Компаньон для аутичного ребенка

У всех есть друзья, с которыми классно проводим время. Но детям с расстройством аутистического спектра (далее РАС) сложно найти друзей из-за медицинских особенностей. В статье расскажем один из способов, как помочь ребенку.
Аутичный ребенок гладит питомца
Животные могут помочь социализироваться детям с расстройствами аутичного спектра.Источник: Freepik

Таким детям зачастую сложно завязывать отношения с людьми. У них нет желания быть одинокими. Они не понимают, как считывать невербальную коммуникацию: жесты, взгляды, позы.

Нужно отметить, что лечения РАС еще не придумали. Животные — это один из способов облегчить расстройство.

Как домашний питомец помогает ребенку с РАС

В дружбе с животным ребенка никто не осудит. Питомец не будет капризничать из-за отобранной игрушки. Он будет любить безусловной любовью, тем самым создавая комфортную среду для ребенка. Таким деткам важно повышать уверенность в себе через положительный опыт. В паре с питомцем ребенку будет комфортнее знакомиться с новыми людьми. Компаньон будет выступать посредником и защитником.

Животное-поводырь понимает, когда человек с РАС начинает пугаться или паниковать во время знакомств, и помогает восстановить самоконтроль. Это работа для специально обученных собак.

В заботе о домашнем животном любой ребенок будет учиться ответственности и выстраиванию ежедневных обязательных ритуалов. Выгул животного, кормежка, чистка помогут ребенку понять, что вместе с радостями приходят обязанности. Детям с РАС понять и принять это сложнее, поэтому обучение рутинным ритуалам так важно для них.

К тому же собаку или кошку приятно гладить. Это важный тактильный опыт: развитие координации и мелкой моторики. Ребенок может читать книги своему питомцу. Это улучшает навыки чтения, помогает преодолевать застенчивость, раскрепощает и придает уверенность в своих силах.

Дети чаще разговаривают, улыбаются, смеются и устанавливают физический контакт с другими, кода у них есть настоящие домашние животные, а не игрушки.

Специализации животных

Аутичный ребенок с питомцами
Животные-компаньоны помогают ребенку.Источник: Freepik

Участие животных в лечении и профилактике разных болезней называется пет-терапией. Она применяется в разных направлениях. Например, в группе «Солнечный пес» помогают с реабилитацией детей инвалидов. Исследования подтвердили, что животные помогают поддерживать хорошее настроение пациентам больниц после операций и тем, у кого неизлечимые заболевания. Пет-терапию можно разделить на пять направлений.

1. Собаки-поводыри. Их специально готовят помогать аутичным людям ориентироваться в пространстве, быть поддержкой в стрессе, не давать им совершать импульсивные действия и контролировать свои эмоции. Таких четвероногих помощников называют служебными собаками.

2. Животные-терапевты. Их отбирают по темпераменту и готовят помогать людям в больницах. Питомцами терапевтами могут быть хомячки, попугаи, кошки и собаки.

3. Животные эмоциональной поддержки. В повседневной жизни аутичным людям помогают именно они. Это специально обученные и лицензированные животные. Они помогают справляться со стрессом от путешествий, походов в больницу или учебы.

4. Домашние животные. Их тоже можно отнести к пет-терапии. Тут ответственность в подборе питомца на родителях. Также нужно продумать, как вовлекать ребенка во взаимодействие с будущим другом.

5. Иппотерапия. Она отличается от остальных взаимодействием с лошадьми. Ученики конных школ развивают физические навыки, заботятся о лошадях, понимают их потребности. Внутри конной школы аутичным детям легче социализироваться по интересам.

Еще существует дельфинотерапия. Но ее перестали практиковать, потому что такое взаимодействие — стресс для дельфинов.

Выбирая животное для помощи ребенку с РАС, учитывайте как индивидуальные особенности ребенка вроде аллергии, страхов, повышенной чувствительности к шуму, так и особенности компаньона: его активность, размеры, дружелюбие и подготовку. Такой выбор лучше делать со специалистом.

Исследования ученых

Мнение, что животные помогают детям с РАС, появилось не на пустом месте. Например, американские ученые штата Миссури за год выяснили, что в семьях с кошкой дети демонстрируют большую эмпатию и меньшую тревожность. Ученые из Hospital Research Center of Brest во Франции узнали, что в семьях увеличивалось социальное взаимодействие после появления домашнего животного. Ученые из университета Пердью с помощью специальных нейронных браслетов установили, что 10-ти минутная игра с морскими свинками снижает уровень беспокойства у детей с РАС.

В заключении отметим: помните, что питомец — это член семьи, требующий внимания, времени, места и финансов. Принимая решение завести домашнее животное, рационально оценивайте свои возможности и комфорт домочадцев.