«Люди часто не виноваты в своем неведении. У нас практически отсутствует какое-либо просвещение в сфере зоозащиты на уровне государства, а все силы самих волонтеров уходят на спасение жизней, на выхаживание больных, на пиар и пристройство, на постоянный поиск ветеринарных препаратов и корма по приемлемым ценам. Сейчас же просветиться и что-то понять можно только одним способом — на собственном опыте, став волонтером хотя бы для одного животного с улицы, потратив на его лечение пару-тройку зарплат, попробовав пристроить его — уже здорового, стерилизованного, сытого и кругленького, веселого и красивого. Тогда сразу все станет более чем понятно».
«Зачем вы его стерилизовали?»
Первое, что делают со спасенным животным при отсутствии явных противопоказаний к наркозу — кастрируют.
Кастрация считается наиболее гуманным способом регулирования численности бездомных животных во всем цивилизованном мире — как контрацепция, которая предупреждает нежелательную беременность у людей.
В нашей стране с пониманием этого дело обстоит пока еще очень плохо: процветают мифы о полноценной жизни только у некастрированных кошек и собак, о «счастье материнства» животных и так далее. Очень часто под постами о пристройстве собак и кошек можно прочитать вопросы и упреки: «зачем вы его стерилизовали?» «как жалко, что стерилизовали такого красавчика!». В ответ волонтеры часто приглашают сторонников «естественной жизни» посетить приют для животных, чтобы увидеть ее последствия или перестать предохраняться и самим жить естественной жизнью, рожая «сколько бог даст».
«Почему стерилизовать негуманно, а выбрасывать щенков и котят гуманно? Если бы эти люди знали, сколько малышей гибнет от голода, холода, паразитов, сколько беременных домашних кошек и собак выкидывают владельцы, поняв, что скоро будет нежеланный приплод… Но нет более слепого, чем тот, кто не хочет видеть».
«Он точно ваш, оставьте его себе!»
Эту фразу можно прочитать под каждым вторым постом о пристройстве.
Действительно, если волонтер с любовью (а как еще, если в спасение и лечение вложены деньги, силы, душа?!) и с теплотой пишет о кошке или собаке, ему обязательно скажут: «Как же вы с ним расстанетесь, это уже ваш питомец!» Конечно, бывает, что человек прикипает к своему подопечному настолько, что расстаться с ним уже не может — но все же чаще всего волонтер просто не может позволить себе такую роскошь.
«Как правило, каждый волонтер курирует по несколько животных, пристроить которых по тем или иным причинам невозможно: кто-то болен и требует постоянного ухода, у кого-то серьезные поведенческие проблемы. Кроме того, обязательно нужно сохранить вакантное место у себя дома или на хорошей знакомой передержке, чтобы иметь возможность помочь еще одному животному, которому нужнее и мимо которого он не сможет пройти. А это невозможно без пристройства в семьи и самых лучших, самых любимых наших “выпускников”. Когда вы берете в приюте или у волонтера одно животное — вы помогаете и ему, и тому, которое возьмут с улицы на его освободившееся место».
«Он беспородный (старый, больной, некрасивый) — как его пристроишь?»
Подразумевается, очевидно, «не надо было спасать» — ведь поддержки и сочувствия в этой фразе нет и следа. Однако волонтеры не ходят по улицам в поисках породистых, молодых, здоровых, красивых животных: берут тех, кому нужна помощь и не смотрят на потенциал понравиться подписчикам и найти дом в первых рядах.
«Ситуация с пристройством в 2023 году стала критической — и то ли еще будет. Однако это не значит, что нужно исключить из кандидатов на обретение семьи животных по каким-то внешним признакам или по состоянию здоровья. Поверьте, пристраиваются самые разные кошки и собаки — и слепые, и хромые, и имеющие хронические заболевания, и прожившие большую часть жизни в приюте — ведь решение взять в дом питомца принимается сердцем. И речь не всегда о жалости: многие животные с какими-то физическими недостатками отлично адаптируются и ведут полноценную жизнь, не рефлексируя о своем дефекте и принимая его как данность. Через два дня, а то и раньше, его перестают замечать хозяева и говорят “как же мы раньше жили без нашего прекрасного Рыжика или Пушка”».
«Помогайте людям, а не животным!»
Этот бессмертный лозунг принадлежит авторам других, не менее бессмертных: «заводите детей, а не животных», «лучше выйди замуж» или «а тем временем в Африке дети голодают». Большинство волонтеров на них не реагируют: кому и как помогать — личный выбор каждого и учить кого-то помогать правильно по меньшей мере странно. Но для считающих иначе тоже есть ответ: животным надо помогать, потому что большинство из них оказались на улице или в приюте по вине и из-за безответственности людей.
«“Привезли и выкинули беременную на кладбище”, “выбросили трехнедельных в коробке”, “выкинули слепого в яму у больницы”, “подбросили котенка в подъезд”, “оставили на даче одних в ноябре”, “оставили у трассы в заклеенной коробке”, “подкинули домашних котят в подвал”, “найдены новорожденными у мусорки”, “котенок у мусорных баков, еще сам не умеет есть”, “по писку откопали в мусорном контейнере котят” — это самые частые истории моих котиков, которых я лечила, спасала, выхаживала и которым ищу дом. И очень, очень тщательно выбираю для них людей, потому что доверить животное можно далеко не каждому».
«Почему вы мне не отдаете котика, неужели ему лучше в приюте?»
У каждого волонтера есть свои правила и принципы пристройства — более того, они корректируются под каждое конкретное животное. Причина простая: горький опыт.
Любой волонтер может рассказать историю, как мчался ночью искать пристроенную кошку, которая выпала в окно, или собаку, с которой новый владелец вышел гулять без поводка и без адресника и потерял; как принимал назад животное из-за первого же промаха мимо лотка или выкопанного цветка; как принятое в семью животное возвращали через пару лет из-за переезда на другую съемную квартиру, куда «с котами нельзя» — и так далее. Часто волонтер остается куратором животного на протяжении всей его жизни и передает питомца по договору ответственного содержания — и ключевое слово тут «ответственного». Ведь у безответственных хозяев многие из этих животных уже были.
«Да, иногда котику или собаке лучше просидеть лишние полгода в приюте или на передержке и дождаться человека, который не откажется от питомца при первых трудностях, обеспечит хорошее питание и содержание, покажет при необходимости врачу и не пожалеет на это денег, возьмет с собой при переезде — словом, будет относиться как к члену семьи. Разумеется, услышать отказ от волонтера очень обидно и может показаться, что он не мотивирован, а волонтер — «самодур». Но чаще всего это означает, что что-то в ваших ответах сильно смущает — и лучше это проговорить. Ведь ваше желание иметь питомца — замечательное, и когда-то оно наверняка реализуется. Знания и опыт волонтера помогут вам лучше подготовиться и стать более ответственным хозяином кошки или собаки».
От автора
Более пяти лет я пишу статьи для сайте Питомцы Mail.ru и общаюсь с самыми разными волонтерами и зоозащитниками и сама, пусть и недолго, успела побывать в их шкуре. Все они очень разные люди — могут кому-то нравиться, а кому-то — нет. Могут с критикой относиться к деятельности «коллег», соперничать, ссориться. Могут уставать и выгорать, потому что живут и работают на пределе человеческих возможностей. Но они — подвижники. Те, кто меняют мир и делают больше большинства — и пусть здесь останется эта тавтология.