Зоопсихолог Чарльз Сноуден из Университета Висконтин-Мэдисон заметил однажды, что люди имеют обыкновение проецировать музыкальные предпочтения на домашних питомцев и поэтому включают им свои любимые композиции. Однако результаты современных исследований говорят о том, что животные абсолютно равнодушны к нашей музыке.
Чарльз Сноуден пришел к такому выводу: темп нашей музыки соответствует частоте биения сердца, а шкала тонов и полутонов, приносящая нам удовольствие и радость, находится в нашем вокальном диапазоне. У животных другой сердечный ритм, а вокализация отличается от человеческой – поэтому-то им тяжело воспринимать Баха и Моцарта. Выходит, чтобы животным понравилась музыка, ее нужно создать специально для них. Этим и занялись в 2009 году Чарльз Сноуден и композитор Дэвид Тье.
Свой эксперимент они поставили на обезьянах-тамаринах, сочинив для них две мелодии. Сердцебиение этих обезьян в два раза чаще, чем у людей, а их вокальный диапазон выше на три октавы. Для нас эти композиции из-за пронзительного звучания оказались бы крайне неприятны. Обезьяны же после прослушивания сочиненных для них песен стали не по обыкновению активными и несколько взволнованными. Так Чарльз Сноуден доказал, что обезьяны могут быть музыкальными ценителями.
После проведенного эксперимента Сноуден начал создавать музыку для кошек, темп которой соответствует частоте сердечных сокращений кошки, а вокальный диапазон более высокий, чем у человека – характерный тому, которым общаются котики. Сочиненные композиции были протестированы на 47 кошках. Во время испытания проигрывались как кошачьи треки, так и классические произведения Форе и Баха. И если к классике животные были равнодушны, то к «своим» композициям они прислушивались и даже заинтересованно подходили к источнику звучания звука.
Как устроено кошачье ухо
Слух у кошек – явление удивительное. Акустический диапазон мурлык позволяет им улавливать звуковые волны высокой частоты, от 50 до 65 кГц. Человеческое ухо не в состоянии различить их. Мы можем услышать звуки лишь от 16 до 20 кГц. У кошек вдвое больше нервных окончаний, передающих звуковые сигналы, чем у людей. Благодаря своему исключительному слуху домашние хищники слышат звуки, которые издают мелкие грызуны, могут в полной темноте поймать «обед», уловив писк своей добычи, прибегают на кухню, услышав шорох открывающегося холодильника.
Ухо кошки делится на три отдела: наружное, среднее, внутреннее. Раковина, которую мы видим – наружное ухо, этот отдел начинается от кончика и заканчивается барабанной перепонкой. Перепонка защищена от травмирования горизонтальным и вертикальным слуховыми каналами.
Среднее ухо нам уже не видимо. Самая главная часть здесь – три слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), которые принимают звуковые сигналы от барабанной перепонки и передают их дальше, во внутреннее ухо. Интересно, что барабанная перепонка имеет свойство ослаблять резкие и слишком громкие звуки.
Самая важная составляющая строения слуха кошки – внутреннее ухо. Этот отдел по своему строению напоминает улитку или лабиринт, где находится Кортиев орган. Здесь находятся клетки, отвечающие за правильное восприятие жизненно важных звуков животным. Звуковые колебания, поступая через барабанную перепонку, преобразуются в импульсы, понятные мозгу, в котором уже и формируются звуковые сигналы.
Они заполнены жидкостью и микроскопические волоски, находящиеся в каналах, улавливают колебания жидкости. Именно благодаря этому мозг кошки определяет, где находится верх, а где низ, и может ориентироваться в пространстве.
Оберегайте домашнюю любимицу от громких и резких звуков. Из-за того, что у кошек высокая звуковая чувствительность, животные могут испытывать стресс, если слишком часто слышат ругань, крики на улице, шум от бытовых приборов, например, пылесоса, блендера, фена.
Читайте также: