двое суток. С трудом, но Барри удалось откопать его. Пес, как и положено, стал лизать пострадавшего в лицо, но тот, очнувшись, принял его за волка и воткнул в него штык от винтовки. По одной версии Барри погиб, по другой – он смог добраться до монастыря, где его выходили монахи. Но из-за ранения и его последствий уже немолодой пес оставил «службу». Он прожил еще два года в швейцарском Берне с любящим хозяином — монахом, вызвавшимся его забрать.

Память о Барри до сих пор чтят в Европе: его чучело находится в Музее естественной истории в Берне, в Париже на кладбище животных есть его памятная доска, а в монастыре Святого Бернара, где до сих пор разводят собак, одну из них всегда зовут Барри.

Подпишитесь на нас
Новости от Питомцы Mail.ru
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования