5 фраз, которые нельзя говорить детям о животных

Некоторые стереотипы о кошках и собаках не имеют ничего общего с правдой, но прочно сидят в головах людей, потому что «так мама говорила». Питомцы Mail.ru вместе со школьной программой PURINA® «Мы — твои друзья», которая учит детей ответственному отношению к домашним животным, предлагают разобраться – что может помешать малышам подружиться с питомцами и правильно с ними общаться.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО
Иногда может показаться, что запугивание как метод предотвращения опасного поведения ребенка эффективнее, чем доверительный разговор с разбором ситуации. Поэтому родители часто описывают возможные трагические последствия, не жалея красок. В случае, если речь идет о неосторожном обращении с электрическими приборами, несоблюдении правил дорожного движения и т.д. такая воспитательная модель может быть оправдана. Но необходимо ли запугивать малышей животными – «так, на всякий случай»? Ведь в результате у многих из них складывается превратное представление о кошках и собаках, мешающее правильно с ними контактировать. Правильно – значит безопасно для себя и животного.
1

«Она тебя укусит!»

1

Не стоит так говорить, даже если существует прямая угроза. Таким образом вы лишь увеличиваете риск, потому что испуганному ребенку еще больше угрожает опасность. Собаки, например, по запаху чувствуют изменения в биохимическом составе пота (за счет выброса гормона адреналина при резком усилении страха), а это может дополнительно спровоцировать животное.

Не стоит пугать ребенка в ситуации, когда он хочет подойти ближе и погладить домашнюю собаку на поводке. Тут нет непосредственной угрозы и можно правильно выстроить общение с ней. Подобные ограничения по отношению к животным сеют страх и повышают уровень тревожности ребенка.

Как правильно?

Если у собаки есть хозяин, спросите разрешения ее погладить. Объясните ребенку правила безопасности: не делать резких движений и не кричать, чтобы не напугать животное.

Если уличная собака ведет себя дружелюбно и ребенок хочет ей помочь, например, просит забрать домой, похвалите его за отзывчивость и объясните, как правильно помогать. Маленького ребенка лучше просто отвлечь — но не пугать.

Обязательно объясните разницу между домашним и уличным животными: последнее не привыкло к людям, поэтому может испугаться и отреагировать агрессией на предложение подружиться.

2

«У всех бездомных животных лишай»

4_Us6qOyZ

Так не стоит говорить, потому что это как минимум неправда. Лишай – комплексное название нескольких видов грибкового поражения кожи. Оно бывает у многих млекопитающих, в том числе у людей. Да, бездомные животные находятся в группе риска, но «у всех» — это грубое преувеличение, формирующее негативное отношение и страх, что самая главная опасность, исходящая от бездомных животных, – подцепить от них лишай.

Как правильно?

Если ребенок погладил кошку или собаку, расскажите о необходимости мытья рук с мылом после контакта. Спокойно объясните, что бездомные животные могут быть переносчиками опасных для человека болезней.

Если ребенок все же принес домой животное с улицы и вы решили принять участие в судьбе «найденыша» (оставить себе или отдать в приют, чтобы в будущем стать его опекуном: финансово обеспечивать и искать ему дом), отправляйтесь в ветклинику. Ветеринар возьмет у животного анализы на основные инфекции и осмотрит его кожные покровы под лампой Вуда — так в большинстве случаев определяется лишай. После визита в клинику животное надо отправить на карантин, срок которого определяет врач. Чаще всего это месяц — таков срок выявления очень опасного заболевания — бешенства.

3

«Видишь, она бешеная!»

2_Z9RenMw

Бешеный — слово многозначное. Им некорректно называть животных, которые просто бурно себя проявляют: носятся, лают, мяукают, прыгают и т. п. Внешние признаки заболевания бешенством часто как раз противоположны этому. Например, заболевшие бешенством лесные животные — ежики, лисы, белки, барсуки и др. — наоборот, становятся неосторожными, выходят к людям, идут на контакт и кажутся ласковыми. Ребенку, может, и рано знать о подробностях проявления болезни, но дезинформировать его, сразу называя любое шумное или недружелюбное животное «бешеным», точно неправильно.

Как правильно?

Объясните, что бешенство очень опасное заболевание, и поэтому не надо гладить и брать на руки как уличных кошек и собак, так и лесных зверей, какими бы дружелюбными они ни казались. Если ребенка укусило животное — нужно сразу же рассказать об этом взрослым, даже если след от укуса крошечный, а зверюшка с виду не представляет опасности: возбудитель бешенства передается через слюну. Ребенок должен знать, что если после укуса принять меры, то заболевание можно предотвратить. И не надо пугать фразой про «сорок уколов в живот»: прививка делается не так.

4

«Черная кошка — к несчастью»

3_8mVbASE

Приметы, мифы и легенды должны остаться там, где зародились — в прошлом, где была возможна «охота на ведьм» и цена жизни не только животного, но и человека была не высока. Иначе ребенку будет сложно адекватно относиться к кошкам, да и в целом формировать научное мышление.

Как правильно?

Если ребенок спросит, правда ли, что черные кошки приносят беду, а трехцветные или бесхвостые — счастье, что у кошек «дурной глаз» и т. п., скажите ему правду: в это верят лишь необразованные люди, а многие животные пострадали и до сих пор страдают от этого.

5

«Это всего лишь кошка! Это всего лишь хомячок!»

5

Так иногда говорят взрослые, чтобы помочь ребенку справиться с горем после потери питомца или облегчить переживания при встрече с бездомным животным. Подобные фразы обесценивают чувства ребенка. Что он поймет в результате этого утешения? Скорее всего, получит доказательство, что «взрослые ничего не понимают» и не нужно с ними делиться своими мыслями и чувствами.

Как правильно?

Попытаться вспомнить свои детские чувства и проявить сочувствие, обнять и поддержать. Не надо соревноваться в степени страдания: «Вот у меня не хомяк, а целая собака умерла...» Лучше сказать, что вы понимаете его боль, потому что тоже переживали потерю, и дать ребенку время и возможность выговориться и поплакать.

В 2017 году Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке бренда PURINA разработал школьную образовательную программу «Мы — твои друзья». Партнерами выступили Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени им. К. И. Скрябина и Международный Фонд помощи бездомным животным «Дарящие надежду». Цель программы — сформировать у детей 8–11 лет ответственное отношение к домашним животным. На классных часах и на занятиях в секциях дополнительного образования в школах дети узнают, какие особенности и потребности есть у питомцев, как с ними правильно обращаться, учатся основам ухода и общения с кошками и собаками.

Программа «Мы — твои друзья» успешно реализуется в российских школах, а обучение по ней уже прошли 157 000 детей в 23 регионах России. Материалы (рабочие тетради, методическое пособие, обучающие видео и презентации) доступны на сайте программы. Ими могут пользоваться не только учителя, но и все желающие — прежде всего, родители, бабушки, дедушки и сами дети.

Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования