анонимнопитомец: собака французский бульдог, до 1 года
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
То, что вы описываете у маленького щенка — не более, чем игровое поведение.
Для того, чтобы справиться с этим, неприятным для вас, явлением, нужно проанализировать и подкорректировать несколько моментов.
Игра для щенка — нормальное явление, как и вообще для любого маленького ребенка. Ему нужно много двигаться и активно взаимодействовать с окружающим миром. У него для этого, по сути, только один инструмент — рот и зубы. Щенок не в курсе, что его поведение доставляет вам боль или дискомфорт, ему важно и нужно играть, чем он и занимается.
Обычно такие игры происходят, когда щенок находится в состоянии сильного возбуждения. Увы, контролировать баланс состояний возбуждения и торможения маленькие щенки не умеют. Справедливости ради, даже не все взрослые собачки это умеют. Поэтому первое направление нашей работы — это как раз работа с состоянием собаки.
Что нужно для того, чтобы щенок не перевозбуждался?
1. Прогулки. Огромный окружающий мир очень сильно впечатляет маленькую собачку, поэтому собачка от обилия впечатлений и полученной новой информации элементарно устает. Даже если у вас еще не прошел прививочный карантин, выносите щенка на улицу, но сделайте так, чтобы он не общался с другими собачками и их испражнениями — это может быть источником инфекции. Хотя бы просто посидите с ним на лавочке или походите по улице, держа щенка на руках. Сейчас в жизни щенка происходит очень важный период — знакомства с социальными объектами и окружающей средой. Собачка учится самым простым способом: посмотрел — принял к сведению, что такой объект существует. Период этот полностью угасает к 5-6 месяцам. Все то, с чем щенок не успеет познакомиться в этом возрасте, надолго или даже навсегда останутся для него странными и непонятными, что может вызывать разные неприятные реакции, от страха и избегания до настоящей агрессии. Так что прогулками мы убиваем двух зайцев: знакомим его с социальными объектами и заодно утомляем. Уставший щенок — это, поверьте, прекрасно, ему не нужно кусаться, а нужно только отдыхать.
2. Режим. Вообще ритуалы, режим, все то, что происходит в определенной последовательности и с определенной регулярностью, очень важно для собак. Стабильность — это просто и понятно, поэтому проще контролировать все, что происходит и поэтому щенок может полноценно реализовывать одну из главных потребностей — потребность в безопасности. Стабильно = подконтрольно = безопасно. Уже только этот момент делает щенка более спокойным и уверенным в себе. Оптимально создать такой режим: прогулка — занятия дома — кормление — отдых. Щенок довольно быстро привыкнет к одному и тому же распорядку и сам будет его придерживаться. И вам тоже станет намного проще планировать какие-то свои дела.
3. Игры и занятия. С щенком обязательно нужно заниматься и играть. Занятия могут быть разнообразными: от изучения трюков и команд до поиска и развивающих игрушек. Но игры тоже обязательны. Используйте игрушки, которые вам удобно держать в руке, чтобы щенок тоже мог держать их зубами. Приучаем щенка играть игрушками, а не руками. Очень хорошо поставить игру под контроль сигнала: игра начинается после слова «играй». Каждый раз в начале игры используйте одно и то же слово, со временем оно вам много где пригодится, а щенок научится, что игра начинается по инициативе хозяина, а не когда ему самому вздумалось. Окончание игры тоже удобно маркировать каким-то словом. Например, сказали «всё» и убрали игрушку, сами встали и ушли от щенка. Только не оставляйте щенка в возбужденном состоянии после игры, это приведет снова к попыткам поиграть в ваши руки, ноги, тапочки и прочие неподходящие для игры предметы. Если малыш немного «закипел», предложите ему долгоиграющую погрызушку, конг или лизательный матик.
Правильно используйте подкрепление и наказание. Если щенок хватает зубами игрушку — мы играем. Если он начинает хватать руки — игра сразу прекращается. Если снова схватил игрушку — продолжаем играть.
Не перебарщивайте с продолжительностью игр и дрессировки, как и вообще с вниманием к щенку. Тут плох как недогруз, так и перегруз. Щенка можно и нужно учить заниматься чем-то самостоятельно. Можно использовать игрушки, в которых прячется корм, пусть выковыривает можно — лизательные коврики, нюхательные коврики или шары, а также поисковые коробки, которые можно сделать самостоятельно из любых подручных материалов: любая коробка или контейнер наполняются тряпочками, втулками от бумажных полотенец и туалетной бумаги, коробками из-под яиц, салфетками, и вперемешку с этим всем, насыпается лакомство.
4. Следите за вашим состоянием во время взаимодействия с щенком. Никто не отменял зеркальные нейроны. Если хозяин рассержен, напряжен, возбужден — щенок тоже будет возбуждаться. Поэтому ваше спокойствие = залог спокойствия и уравновешенности щенка.
Теперь о командах и реакции на них.
Реакция на команду — это фактически условный рефлекс. Даже не буду углубляться в теорию, потому что рефлексы бывают двух видов (классический и оперантный, он же инструментальный), суть в том, что это рефлекс. Для того, чтобы собака реагировала на какое-то конкретное слово, это слово должно быть для нее чем-то обусловлено, должно иметь определенное значение.
Вспомним дедушку Павлова и его эксперименты с собаками. Собаке включали лампочку и потом (важна последовательность) показывали миску с едой. Лампочка является нейтральным стимулом, ничего не значащим для собаки. Еда является безусловным стимулом, тем, реакция на который является врожденной, естественной. В ответ на предъявление миски у собаки начинала выделяться слюна, что является естественной реакцией. В дальнейшем собаке просто включали лампочку, а миску выдавали далеко не сразу, но на включение лампочки у собаки уже начинала выделяться слюна, потому что через некоторое количество повторений лампочка для собаки накрепко связалась с предъявлением миски и из нейтрального стимула стала условным, то есть значимым, имеющим определенное значение.
Вот с командами должна происходить такая же история. Если мы хотим, чтобы собака понимала команду, мы должны ее чем-то обусловить. Обусловить слово «нельзя» можно только чем-то очень неприятным для собаки. То есть наша собака должна считать, что в ответ за этим словом прилетает что-то болезненное или страшное. Всегда. Только тогда собака будет немедленно переставать делать то, что она делает.
Однако такое обусловливание — не наш путь, потому что мы говорим о щенке, который совсем недавно с вами познакомился. Нам нужна собака, которая будет вам доверять, потому что в перспективе это в первую очередь управляемость собаки и ваша комфортная совместная жизнь. Наказания же, любой дискомфорт, связанный с вами, - это не то, что приведет к доверию и прочной устойчивой привязанности. Поэтому мы пойдем другим путем, о котором расскажу ниже.
Пару слов о многократном повторении команды: это путь в никуда. Если собака с первого раза не среагировала на команду, это говорит о том, что собака того самого научения (условного рефлекса) не приобрела и искренне не понимает, что она должна делать. От того, скажете ли вы это слово два, три, пять, десять раз, понимания не прибавится. А слово, которое вы много раз повторили, станет просто фоновым шумом, ничего для собаки не значащим.
Что делать с поведением собаки вообще в целом.
Вы обращаете внимание на нежелательное поведение собаки. Оно и понятно, это особенность нашей с вами психики. Однако, знает ли собака правила поведения в вашем доме и вообще в человеческом социуме? Если вы считаете, что да, то давайте подумаем о том, где и каким образом она могла бы обогатиться этими знаниями? Собаке 5 месяцев. ВСЕГО 5 месяцев. У нее даже жизненного опыта на данный момент недостаточно, чтобы она могла четко понимать, как надо себя вести у вас в доме. Таким образом, ей искренне непонятно, почему нельзя кусаться. Ей весело, она кусается. Ей нравится процесс. И ей не ведомо, что нам это неприятно. Все же собака — это собака и мы не будем требовать от нее того, чтобы она мыслила по аналогии с человеком, который, в отличие от собаки, обладает и абстрактным мышлением и рассудочной деятельностью.
Даже взрослая собака мыслит примерно на уровне 1,5 годовалого ребенка. А у нас с вами щенок. Придет ли нам в голову ругать годовалого малыша за то, что он взял вашу помаду и начертил что-то ею на стене? Нет. Потому что ему классно, интересно — вот он и чертит. О том, что это нельзя, он не будет знать до приобретения соответствующего опыта.
Но вернемся к кусанию. Знает ли собака, какого ее поведения мы от нее ждем? Сказали ли мы собаке понятным ей языком, что возле вас можно ходить, лежать, сидеть или стоять? Полагаю, нет. Вот этим и займемся. Собаку, которая находится возле вас, но не прыгает, мы будем хвалить и кормить за то, что она просто стоит, ходит, сидит или лежит. Объясним собаке, что именно это поведение приносит ей выгоду. В сочетании с рекомендациями выше, это обязательно даст результат.
Собственно, на этом строится и все бытовое поведение щенка: похвала и лакомство за любое поведение, которое мы считаем допустимым, желательным или приемлемым.
Кстати, рекомендую к прочтению книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как вы взяли щенка», которая максимально понятно и подробно описывает весь процесс воспитания щенка.
Желаю успехов в воспитании вашего питомца!
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака грызет одежду
Здравствуйте! Мой американский кокер-спаниэль (1 год) постоянно ночью утаскивает одежду со стульев и кресел, где она висит на спинках и сгрызает. Раньше он грыз мою одежду, теперь у мужа. В…
Агрессия на собак
Собака, мальчик Йорк, 1,3г. Агрессирует на абсолютно всех собак, проходящих мимо, безудержно лает и рвется к ним. Несколько раз держала его на руках, но когда он видел рядом собак, то…
Джек-рассел проблемы с туалетом
Джек-рассел, мальчик, ровно 3 месяца. У заводчика был в не закрытом тканевом вольере, писал почти всегда мимо — иногда на пеленки. Забрали рано поэтому особо приучен не был. Держали в…