Как говорить о смерти питомца с детьми?
Как это ни парадоксально, сам факт потери домашнего питомца имеет и положительный аспект. Для ребенка 6–7 лет уход животного может стать своего рода прививкой, которая подготовит к неизбежным во взрослой жизни встречам со смертью. Ребенок получит опыт переживания утраты и научится быть более стойким к потерям во взрослой жизни.
Большинство родителей сочувствуют и сопереживают ребенку в такой ситуации. Однако есть и антипримеры «псевдоутешения» — обесценивания утраты ребенка. Важно понимать, что у детей часто складываются особые, тонкие отношения не только с животными-компаньонами: кошками, собаками, попугаями (это умные и привязчивые птицы) — но и с рыбками, хомячками, морскими свинками, то есть теми, кого мы часто не воспринимаем всерьез. Их ребенок может считать близкими друзьями.
Единственный вывод, который сделает ребенок из подобных «утешений» — не стоило делиться со взрослыми своими чувствами.
Павел Буков, врач-психотерапевт
Как еще не надо утешать?
Не нужно разговаривать с ребенком заученными фразами. «Ты же будущий мужчина, мужчины не плачут» — подобные стереотипы отказывают человеку в праве на проявление чувств и формируют некорректные модели поведения в будущем. Во-первых, мужчины плачут и имеют право на переживания не меньше, чем женщины. Во-вторых, подавленные эмоции приводят к стрессу, что вредно для здоровья. В-третьих, в заученных фразах и "штампах" всегда чувствуется фальшь и равнодушие говорящего.
Что стоит за этими словами? Желание получить удобное поведение — раз, попытка воспитать защитника и «настоящего мужчину» — два. Первое, возможно, будет достигнуто (плохой ценой: ребенок усвоит ложный и вредный стереотип). Второе — точно нет, потому что защитнику и «настоящему мужчине» необходима развитая эмпатия — способность к сопереживанию.
Полина Стрижак, педагог, журналист
Говорить ли ребенку правду о смерти животного?
Однозначного ответа на вопрос, надо ли скрывать от ребенка смерть питомца, фантазировать в стиле «наш кот ушел в кругосветное путешествие» или говорить правду, нет. Все зависит от возраста и степени психологической зрелости малыша. Детям 3–5 лет, возможно, лучше рассказать сказочную историю, переключив их внимание. С ребенком возраста 5–7 лет обсудить правду — самое верное решение. Можно даже вместе пройти церемонию прощания с любимцем. Но, конечно, без перегибов: не стоит создавать могилу питомца и потом регулярно посещать место захоронения.
Павел Буков, врач-психотерапевт
Почему одни дети переживают потерю легче, а другие — тяжелее?
Бывает и обратная реакция: ребенок быстро приходит в себя и больше не вспоминает о питомце или говорит о нем как ни в чем не бывало. В этом случае можно заподозрить малыша в бездушии — но, скорее всего, это просто психологическая защита, если горе слишком тяжелое или нет полного понимания, что такое смерть. До 6–7 лет такого понимания и не должно быть — это нормально.
Полина Стрижак, педагог, журналист
Как подготовить ребенка к уходу пожилого болеющего питомца?
У малыша много вопросов, а говорить на такую деликатную тему очень трудно. О том, что больше всего волнует ребенка в дни болезни питомца и как обсуждать с малышом предстоящую утрату бережно, но без лжи, рассказывает шведский писатель Ульф Нильсон в книге «Прощайте, Господин Маффин».
Старенькая морская свинка по имени Маффин болеет и скоро отправится в последнее путешествие. Жизнь Маффина была очень счастливой, и он вспоминает все ее радости, подсчитывает съеденные огурцы и слегка грустит по разлетевшимся «кто куда» деткам. Иногда он получает письма от девочки — своей хозяйки, а в них — ее любовь к нему и рассуждения о его предстоящем уходе, к которому она, видимо, осторожно подготавливается родителями.
Это грустное чтение, и, хотя книга получила премию имени Августа Стриндберга в номинации «Литература для детей и юношества», ее лучше сначала прочесть именно родителям и решить — готов ли ребенок к такой истории, поможет ли она, как задумано, или лучше просто поискать в ней нужные мысли и слова.
Полина Стрижак, педагог, журналист
Вот пример правильной помощи ребенку при потере питомца.
В книге А. Линдгрен «Мы на острове Сальткрока» показано, как правильно помочь пережить ребенку горе потери. У героя — мальчика 8 лет по имени Пелле — погибает его первый питомец, кролик Йокке. Скорее всего, это произошло из-за того, что Пелле плохо закрыл клетку. После похорон кролика мальчик бежит от его могилы, ни разу не оглянувшись – это кажется странным, ведь Пелле очень любил кролика, это была его «первая зверюшка». К счастью, что рядом не оказалось осуждающего взрослого: бегство – лишь способ уйти от непосильного горя. И позже, приобретя горький опыт, к своим новым животным — тюлененку Музесу и щенку Юм-Юму — герой относится уже бережно и ответственно.
Такое поведение не было бы возможно без внутренней работы, без усвоения урока — хотя мальчика никто не обвиняет.
Семья практически не участвует в прощании ребенка с любимцем: ему помогают друзья-ровесники. Он не остается без поддержки, просто у него есть выбор, с кем разделить горе.
Когда кто-то говорит о возможности завести нового кролика, Пелле отвечает, что никогда у него не будет другого кролика, кроме Йокке. И это стоит запомнить: не надо предлагать замещение, когда потеря не пережита. Да и потом — с осторожностью.
Когда погибает питомец, маленькому человеку может показаться, что рушится мир. Подруга говорит Пелле, что «мир не остров слез и печали». Стоит показать это ребенку — не начинать бурно его веселить, а занять интересными делами, которые отвлекут и помогут поверить, что жизнь продолжается.
Читайте также: «Дыра величиной с меня». Как пережить смерть питомца?