Ульяна Мартьяновапитомец: собака джек-рассел-терьер, 1 год
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Понимаю все сложности, связанные с небольшой жилплощадью и наличием маленького ребенка. Но давайте попробуем посмотреть на ситуацию глазами собаки.
Мы говорим о щенке, который по уровню активности, любознательности, объему познавательных потребностей, примерно находится на уровне вашего годовалого малыша. Щенку важно много двигаться — он учится и приобретает те навыки, которые ему помогут в течение всей дальнейшей жизни. В 5 месяцев щенок еще достаточно неуклюжий и отсутствие возможности двигаться никак не способствует его гармоничному росту и развитию. Именно поэтому клетка на постоянной основе — не вариант для щенка.
Щенку важно знакомиться с окружающим миром, поэтому его могут интересовать абсолютно все предметы, которые могут оказаться в его доступе. У щенка только один способ взаимодействия с окружающей средой — это рот и зубы. Поэтому важно организовать для щенка развивающие безопасные игры и игрушки, с помощью которых он сможет частично удовлетворить эту потребность. Также не менее важно убрать все те вещи и предметы, которые вам дороги или которые небезопасны для щенка, из его доступа. Уверена, что ровно это вы делаете для вашего малыша, а щенок в этом плане ничем не отличается от человеческого ребенка.
У щенка также крайне высока потребность в общении. Кусание всего и всех — это его способ получить внимание. Ему и в голову не приходит, что могут быть другие способы получить желаемое и такое необходимое общение. С тем же успехом, он не в курсе, что нельзя кусать ребенка. Он собака и ведет себя как собака, используя тот способ взаимодействия, который ему понятен и который, возможно, уже закрепился. Если в ответ на кусание он получает от вас какую-то ответную реакцию (даже если негативную) — результат достигнут, на него обратили внимание и поэтому в следующий раз, при возникновении потребности пообщаться, щенок будет снова использовать именно эту стратегию.
Щенок не слушается — совершенно логичная история. Уверена, что и ваш малыш пока еще понимает далеко не все слова, фразы, выражения, запреты, ограничения и т. д. Хотя в этом аспекте у вашего ребенка способностей уже точно намного больше, чем у щенка. Реакция на команду (сигнал) — это фактически условный рефлекс. Даже не буду углубляться в теорию, потому что рефлексы бывают двух видов (классический и оперантный, он же инструментальный), суть в том, что это рефлекс. Для того, чтобы собака реагировала на какое-то конкретное слово, это слово должно быть для нее чем-то обусловлено, должно иметь определенное значение.
Вспомним дедушку Павлова и его эксперименты с собаками. Собаке включали лампочку и потом (это важно) показывали миску с едой. Лампочка является нейтральным стимулом, ничего не значащим для собаки. Еда является безусловным стимулом, тем, реакция на который является врожденной, естественной. В ответ на предъявление миски у собаки начинала выделяться слюна, что является естественной реакцией. В дальнейшем собаке просто включали лампочку, а миску выдавали далеко не сразу, но на включение лампочки у собаки уже начинала выделяться слюна, потому что через некоторое количество повторений лампочка для собаки накрепко связалась с предъявлением миски и из нейтрального стимула стала условным, то есть значимым, имеющим определенное значение.
Вот с командами должна происходить такая же история. Если мы хотим, чтобы собака понимала команду, мы должны ее чем-то обусловить. Объяснить понятным собаке образом, чего конкретно мы от нее хотим.
Что делать с поведением собаки вообще в целом.
Вы обращаете внимание на нежелательное поведение собаки. Оно и понятно, это особенность нашей с вами психики. Однако, знает ли собака правила поведения в вашем доме и вообще в человеческом социуме? Если вы считаете, что да, то давайте подумаем о том, где и каким образом она могла бы обогатиться этими знаниями? Собаке 5 месяцев. ВСЕГО 5 месяцев. У нее даже жизненного опыта на данный момент недостаточно, чтобы она могла четко понимать, как надо себя вести у вас в доме. Таким образом, ей искренне непонятно, почему нельзя кусаться, лаять или рвать одежду. Ей весело. Ей нравится процесс. Все же собака — это собака и мы не будем требовать от нее того, чтобы она мыслила по аналогии с человеком, который, в отличие от собаки, обладает и абстрактным мышлением и рассудочной деятельностью.
Даже взрослая собака мыслит примерно на уровне 1,5 годовалого ребенка. А у нас с вами щенок. Придет ли нам в голову ругать годовалого малыша за то, что он взял вашу помаду и начертил что-то ею на стене? Нет. Потому что ему классно, интересно — вот он и чертит. О том, что это нельзя, он не будет знать до приобретения соответствующего опыта.
Вот на чем строится все бытовое воспитание щенка: похвала и лакомство за любое поведение, которое мы считаем допустимым, желательным или приемлемым. При этом мы никак не можем забывать о том, о чем я говорила выше: о необходимости много и активно двигаться, играть, общаться. Если времени, сил, ресурсов у вас для этого недостаточно, значит можно воспользоваться помощью специально обученных людей — ситтеров, собачьих нянь, выгульщиков. Фактически в вашем доме живут два младенца. Должным образом расти и развиваться должны они оба, уделять внимание необходимо и одному, и другому.
Если вы захотите еще раз перепристроить собаку, то просто помните о том, что многократная смена владельцев и условий окружающей среды — это повод для сильного стресса у щенка, даже и у взрослой собаки. Это приводит к нарушению процессов адаптации и формирования привязанности, а значит и к усилению нежелательного поведения собаки. Еще раз повторюсь, что понимаю все ваши бытовые сложности, но просто попробуйте посмотреть на все происходящее глазами собаки. Попробуйте мысленно поменять местами собаку и вашего ребенка, как бы это ни звучало. Я уверена, что такая абстрактная подмена поставит все на свои места и поможет лучше понять причину поведения щенка.
Кстати, рекомендую к прочтению книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как вы взяли щенка», которая максимально понятно и подробно описывает весь процесс правильного воспитания щенка.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака грызет одежду
Здравствуйте! Мой американский кокер-спаниэль (1 год) постоянно ночью утаскивает одежду со стульев и кресел, где она висит на спинках и сгрызает. Раньше он грыз мою одежду, теперь у мужа. В…
Агрессия на собак
Собака, мальчик Йорк, 1,3г. Агрессирует на абсолютно всех собак, проходящих мимо, безудержно лает и рвется к ним. Несколько раз держала его на руках, но когда он видел рядом собак, то…
Джек-рассел проблемы с туалетом
Джек-рассел, мальчик, ровно 3 месяца. У заводчика был в не закрытом тканевом вольере, писал почти всегда мимо — иногда на пеленки. Забрали рано поэтому особо приучен не был. Держали в…