Новости
ИсторииКак правильно
Отдых с питомцамиПороды
Ветеринар онлайн

5 фраз, которые нельзя говорить детям о животных

12 августа 2019

Некоторые стереотипы о кошках и собаках не имеют ничего общего с правдой, но прочно сидят в головах людей, потому что «так мама говорила». Питомцы Mail.ru вместе со школьной программой PURINA «Мы — твои друзья», которая учит детей ответственному отношению к домашним животным, предлагают разобраться – что может помешать малышам подружиться с питомцами и правильно с ними общаться.

1

«Она тебя укусит!»

Источник: Неизвестный источник

Не стоит так говорить, даже если существует прямая угроза. Таким образом вы лишь увеличиваете риск, потому что испуганному ребенку еще больше угрожает опасность. Собаки, например, по запаху чувствуют изменения в биохимическом составе пота (за счет выброса гормона адреналина при резком усилении страха), а это может дополнительно спровоцировать животное.

Не стоит пугать ребенка в ситуации, когда он хочет подойти ближе и погладить домашнюю собаку на поводке. Тут нет непосредственной угрозы и можно правильно выстроить общение с ней. Подобные ограничения по отношению к животным сеют страх и повышают уровень тревожности ребенка.

Как правильно?

Если у собаки есть хозяин, спросите разрешения ее погладить. Объясните ребенку правила безопасности: не делать резких движений и не кричать, чтобы не напугать животное.

Если уличная собака ведет себя дружелюбно и ребенок хочет ей помочь, например, просит забрать домой, похвалите его за отзывчивость и объясните, как правильно помогать. Маленького ребенка лучше просто отвлечь — но не пугать.

Обязательно объясните разницу между домашним и уличным животными: последнее не привыкло к людям, поэтому может испугаться и отреагировать агрессией на предложение подружиться.

2

«У всех бездомных животных лишай»

Источник: Неизвестный источник

Так не стоит говорить, потому что это как минимум неправда. Лишай – комплексное название нескольких видов грибкового поражения кожи. Оно бывает у многих млекопитающих, в том числе у людей. Да, бездомные животные находятся в группе риска, но «у всех» — это грубое преувеличение, формирующее негативное отношение и страх, что самая главная опасность, исходящая от бездомных животных, – подцепить от них лишай.

Как правильно?

Если ребенок погладил кошку или собаку, расскажите о необходимости мытья рук с мылом после контакта. Спокойно объясните, что бездомные животные могут быть переносчиками опасных для человека болезней.

Если ребенок все же принес домой животное с улицы и вы решили принять участие в судьбе «найденыша» (оставить себе или отдать в приют, чтобы в будущем стать его опекуном: финансово обеспечивать и искать ему дом), отправляйтесь в ветклинику. Ветеринар возьмет у животного анализы на основные инфекции и осмотрит его кожные покровы под лампой Вуда — так в большинстве случаев определяется лишай. После визита в клинику животное надо отправить на карантин, срок которого определяет врач. Чаще всего это месяц — таков срок выявления очень опасного заболевания — бешенства.

3

«Видишь, она бешеная!»

Источник: Неизвестный источник

Бешеный — слово многозначное. Им некорректно называть животных, которые просто бурно себя проявляют: носятся, лают, мяукают, прыгают и т. п. Внешние признаки заболевания бешенством часто как раз противоположны этому. Например, заболевшие бешенством лесные животные — ежики, лисы, белки, барсуки и др. — наоборот, становятся неосторожными, выходят к людям, идут на контакт и кажутся ласковыми. Ребенку, может, и рано знать о подробностях проявления болезни, но дезинформировать его, сразу называя любое шумное или недружелюбное животное «бешеным», точно неправильно.

Как правильно?

Объясните, что бешенство очень опасное заболевание, и поэтому не надо гладить и брать на руки как уличных кошек и собак, так и лесных зверей, какими бы дружелюбными они ни казались. Если ребенка укусило животное — нужно сразу же рассказать об этом взрослым, даже если след от укуса крошечный, а зверюшка с виду не представляет опасности: возбудитель бешенства передается через слюну. Ребенок должен знать, что если после укуса принять меры, то заболевание можно предотвратить. И не надо пугать фразой про «сорок уколов в живот»: прививка делается не так.

4

«Черная кошка — к несчастью»

Источник: Неизвестный источник

Приметы, мифы и легенды должны остаться там, где зародились — в прошлом, где была возможна «охота на ведьм» и цена жизни не только животного, но и человека была не высока. Иначе ребенку будет сложно адекватно относиться к кошкам, да и в целом формировать научное мышление.

Как правильно?

Если ребенок спросит, правда ли, что черные кошки приносят беду, а трехцветные или бесхвостые — счастье, что у кошек «дурной глаз» и т. п., скажите ему правду: в это верят лишь необразованные люди, а многие животные пострадали и до сих пор страдают от этого.

5

«Это всего лишь кошка! Это всего лишь хомячок!»

Источник: Неизвестный источник

Так иногда говорят взрослые, чтобы помочь ребенку справиться с горем после потери питомца или облегчить переживания при встрече с бездомным животным. Подобные фразы обесценивают чувства ребенка. Что он поймет в результате этого утешения? Скорее всего, получит доказательство, что «взрослые ничего не понимают» и не нужно с ними делиться своими мыслями и чувствами.

Как правильно?

Попытаться вспомнить свои детские чувства и проявить сочувствие, обнять и поддержать. Не надо соревноваться в степени страдания: «Вот у меня не хомяк, а целая собака умерла...» Лучше сказать, что вы понимаете его боль, потому что тоже переживали потерю, и дать ребенку время и возможность выговориться и поплакать.

В 2017 году Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке бренда PURINA разработал школьную образовательную программу «Мы — твои друзья». Партнерами выступили Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени им. К. И. Скрябина и Международный Фонд помощи бездомным животным «Дарящие надежду». Цель программы — сформировать у детей 8–11 лет ответственное отношение к домашним животным. На классных часах и на занятиях в секциях дополнительного образования в школах дети узнают, какие особенности и потребности есть у питомцев, как с ними правильно обращаться, учатся основам ухода и общения с кошками и собаками.

Программа «Мы — твои друзья» успешно реализуется в российских школах, а обучение по ней уже прошли 157 000 детей в 23 регионах России. Материалы (рабочие тетради, методическое пособие, обучающие видео и презентации) доступны на сайте программы. Ими могут пользоваться не только учителя, но и все желающие — прежде всего, родители, бабушки, дедушки и сами дети.