Как связаны люди и их питомцы, рассказывают президент Национальной ветеринарной палаты (НВП) Евгений Бурмистров и председатель этического комитета НВП Сергей Мендоса-Истратов.
Опасайтесь диких животных, которые не боятся
Дарья Буравчикова, «АиФ»: — Слышала, что дачный сезон — напасть для ветеринаров: дачники несут к ним «подлечить» большое количество диких животных...
Сергей Мендоса-Истратов: Такое случается, могут принести в клинику лисят, ежей, белок и многих других животных. Сейчас нередки случаи бешенства у животных — лучше не приближайтесь к диким животным, особенно, если они сами идут к вам. Объясните детям, что прикасаться к диким животным вообще нельзя. Ёж или куница, которые идут к вам в руки, с большой долей вероятности больны бешенством. Эта болезнь заставляет животных менять поведение, забывая про инстинкт самосохранения. Если ребенка укусило, поцарапало или облизало какое-то незнакомое животное, он обязательно должен сообщить родителям. И надо понимать: если сразу же не начать вакцинироваться, и бешенство разовьётся, человек погибает со 100%-ой вероятностью.
— Детей вообще нужно учить обращению с животными — многие воспринимают их аналогом плюшевых игрушек?
— Да, воспитание детей ответственному и грамотному обращению с животными — это и развитие доброты, и заботливого отношения к природе. Наша Палата предлагает ввести в школы программу по правильному и безопасному обращению с животными, чтобы все с детства понимали степень ответственности и были защищены от болезней, общих для человека и животных. Тогда будет меньше взрослых, которые вывозят животных в лес и привязывают их там к дереву. После дачного сезона оказываются брошенными тысячи питомцев по всей стране!
А дети часто, когда просят животное, думают: я буду гладить эту собачку и показывать друзьям. А потом оказывается, что за ней надо убирать. Чесать, выводить гулять в дождь, лечить. Сейчас мы проводим подобные лекции и мастер-классы, но точечно, и этого явно недостаточно. И те, кому не все равно, эту работу берут на себя — ведь мы каждый день видим последствия неправильного отношения к животным.
Лечение вне закона
— Как выбрать клинику, чтобы быть уверенным в знаниях врача? Не всем ветеринарам доверяешь...
— Оценить уровень ветеринарной клиники или врача владельцу животного непросто. За рубежом существует система подготовки ветеринарных специалистов, которой ведают профессиональные врачи. Там некомпетентный врач не может легально работать. Клиенты спокойно доверяют ветеринарным врачам в такой ситуации. Мы стремимся к тому, чтобы в нашей стране было так же. Большое число ветеринарных клиник и врачей со всей страны объединились, и создали Национальную ветеринарную палату — саморегулируемую организацию, цель которой — повысить качество ветеринарной помощи и профессиональный уровень врачей. Создали стандарты оказания помощи, применения лекарств, постепенно выстраиваем систему повышения квалификации. Это хлопотно и затратно, но мы сделали это добровольно, мы хотим, чтобы все врачи в нашей стране лечили не просто хорошо, а даже лучше, чем за рубежом. В прошлом году принят очень важный документ — Этический кодекс ветеринарного врача, обязательный к исполнению всеми членами Палаты. Вместе мы решаем важнейшие вопросы, касающиеся будущего ветеринарии. Поэтому, принадлежность клиники к НВП — одно из немногих, гарантирующих особое, ответственное отношение к животным.
— Как вычислить нечестного ветеринара?
— Таких откровенных злодеев я не знаю. Но есть интернет-мошенники, которые маскируются под ветеринарные службы. Это организации, которые дают массовую рекламу в интернете, маскируясь под ветеринарные клиники, где — якобы! — идет в настоящий момент ремонт, поэтому врач выезжает на дом. Ко всему в интернете надо относиться критично, не только к объявлениям о ветеринарной помощи. Со временем таких случаев становится все меньше. Чаще надо защищать ветеринаров, потому что люди действуют на эмоциях неадекватно.
— Это, например, как?
— Был вопиющий случай: пациент устроил скандал и кинул мертвого кота в лицо администратору. Причем закон запрещает нам отказать такому человеку в обслуживании. Если он завтра придёт с другим питомцем — мы будем обязаны его принять. После этого случая мы предлагали законодательно увеличить наказание за нападение на рабочем месте — неважно, администратора ветклиники, официанта, учителя, врача.
— Какие еще проблемы есть у отрасли?
— Есть несколько проблем с законодательным вакуумом. Например, о нас забыли, при составлении Закона об обороте лекарственных веществ. В результате непонятно, как ветеринарам использовать медицинские лекарства в лечении животных! Смотрите: закон об обращении лекарственных средств разделяет все лекарства на две категории — для медицинского применения и для ветеринарного применения. К сожалению, для ветеринарного применения зарегистрированы, в основном, препараты для сельскохозяйственных животных. Между тем для собак и кошек во всем мире применяют многие из тех средств, что и для людей, иногда в других дозах.
Регистрация это дорогой процесс — в случае с ветеринарией мелких животных — невыгодный для производителей лекарств.
В цивилизованном мире этот вопрос решен — есть специальные статьи в Законах, где описано, в каких случаях ветеринарный врач может применять человеческие лекарства. А пока все проводимые в настоящий момент лечебные мероприятия у нас противоправны — каждый ветеринарный врач постоянно нарушает закон. Он всегда перед выбором: нарушить и помочь питомцу или остаться в правовом поле, а живое существо пусть страдает и гибнет.
— Вы пытались что-то сделать?
Е. Б.: Министерство сельского хозяйства ссылается на то, что безопасность применения человеческих лекарств у животных не изучена. Однако это не так. Действие человеческих лекарств прекрасно изучено и описано в современных наставлениях для ветеринаров за рубежом, причем с распределением по породам и возрасту. Вряд ли бульдог, живущий в Англии, как-то по-другому устроен. Или задают нам вопрос: а у нас что, разве много домашних животных? Да они есть у 50% жителей страны!
То есть в городе спасать животных практически нереально: закон диктует, чтобы клиника стояла в чистом поле. Но сегодня совсем другая аппаратура и возможности дезинфекции, методики почти космические — а нас меряют по устаревшим нормам, принятым 70 лет назад. Даже раньше — это в начале ХХ века считалось, что ветеринарные лечебные учреждения место скопления инфекций, грязи, всевозможной заразы, глистов и прочее.
— Вы говорите, медицина для животных сильно шагнула вперед...
М. С.: Вы даже не представляете, насколько! Многие клиники оснащены современным оборудованием — КТ, МРТ. Собакам и кошкам проводят операции на сердце. Операции на головном мозге. Животных лечат также как и людей. Мопсам ставят коронки — представляете? Протезируют конечности: недавно в клинике Новосибирска сделали протезы всех четырех лап коту — он бегает на них, как раньше.
Мопс или пудель?
— Стандартная ситуация: все члены семьи работают, дома бывают рано утром и поздно вечером. Какую собаку завести, чтобы она не страдала от таких условий?
Е. Б.: Животным нужно общение, контакт с человеком. Если животное будет подавляющую часть времени проводить в одиночестве, это может плохо отразится на его здоровье и поведении. Лучше выбрать декоративную породу. Служебные и охотничьи породы тяжелее переносят безделье и пассивную жизнь.
— Часто, заводя питомца, человек не предполагает, что та же собака будет столько болеть. Есть породы, представители которых болеют меньше остальных?
Е. Б.: Беспородные собаки имеют куда более крепкое здоровье, чем искусственно выведенные породы. Искусственная селекция приводит к многим хроническим болезням. Из породистых собак самые беспроблемные — пудели. Конечно, они тоже болеют, но проблем со здоровьем у них намного меньше, чем у модных сегодня мопсов, бульдогов, шпицев, корги. Многие пудели живут больше 20 лет — мало собак, которые могут таким похвастаться.
Мы все млекопитающие
— Говорят, что собаки часто похожи на хозяев — и наоборот. Вы встречаете много собак — это подтверждается?
Е. Б.: Да! Причем похожи не только внешне, но больше поведением. Швейцарские ученые проводили исследование и выяснили, что уровни гормона кортизола, гормона стресса, у человека и у его питомца коррелируются.
— Бывает ли у животных онкология?
— Да, у всех, начиная с земноводных. Причем сейчас и у животных онкологические болезни выходят на одно из лидирующих мест — как и в мире людей. Кстати, уже давно при онкоцентре Блохина работает отдельный онкоцентр для питомцев.
— У людей рак принято связывать с неправильным образом жизни. А у животных-то почему?
— Нельзя подвести все онкозаболевания под одну причину. Есть генетически обусловленные опухоли. Есть — вызываемые вирусами, есть и полученные в результате воздействия вредных факторов. Все так же, как и у людей. Мы же все млекопитающие! А физиология у нас, млекопитающих, одинаковая!
— А такое заболевание, как депрессия, бывает у животных?
— Ветеринария мелких животных — молодая наука, она активно развивается всего 40−50 лет. Что-то изучено хорошо, что-то еще предстоит изучить. Болезни психики собак и кошек начали изучать совсем недавно: 20−30 лет. В результате этих исследований становится ясно, что животные страдают многими болезнями психики. Есть патологии поведения, с ними работают зоопсихологи.
— В чем же разница между лечением людей и лечением животных?
С. М.: Однажды в Америке проводили опрос среди представителей разных профессий — что привело вас к выбору специальности? Когда спрашивали у медицинских врачей, выяснилось, что любовь к людям привела в 20% случаев, а статус профессии и высокие заработки — в 80%. Тот же самый опрос у ветеринаров показал, что 85% ветеринаров выбрали профессию из-за любви к животным, и только 15% в связи со статусом и заработком. Подавляющее большинство ветеринаров очень любят животных, искренне стараются хорошо делать свое дело. Наша Палата — квинтэссенция качества: ее члены — лучшие клиники и врачи России (прим. в состав Палаты входят клиники, в которых суммарно работает около 1000 ветеринарных врачей). Вместе мы работаем над тем, чтобы звание ветеринарного врача было синонимом высокого профессионализма в нашей стране.