Щенок агрессивный постоянно кусает и не реагирует на команду нельзя

Здравствуйте. Очень нужна ваша помощь. Недавно в нашей семье появился первый щенок, до этого не было вообще животных. Сейчас ей 5 месяцев. Собачка умная, всё понимает, команды, такие как "сидеть" "лежать" "ко мне" "ждать" выполняет на ура. Но есть проблемы. "Нельзя" вообще не воспринимает. Постоянно кусает меня за руки, если сильно разбесится, то и за ноги. Ещё она стала очень нервная: гавкает на любые посторонние звуки, капает диван, кровать, одеяла, с собаками сначала доброжелательно нюхается, а потом начинает рычать и гавкать на них. Не знаю, что с этим делать. На разных сайтах пишут по разному, в основном, что строго говорить команду нельзя если кусает. Но это не работает, она слышит команду, понимает, но начинает ещё активнее набрасываться на руки и кусать. Успокоить невозможно никак. Только закрывать в другой комнате, тогда успокаивается, но через время всё начинается сначала. С собакой гуляем, стараемся дрессировать каждый день, но с агрессией ничего не можем сделать. Не понимаем, из-за чего такое поведение, ведь собачку очень любим, постоянно уделяем ей внимание, и она нас тоже любит, и в принципе очень доброжелательна к другим людям, радуется всем. Подскажите пожалуйста, что делать в такой ситуации?
анонимнопитомец: собака французский бульдог, до 1 года
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте. То, что вы описываете у маленького щенка — не более, чем игровое поведение. Для того, чтобы справиться с этим, неприятным для вас, явлением, нужно проанализировать и подкорректировать несколько моментов. Игра для щенка — нормальное явление, как и вообще для любого маленького ребенка. Ему нужно много двигаться и активно взаимодействовать с окружающим миром. У него для этого, по сути, только один инструмент — рот и зубы. Щенок не в курсе, что его поведение доставляет вам боль или дискомфорт, ему важно и нужно играть, чем он и занимается. Обычно такие игры происходят, когда щенок находится в состоянии сильного возбуждения. Увы, контролировать баланс состояний возбуждения и торможения маленькие щенки не умеют. Справедливости ради, даже не все взрослые собачки это умеют. Поэтому первое направление нашей работы — это как раз работа с состоянием собаки. Что нужно для того, чтобы щенок не перевозбуждался? 1. Прогулки. Огромный окружающий мир очень сильно впечатляет маленькую собачку, поэтому собачка от обилия впечатлений и полученной новой информации элементарно устает. Даже если у вас еще не прошел прививочный карантин, выносите щенка на улицу, но сделайте так, чтобы он не общался с другими собачками и их испражнениями — это может быть источником инфекции. Хотя бы просто посидите с ним на лавочке или походите по улице, держа щенка на руках. Сейчас в жизни щенка происходит очень важный период — знакомства с социальными объектами и окружающей средой. Собачка учится самым простым способом: посмотрел — принял к сведению, что такой объект существует. Период этот полностью угасает к 5-6 месяцам. Все то, с чем щенок не успеет познакомиться в этом возрасте, надолго или даже навсегда останутся для него странными и непонятными, что может вызывать разные неприятные реакции, от страха и избегания до настоящей агрессии. Так что прогулками мы убиваем двух зайцев: знакомим его с социальными объектами и заодно утомляем. Уставший щенок — это, поверьте, прекрасно, ему не нужно кусаться, а нужно только отдыхать. 2. Режим. Вообще ритуалы, режим, все то, что происходит в определенной последовательности и с определенной регулярностью, очень важно для собак. Стабильность — это просто и понятно, поэтому проще контролировать все, что происходит и поэтому щенок может полноценно реализовывать одну из главных потребностей — потребность в безопасности. Стабильно = подконтрольно = безопасно. Уже только этот момент делает щенка более спокойным и уверенным в себе. Оптимально создать такой режим: прогулка — занятия дома — кормление — отдых. Щенок довольно быстро привыкнет к одному и тому же распорядку и сам будет его придерживаться. И вам тоже станет намного проще планировать какие-то свои дела. 3. Игры и занятия. С щенком обязательно нужно заниматься и играть. Занятия могут быть разнообразными: от изучения трюков и команд до поиска и развивающих игрушек. Но игры тоже обязательны. Используйте игрушки, которые вам удобно держать в руке, чтобы щенок тоже мог держать их зубами. Приучаем щенка играть игрушками, а не руками. Очень хорошо поставить игру под контроль сигнала: игра начинается после слова «играй». Каждый раз в начале игры используйте одно и то же слово, со временем оно вам много где пригодится, а щенок научится, что игра начинается по инициативе хозяина, а не когда ему самому вздумалось. Окончание игры тоже удобно маркировать каким-то словом. Например, сказали «всё» и убрали игрушку, сами встали и ушли от щенка. Только не оставляйте щенка в возбужденном состоянии после игры, это приведет снова к попыткам поиграть в ваши руки, ноги, тапочки и прочие неподходящие для игры предметы. Если малыш немного «закипел», предложите ему долгоиграющую погрызушку, конг или лизательный матик. Правильно используйте подкрепление и наказание. Если щенок хватает зубами игрушку — мы играем. Если он начинает хватать руки — игра сразу прекращается. Если снова схватил игрушку — продолжаем играть. Не перебарщивайте с продолжительностью игр и дрессировки, как и вообще с вниманием к щенку. Тут плох как недогруз, так и перегруз. Щенка можно и нужно учить заниматься чем-то самостоятельно. Можно использовать игрушки, в которых прячется корм, пусть выковыривает можно — лизательные коврики, нюхательные коврики или шары, а также поисковые коробки, которые можно сделать самостоятельно из любых подручных материалов: любая коробка или контейнер наполняются тряпочками, втулками от бумажных полотенец и туалетной бумаги, коробками из-под яиц, салфетками, и вперемешку с этим всем, насыпается лакомство. 