Кошки в искусстве: образы и влияние усатых на культуру

Кошка — один из самых популярных компаньонов человека. Она живет с нами уже не одну тысячу лет, и ее образ прочно закрепился в искусстве. Узнайте, как отражены кошки в живописи, какие символы и образы связаны с ними.
Кошка позирует перед художником
Кошка — древний компаньон человека и вдохновение для искусства.Источник: Freepik

Казалось бы, о кошках сказано достаточно много. Мы прекрасно знаем об их анатомии, манерах поведения и особенностях содержания. Это и немудрено, ведь в настоящее время в мире насчитывается около 600 млн домашних кошек и около 200 пород. Кошка — это не только прекрасный охотник на мышей и пушистая грелка, но и неотделимая часть истории и культуры. В этом материале мы расскажем, какую роль играют коты в живописи и культуре разных эпох, и поделимся некоторыми интересными фактами о наших пушистых друзьях.

Символика котов в искусстве и культурах 

Мы не будем рассматривать все культуры. Чтобы показать, как менялось восприятие кошек, расскажем, как к ним относились в разные эпохи.

Древний Египет

Первое, что приходит на ум — Древний Египет. Его жители настолько восхищались игривыми, дружелюбными и интеллектуальными чертами кошек, что постоянно стремились увековечить их на папирусе или каменных поверхностях. Часто животных изображали за охотой или величественно сидящими. 

Саркофаг Та-миу, кошки принца Тутмоса. Известняк, высота 64 см XIV в. до н.э.
Саркофаг Та-миу, кошки принца Тутмоса. Известняк, высота 64 см XIV в. до н.э.Источник: Wikipedia

Стоит помнить, что Древний Египет — аграрная страна, его жители активно выращивали зерно и запасали его впрок. Само собой, сразу появлялись крысы, мыши и прочие грызуны, которые доставляли множество проблем жителям, поедая и портя запасы. Самым эффективным средством борьбы с ними как раз и были кошки. Помимо грызунов, они могли уничтожать и жилища ядовитых змей, периодически спасая жизнь своим хозяевам. Кроме того, кот у египтян считался воплощением богини Баст — покровительницы беременности, защитницы от злых духов. 

Кошки в культуре Японии

В Японии кошки исторически ассоциировались с удачей и счастьем. Многие японцы верят, что только одно видение кошки может приносить удачу.

Если проанализировать картины Японии прошлых лет, можно увидеть, что кошка часто изображается не как свирепый охотник, а как милое домашнее животное, всегда находящееся рядом с хозяином. 

Раннее Средневековье в Европе

Диаметрально противоположное отношение к кошкам было в Средневековой Европе. Тогда люди активно боролись с оккультными науками и колдовством. Кошки как грациозные и быстрые животные с повышенной ночной активностью вызывали недоверие и страх. Например, Папа Римский Григорий IX в 1233 году в своем послании объявил черных котов прислужниками сатаны. 

Русская живопись

В русской живописи кошка часто была важным элементом картины. Часто животное изображается рядом с хозяином, трется об него, спит или играет с каким-либо предметом.

Художники стремились точно передать внешний вид усатиков, не искажая изображение и включая особую структуру шерсти питомцев.

Известные художники и их стиль 

Перейдем к обзору картин известных художников, изображавших котов в своих творениях.

Пьер-Огюст Ренуар

Настоящий мастер импрессионизма и большой любитель кошек. Это особенно заметно в его работах. Одна из его самых известных картин — «Молодая девушка с котом».

Картина «Молодая девушка с котом», Пьер-Огюст Ренуар
«Молодая девушка с котом», Пьер-Огюст РенуарИсточник: Wikipedia

Художник постарался добавить максимум света и динамики в свою картину. Он превосходно передал момент любопытства кошки и нежности девушки, которая ласково смотрит на свою любимицу. Такая комбинация добавляет полотну очарования, создает атмосферу тишины и гармонии.

Аннибале Карраччи

Работа, на которую хотелось бы обратить особое внимание, — это картина Аннибале Карраччи «Двое детей дразнят кошку».

Картина «Двое детей дразнят кошку», Аннибале Карраччи
«Двое детей дразнят кошку», Аннибале КарраччиИсточник: Wikipedia

Картина выполнена в духе эпохи барокко. Художник изобразил типичную бытовую сцену, наполненную жизнью и динамикой. Двое детей играют с кошкой, которая не очень довольна таким положением дел. Все-таки не каждому нравится, когда ему на голову пытаются положить живого рака.

Борис Кустодиев

Любой, кто интересовался историей русской живописи, знает картину «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева. Она выполнена в жанре портрета и считается одним из самых узнаваемых творений нашей культуры. 

«Купчиха за чаем», Борис Кустодиев
«Купчиха за чаем», Борис КустодиевИсточник: Wikipedia

Автор написал собирательный образ зажиточной купчихи — исконно русской женщины, пышущей здоровьем. Справа для нас и слева от нее изображен кот, который по одному из старых поверий символизирует нечистую силу, намеренную завлечь хозяйку соблазнами. А их на картине много: сочные фрукты, горячий чай, пышная сдоба и конь для прогулок.

Эдуард Мане 

Одной из самых запоминающихся картин XIX века считается работа Эдуарда Мане «Олимпия» в стиле импрессионизма. На ней изображена привлекательная обнаженная молодая девушка со своей служанкой и пышным букетом цветов.

Картина «Олимпия», Эдуард Мане 
«Олимпия», Эдуард Мане Источник: Wikipedia

С первого раза довольно трудно заметить черную кошку, которая находится справа от служанки. Животное стоит, выгнув спину и испуганно смотря на зрителя. Таким образом, кошка как бы подчеркивает темную сторону красавицы и служит символом порочности ее естества.

Примеры произведений искусства с котами и их интерпретация

Теперь посмотрим на некоторые картины с изображением котов и скрытые смыслы, которые они в себе несут.

«Белый кот», Марк Франц, 1912

Картина «Белый кот», Марк Франц
«Белый кот», Марк ФранцИсточник: Wikipedia

Картина Франца Марка. Художник всегда стремился ярко оформлять свои творения. Особое место в его работах занимали кошки. Автор всегда старался размещать их в естественных положениях во время умывания или сна. В своих работах он продвигал кошек как идеал невинности, правды и красоты.

«Игра котенка»

Картина «Игра котенка», Генриетта Роннер-Книп
«Игра котенка», Генриетта Роннер-КнипИсточник: Wikipedia

Собирая материал для статьи, мы не могли не обратить внимания на картину Генриетты Роннер-Книп. Художница старалась создать максимально реалистичное изображение прелести повседневного бытия усатых любимцев. Такая непринужденная и простая обстановка сразу располагает созерцателя к спокойствию.

«Сватовство майора», Павел Федотов, 1848

Картина «Сватовство майора», Павел Федотов
«Сватовство майора», Павел ФедотовИсточник: Wikipedia

Картина написана русским художником Павлом Федотовым в 1848 году. Она неплохо демонстрирует особенности культурного и социального поведения того времени. Юная красавица в ужасе убегает от пришедшего свататься майора и впопыхах роняет платок. При этом окружающие находятся в истинном непонимании и некотором отчуждении. Атмосфера безысходности ситуации нагнетается полутемным помещением и кошкой, которая безучастно умывается в уголке. Ею автор подчеркивает, что девушке некому помочь и рано или поздно ее все равно выдадут замуж за нелюбимого человека.

«Мальчишник», Луис Уэйн, 1939

Картина «Мальчишник», Луис Уэйн
«Мальчишник», Луис УэйнИсточник: Wikipedia

Завершим наш рассказ интересной картиной Луис Уэйна. Он был одним из самых популярных английских иллюстраторов на рубеже XIX–XX века и славился умением изображать кошек с различными антропоморфными искажениями. В своей работе «Мальчишник» он постарался передать атмосферу типичного предсвадебного празднования того времени. За столом сидят несколько джентльменов, и у одного из них даже есть пенсне. На столе лежат пепельницы, стоит дешевый алкоголь. Некоторые члены празднества курят сигареты. Виновник торжества сидит посередине и явно намеревается от души повеселиться. Вся обстановка говорит о порочности мероприятия.

Историческая роль котов

На основе всего вышеперечисленного сделаем несколько выводов:

  • кошки с момента их приручения остаются важной частью существования человека;

  • в древности усиленно продвигался образ кошки как охотника, защитника людей и даже как богоподобного существа;

  • в раннем Средневековье на европейском континенте под гнетом религии почти все, что было связано с кошками, отождествлялось как демоническое, нечистое и темное;

  • на рубеже XVI–XVII веков можно наблюдать явную оттепель по отношению к кошкам. Теперь они изображаются как неотъемлемые компаньоны человека, добавляющие уют и тепло в окружающую его обстановку. Образ охотника или связанного с дьяволом существа пропадает из повестки;

  • картины конца XIX и начала XX века и по сей день отражают кошек как милых и вполне беззаботных существ, нашедших свое теплое место рядом с человеком.

Через искусство изображения кошачьих можно узнать, как менялось их восприятие человечеством в разных культурах. Сегодняшние домашние кошки мало походят на тех холодных и расчетливых убийц, что бегали по улицам Древнего Египта и Рима и охотились на змей и крыс.  Согласитесь, приятно, прийти домой после тяжелого трудового дня, взять на руки своего любимого питомца и услышать в ответ довольное мурлыканье.