Счастье размером с пони: как принять в семью большую собаку. Личный опыт

Последние годы стали особенно трудными для российских волонтеров, занимающихся крупными бездомными собаками: сейчас нелегко найти дом псу даже чуть выше колена. А крупной собаке нужен вдвойне ответственный владелец, который не только справится с гигантом, но и создаст ему правильные условия содержания. Но главное — не отступит при трудностях, которых в жизни с такой собакой немало. Питомцы Mail.ru поговорили с хрупкой женщиной Марией, решившейся на неординарный шаг: спасти из плохих условий фенотипичного турецкого волкодава.

«Пропал мой друг — я не смогла помочь». Вместо предисловия

Ирис
Источник: личный архив

Я всю жизнь прожила в Москве, и когда переехала за город, познакомилась с бродягой-псом. Сначала он просто жил неподалеку, а потом стал для меня компаньоном и другом. Я назвала его Марти.

Приучить его к поводку оказалось невозможно даже с помощью кинолога: в детстве пес пострадал от жестокого обращения и как огня боялся любых ремней и ошейника. В поселке нашлись люди, очень недовольные тем, что собака ходит без поводка — понять их можно, но каждому его грустную историю не объяснишь. Марти был очень добрым и никого не трогал, везде ходил за мной, ждал меня у магазина, сопровождал на прогулках по лесу, мы жили счастливой жизнью. Когда было нужно, я защищала его, а он меня. Но однажды — после стычки с местным жителем, который стал забрасывать Марти снежками, — пес пропал. Я искала его везде полгода, ездила по каждому звонку по объявлению, но так и не нашла. 

«В гости зашел… волкодав» 

Ирис
Источник: личный архив

Ирис пришла ко мне сама, потому что ворота все еще были открыты для Марти, мы его ждали и надеялись, что он вернется. Огромная собака, предположительно породы кангал, или анатолийская овчарка (турецкий волкодав), зашла в гости, потому что заблудилась и искала дом. Было видно, что это щенок — хоть и очень крупный, но наивный добрый щенок, который потерялся. Я сделала фотографии и разместила везде в местных группах потеряшек — и через сутки нашелся хозяин.

Оказалось, что Ирис жила на цепи на складе металлолома и попросту сбежала. Хозяин забрал ее, а я иногда навещала «своего» волкодава. Собака очень привыкла ко мне и радовалась моему приходу. Мне не нравились условия ее содержания: Ирис жила на цепи, лежала на солнце на проезжей части склада металлолома, прямо перед ее носом ездили грузовики. Никому она не была нужна по-настоящему, но нравы там были простые — меня не понимали и не слышали. Вскоре она тяжело заболела — и ее попросили забрать. 

Ирис мне вручили вместе с цепью, которую я еле донесла до дома. За полгода никто с прежнего места жительства не навестил собаку и не поинтересовался ее судьбой. 

«Грозный» пес Ириска

Ирис
Источник: личный архив

Так началась история нашей большой — во всех смыслах — любви. Я сразу, еще в первую встречу почему-то назвала эту огромную собаку Ириской. Спустя время, когда я привела ее домой, я засомневалась в имени: не слишком ли оно нелепое для громадины. Друг посоветовал мне найти у собаки лучшее качество и посмотреть, как будет это слово на латинском языке. Первое, что пришло на ум — радуга, потому что Ирис раскрасила мой мир, а еще мне казалось, что это Марти шлет мне привет таким способом. Как же я была удивлена, узнав, что радуга по латыни — «iris»! Но радужной наша жизнь не стала: начались проблемы.

«Я два месяца спала с ней на улице»

Ирис
Источник: личный архив

Пока было тепло, Ирис ночевала в вольере, а днем «паслась» на участке (помимо прогулок на поводке за территорией) или находилась на веранде. Кстати, к вольеру мы ее долго приучали, хотя он очень хороший: с соломой и с домиком для ночного сна.

Возникли сложности с лаем, так как Ирис — охранная собака, а у нас рядом многоквартирный дом и люди постоянно ходят туда-сюда. Естественно, соседям — как и нам — не нравился шум. Чтобы отучить Ирис лаять, первые два месяца я просто ночевала с ней на улице — благо, было лето. Я командовала при лае «фу» и поощряла спокойное поведение. Постепенно она все поняла и стала успокаиваться по команде.

Когда похолодало, проблема с лаем все еще частично сохранялась, и я уже не могла оставаться на улице и контролировать лай по ночам. Я очень хотела, чтобы Ирис ночевала дома, но собака только привыкла к вольеру! Заводить Ирис в дом приходилось буквально силком. По совету кинолога, мы сделали хорошую подстилку около двери, где немного прохладнее: таким собакам нежелательно находиться в душном помещении. Ирис поняла, что это ее место и довольно быстро привыкла ночевать дома. Тут ее игрушки и подушка, на которой она спит.

Ириска очень деликатная собака: ничего не портит и знает, что это ее место. С этих пор мне намного спокойнее: ночью я слышу, как Ирис сопит у двери — и у меня очень тепло на душе.