4. Следите за вашим состоянием во время взаимодействия с щенком. Никто не отменял зеркальные нейроны. Если хозяин рассержен, напряжен, возбужден — щенок тоже будет возбуждаться. Поэтому ваше спокойствие = залог спокойствия и уравновешенности щенка. Теперь о командах и реакции на них. Реакция на команду — это фактически условный рефлекс. Даже не буду углубляться в теорию, потому что рефлексы бывают двух видов (классический и оперантный, он же инструментальный), суть в том, что это рефлекс. Для того, чтобы собака реагировала на какое-то конкретное слово, это слово должно быть для нее чем-то обусловлено, должно иметь определенное значение. Вспомним дедушку Павлова и его эксперименты с собаками. Собаке включали лампочку и потом (важна последовательность) показывали миску с едой. Лампочка является нейтральным стимулом, ничего не значащим для собаки. Еда является безусловным стимулом, тем, реакция на который является врожденной, естественной. В ответ на предъявление миски у собаки начинала выделяться слюна, что является естественной реакцией. В дальнейшем собаке просто включали лампочку, а миску выдавали далеко не сразу, но на включение лампочки у собаки уже начинала выделяться слюна, потому что через некоторое количество повторений лампочка для собаки накрепко связалась с предъявлением миски и из нейтрального стимула стала условным, то есть значимым, имеющим определенное значение. Вот с командами должна происходить такая же история. Если мы хотим, чтобы собака понимала команду, мы должны ее чем-то обусловить. Обусловить слово «нельзя» можно только чем-то очень неприятным для собаки. То есть наша собака должна считать, что в ответ за этим словом прилетает что-то болезненное или страшное. Всегда. Только тогда собака будет немедленно переставать делать то, что она делает. Однако такое обусловливание — не наш путь, потому что мы говорим о щенке, который совсем недавно с вами познакомился. Нам нужна собака, которая будет вам доверять, потому что в перспективе это в первую очередь управляемость собаки и ваша комфортная совместная жизнь. Наказания же, любой дискомфорт, связанный с вами, - это не то, что приведет к доверию и прочной устойчивой привязанности. Поэтому мы пойдем другим путем, о котором расскажу ниже. Пару слов о многократном повторении команды: это путь в никуда. Если собака с первого раза не среагировала на команду, это говорит о том, что собака того самого научения (условного рефлекса) не приобрела и искренне не понимает, что она должна делать. От того, скажете ли вы это слово два, три, пять, десять раз, понимания не прибавится. А слово, которое вы много раз повторили, станет просто фоновым шумом, ничего для собаки не значащим. Что делать с поведением собаки вообще в целом. Вы обращаете внимание на нежелательное поведение собаки. Оно и понятно, это особенность нашей с вами психики. Однако, знает ли собака правила поведения в вашем доме и вообще в человеческом социуме? Если вы считаете, что да, то давайте подумаем о том, где и каким образом она могла бы обогатиться этими знаниями? Собаке 5 месяцев. ВСЕГО 5 месяцев. У нее даже жизненного опыта на данный момент недостаточно, чтобы она могла четко понимать, как надо себя вести у вас в доме. Таким образом, ей искренне непонятно, почему нельзя кусаться. Ей весело, она кусается. Ей нравится процесс. И ей не ведомо, что нам это неприятно. Все же собака — это собака и мы не будем требовать от нее того, чтобы она мыслила по аналогии с человеком, который, в отличие от собаки, обладает и абстрактным мышлением и рассудочной деятельностью. Даже взрослая собака мыслит примерно на уровне 1,5 годовалого ребенка. А у нас с вами щенок. Придет ли нам в голову ругать годовалого малыша за то, что он взял вашу помаду и начертил что-то ею на стене? Нет. Потому что ему классно, интересно — вот он и чертит. О том, что это нельзя, он не будет знать до приобретения соответствующего опыта. Но вернемся к кусанию. Знает ли собака, какого ее поведения мы от нее ждем? Сказали ли мы собаке понятным ей языком, что возле вас можно ходить, лежать, сидеть или стоять? Полагаю, нет. Вот этим и займемся. Собаку, которая находится возле вас, но не прыгает, мы будем хвалить и кормить за то, что она просто стоит, ходит, сидит или лежит. Объясним собаке, что именно это поведение приносит ей выгоду. В сочетании с рекомендациями выше, это обязательно даст результат. Собственно, на этом строится и все бытовое поведение щенка: похвала и лакомство за любое поведение, которое мы считаем допустимым, желательным или приемлемым. Кстати, рекомендую к прочтению книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как вы взяли щенка», которая максимально понятно и подробно описывает весь процесс воспитания щенка. Желаю успехов в воспитании вашего питомца!
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Собака грызет одежду
Здравствуйте! Мой американский кокер-спаниэль (1 год) постоянно ночью утаскивает одежду со стульев и кресел, где она висит на спинках и сгрызает. Раньше он грыз мою одежду, теперь у мужа. В…
Агрессия на собак
Собака, мальчик Йорк, 1,3г. Агрессирует на абсолютно всех собак, проходящих мимо, безудержно лает и рвется к ним. Несколько раз держала его на руках, но когда он видел рядом собак, то…
Джек-рассел проблемы с туалетом
Джек-рассел, мальчик, ровно 3 месяца. У заводчика был в не закрытом тканевом вольере, писал почти всегда мимо — иногда на пеленки. Забрали рано поэтому особо приучен не был. Держали в…
Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования