анонимнопитомец: собака цвергпинчер, 4 месяца
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Судя по описанию, проблем несколько больше, чем вы описываете. И основная причина этих проблем, скорее всего, кроется в том, что ваши ожидания по отношению к щенку несколько завышены. В этом ничего страшного нет и это, в общем, обычное явление для людей. Мы ждем, что щенок будет вести себя так, как мы представляем. Но щенок не в курсе ваших ожиданий. Он собака и ведет себя как собака. Более того — он еще очень маленькая собака и именно пожтому так себя ведет.
Я бы очень рекомендовала вам прочесть книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как у вас появился щенок». Она максимально простым и понятным образом описывает особенности поведения щенков и причины жтого поведения, равно как и способы, которыми можно научить щенка вести себя таким образом, который был бы приемлем для вас.
Если изложить основные постулаты сравнительно кратко, то вот они:
Щенок использует тот способ взаимодействия с окружающим миром, который ему наиболее понятен и который продиктован имеющимся (или отсутствующим) у него опытом общения с людьми, жизни с людьми, и всеми вытекающими из этого последствиями и особенностями. Ничего страшного, все дети – на то и дети, чтобы чему-то учиться.
Очень важно учитывать то, что оптимальным способом воспитания является вовсе не наказание за нежелательное поведение, а совсем наоборот – подкрепление желательного поведения. Люди, в силу особенностей своего опыта и мышления, предпочитают чаще обращать внимание на нежелательное поведение собаки, за которое собак наказывают или же запрещают, или и то и другое вместе. Однако, донести до собаки то, чем мы не довольны, а также объяснить почему именно недовольны, не так-то и просто.
Представьте себе маленького ребенка, который впервые в жизни взял в руки карандаш и провел черту на листе бумаги. У него появился новый навык. И навык этот интересный, очень нравится малышу. Дальше он идет рисовать на разных поверхностях, которые для этого не предназначены: на стенах, дверях, мебели. Ему классно! Ему интересно! Но вдруг пришла мама, все это увидела, очень расстроилась, отругала и отобрала карандаш, ничего не предложив взамен. Что сделает малыш? Он возьмет другой карандаш и пойдет рисовать снова. Потому что это ему важно, а причину недовольства мамы он не понял, не оценил.
Вот примерно то же происходит со щенком. Наше недовольство он воспринимает как повод сделать вывод о том, что люди непонятные, странные, а значит – небезопасные и им нельзя доверять. А нам же надо совершенно противоположное! Нам надо выстроить доверие и взаимопонимание, основанное на позитивном опыте. Тогда всем будет комфортно.
Поэтому мы с вами вооружаемся лакомством, буквально наполняем им карманы всех домочадцев или же раскладываем кучки лакомства по всему дому там, где щенок самостоятельно не достанет. Только не забудьте при этом скорректировать обычную порцию еды малыша. И начинаем активно хвалить щенка за правильное поведение или даже ничегонеделание вообще! На самом деле такого поведения гораздо больше, чем неправильного. Все то, что вы считаете приемлемым, допустимым и желательным – заслуживает немедленной похвалы и выдачи лакомства. Ведь это только для вас очевидно, что когда собака лежит, сидит, просто ходит или просто играет в игрушки – это хорошо и правильно. Собака же этого НЕ знает. Таким воспитанием мы убиваем сразу несколько зайцев:
1. Мы становимся привлекательны для щенка, потому что у нас всегда есть еда.
2. Мы становимся безопасны для щенка, ведь от нас не исходит ничего страшного, мы не причиняем боль. Нам можно доверять!
3. Мы легко и непринужденно формируем комплекс правильного поведения щенка с самого раннего возраста. Все нежелательное поведение автоматически, хоть и не сразу, сводится к нулю, становясь для собачки невыгодным.
4. Мы позволяем щенку чувствовать, что он сам контролирует ситуацию. Ведь это он добывает из вас еду, это очень важно для того, чтобы он вырос уверенным в себе и смелым.
Создайте щенку условия, при которых он НЕ сможет проявить нежелательного поведения. Например, уберите все вещи, которые вам было бы жалко. Щенок запросто может заинтересоваться обувью, документами, и пр. ценными и важными нашими вещами. Он исследует мир, для него сейчас интересно буквально все. Не играйте с щенком до состояния сильного возбуждения, останавливайте игру, когда понимаете, что щенку уже сложно затормозиться. Для вас очевидно, что именно это поведение и является правильным, а для щенка – совсем нет, он еще не накопил достаточного опыта правильного поведения, того, которого вы от него ждете.
Щенок, как и вообще любая собака, ничего никогда не делает на зло или из мести. Для этого нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, а у собаки оно развито крайне слабо, у щенка — тем более. Вспомните вашего ребенка в возрасте 2 месяцев. Он наверняка не просился на горшок и точно делал это не на зло вам ))
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Тревожная собака
Добрый день. Собака, девочка, 10 лет. Собака всегда была очень привязана к нам хозяевам, но последнее время стала хуже вести себя одна дома. Я (хозяйка) почти всегда с ней дома,…
Агрессия собаки, кидается на людей
Собаку взяли щенком, было около двух месяцев, вроде помесь рассела и дворняги, но окрас черпачный. Собака живёт в доме, разбаловали собаку, он живёт в доме, спит на кресле, диване. Особо…
Агрессия на члена семьи
Доброй ночи. Вопрос вот в чем: взяли собаку из приюта (мальчик не кастрирован, 2 года), была беда бросили хозяева когда поняли что пёс не чистый стаф- терьер, а метис. Примерно…