«Прыгает как ребенок. То есть как теленок»

Ирис
Источник: личный архив

В воспитании большой собаки прежде всего нужно учесть ее габариты. Сейчас Ирис весит около 50 кг. Когда она радуется или хочет играть, то прыгает на меня — а радуется она часто, ведь это еще совсем юная собака. От прыжков на человека я ее отучаю. Например, когда я прихожу домой с работы в городской одежде, то держу у нее перед носом лакомство на вытянутой руке — тогда Ирис играет и прыгает, но не сбивает меня с ног. Потом она должна успокоиться по команде и получить поощрение.

Есть трудности с прогулками, потому что за полгода Ирис подросла. Она тянет поводок при виде сородичей, но такая проблема есть у многих собачников, мы с этим работаем. Ирис делает успехи: ведь она у нас всего полгода, а до этого с ней никто не гулял, с детства она проводила все свое время на цепи. Но нам еще много предстоит социализироваться и учиться.

«Питание и воспитание»

Ирис
Источник: личный архив

Я консультировалась с кинологом по питанию и обучению Ирис. Все советы и рекомендации специалиста работают: главное — не лениться их выполнять и не думать, что все знаешь сам. Кроме того, я много читаю блоги и статьи про собак, смотрю обучающие ролики. Мне непросто все успеть, потому что я много работаю и занимаюсь домом — но мы с Ирис стараемся. Весной я планирую начать ходить на собачью площадку, чтобы Ирис социализировалась и общалась с другими собаками. Сейчас скользко, и нам сложно ходить далеко. 

Ирис хоть и большая собака, но ест немного. Мы остановились на промышленном корме. Ириске всего год, и я решила, что пока она растет, ей нужно сбалансированное питание, а с кашами я боялась чего-то ей недодать. Возможно, в будущем перейдем на каши с добавками: специалист рассчитал нам рацион, но пока удобнее и спокойнее с кормом, который собака хорошо переносит. В месяц Ирис съедает около 10 кг корма и каждый день я ей даю разные собачьи лакомства: сушеное легкое, рубец, свежее мясо и микс субпродуктов. Натуральную еду не рекомендовано смешивать с кормом, но мясо она получает как лакомство задолго до кормления.

«Люди иногда боятся, но больше улыбаются»

Ирис
Источник: личный архив

Историю Ирис уже знают в нашем поселке: многие видели ее на цепи в грязи на тридцатиградусной жаре и радуются, что я забрала ее. А еще Ирис очень красивая и, наверное, мы забавно смотримся вместе: неизвестно, кто кого ведет гулять. Конечно же, я не спускаю Ирис с поводка. От дома до леса у нас минут пять пешком — и мы часто гуляем в лесу. С большой собакой трудно справиться, когда скользко — я не рискую выводить ее в такие дни, и она гуляет на участке. Разумеется, это собака только для частного дома со своим двором. 

«Доктор, это Ирис, Ирис, это доктор»

Ирис
Источник: личный архив

У ветеринара мы были дважды — ходили пешком. Первый раз — на плановый осмотр и прививку. Бедную Ирис пришлось затаскивать в клинику, так как она отказывалась туда заходить даже с лакомствами. Закрытое помещение пугает ее: это «травмы» прошлого.

Второй раз мы ходили на осмотр после течки, так как были проблемы и Ирис делали УЗИ внутренних органов. Тогда же нас проконсультировали насчет будущей стерилизации — крупным собакам необходим особый подход. Нужно было снова завести Ирис в клинику — мне помог папа, вдвоем было намного легче. УЗИ делают на кушетке, поэтому пришлось втроем — уже с ветеринаром — укладывать на нее наш гигантский цветочек. Ирис не сопротивлялась и не проявляла агрессии — просто боялась. Но оказалось, что Ириска — очень терпеливая собака и быстро забывает негатив. Обратно она уже шла гордая собой и полная радости от прогулки. 

«Ура, гости! Ура, кошки!»

Ирис
Источник: личный архив

Ирис очень любит гостей, но мы знакомим ее с пришедшим человеком постепенно и держим ее на веранде для предварительного знакомства. Она радуется и прыгает, а люди по большей части опасаются — не ее саму, а ее габаритов. 

У нас четыре кошки, и с этим пока тоже много проблем. Ирис хочет с ними играть, и, хотя бояться они ее перестали, но дружелюбия не проявляют: уходят в комнаты при ее приближении. Она их не трогает — просто виляет хвостом и нюхает, но Ирис такая большая, что кошкам, конечно, не по себе. 

«Так много любви, что хватит на троих»

Ирис
Источник: личный архив

Вот уже полгода мы с Ирис неразлучны. Конечно, сложностей немало, но я учу ее командам и корректирую поведение. Впереди еще много работы, но и радостной жизни вместе. Ирис — очень благодарная собака и сильно ко мне привязана. Не имеет значения, чистокровный ли Ирис кангал и кто она вообще. Важно, что я обрела нового друга, который хоть и непоседа с меня ростом, но дает столько любви, что хватит на троих. Думаю, что животные, которые много испытали и жили в тяжелых условиях — самые благодарные и любящие. Протянуть руку тому, кто слабее — даже если этот кто-то размером с пони и громко лает — не так страшно, как кажется. Но очень важно понимать, что трудности будут — и не питать иллюзий, что крупная собака сразу станет образцово-показательной. И трудности эти при желании решаемы. 

Редакция благодарит Марию и желает ей успехов и долгих счастливых лет вместе с Ирис. 

Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования