Щенок у других людей

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли отводить щенка к родственникам в другой дом? Так как щенку требуется частое кормление, на время рабочего (6 часов) дня оставляю его родственникам. Как это может повлиять на его взаимоотношения со мной, может ли быть такое, что щенок привыкнет к ним и не будет понимать, что я его хозяин? Щенок доберман, 1.5 месяца. Благодарю за ответ.
Екатерина Рысляевапитомец: собака доберман, от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте. В контексте вашего вопроса расскажу подробнее о привязанности. Собака очень социальна. Находиться в одиночестве для нее неестественно. Это наиболее актуально для щенков, т. к. у диких предков и родственников псовых щенок никогда не остается один. Если собака живет в человеческом социуме, она не имеет того уровня общения с сородичами, которое ей нужно, но это не проблема, потому что собака вполне может реализовать многие значимые для нее потребности с помощью человека, находящегося рядом с ней. Ну или нескольких людей, в зависимости от состава семьи, в которой живет собака. А вот теперь непосредственно о привязанности. Многие ученые разбирались в этом вопросе, среди них Гарри Харлоу, который работал с детенышами шимпанзе. Ученый работал с обезьянками, разлученными с матерью, он сделал две «матери»: теплую-мягкую (каркас, завернутый в полотенце) и металлическую, с соской. В те годы, когда проводился эксперимент, считалось, что ребенка не нужно держать на руках, его не нужно гладить и ласкать. Считалось, что это вредит ребенку, он может вырасти избалованным. Харлоу перевернул представления об отношении матери и ребенка. Он заметил, что детёныши едят из соски, но предпочитают находиться на теплой и мягкой матери. Если детеныша что-то пугало, он бежал к мягкому каркасу. Если каркас убирали, детеныш забивался в угол и отказывался исследовать помещение и играть. Результаты этих исследований изменили отношения к детям в детских домах. Чуть позже Харлоу, в 1970-1986 году, психолог Джон Боулби первым из психологов описал привязанность — как «устойчивую психологическую связь между людьми». Боулби считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни» (с) Боулби наблюдал за детьми, которых помещали без родителей в больницу или за детьми из детских домов и выяснил, что ребенок, разлученный с матерью, испытывает шок и горе, к которому он адаптируется определенными способами. На основании этих наблюдений и родилась Теория Привязанности, которая в равной степени работает и с людьми, и с собаками, а также в отношениях между человеком и собакой. Для начала скажу о фазах привязанности, выглядят они так: Неразборчивая реакция на все объекты – ребенок (щенок, собака) ко всем людям проявляет сходную реакцию. Фокусированное внимание на знакомых людей – ребенок (щенок, собака) начинает реагировать ярче на людей, с которыми общается чаще и которые вызывают максимально приятные эмоции и удовлетворение потребностей. Интенсивная привязанность и поиск близости – ребенок (человек или собака) буквально «забывает» остальные объекты, только один объект вызывает самые сильные эмоции. Адекватное партнерское поведение и множественная привязанность – начинается только после того, как привязанность к одному объекту установилась и укрепилась. Ребенок, щенок, человек или собака начинает привязываться к другим членам семьи, к родственникам, друзьям и прочее. Итак, различают несколько типов привязанностей: Безопасная привязанность. Собака привязана к человеку, доверяет ему, стремиться быть с ним, но готова отдаляться от него, исследовать местность, может остаться у другого человека. Рядом с объектом привязанности собака чувствует себя уверенной и смелой, но она может оставаться без него, играть без него и ощущать себя вполне комфортно. Тревожно-устойчивая привязанность – свойственна собакам с опытом разрыва привязанности. Потерявшееся собаки, собаки после перемены хозяина. Они ходят хвостом, не хотят оставаться в одиночестве, реагируют на любое движение хозяина, без хозяина очень тревожатся, не исследуют местность, на прогулках далеко не отходят и боятся потеряться. Тревожно-избегающая привязанность – собака не выражает желание общаться, хотя хозяина среди людей выделяет. Она избегает общения, если человек его навязывает. Сама собака может предлагать общение, но очень мало. Амбивалентная привязанность – бывает редко. Собака очень хочет общаться, очень привязана к хозяину. Но на попытки общения со стороны хозяина шарахается, рычит, может укусить, напрягается. Обычно это означает, что у собаки была тяжелая травмирующая ситуация с невозможностью понять объект привязанности и привязаться к кому-то другому. Ну и еще несколько важных фактов, которые в полной мере формируют представление о привязанности собаки к человеку: 1. Начало привязанности у взрослой собаки по отношению к новому для нее человеку происходит в течение некоторого времени, в среднем от 2 недель до 2 месяцев. 2. Щенки привязываются к тому, кто с ними много общается/играет/гладит. 3. Взрослая собака привязывается к новому хозяину, если с ним у собаки связаны положительные эмоции и удовлетворение значимых для собаки потребностей (витальные – еда, вода, отдых, комфорт, и невитальные – общение, движение, получение новой информации, контроль, безопасность) 4. Если у собаки ранее уже была сформирована привязанность (например, прежние хозяева), то при формировании новой привязанности собака проходит все те же фазы, о которых мы говорили выше. 5. Многочисленные расставания с объектами привязанности (скажем, когда собака несколько раз в своей жизни меняет хозяев), приводят к серьезным нарушениям поведения, а также – в конечном итоге – к амбивалентной привязанности. Примерно на 4-5 хозяине собака вообще перестает понимать, чего ей ждать от людей. Ну и наконец. Как же понять, что ваша собака действительно к вам привязана? Если собака при опасности, стрессе, плохом самочувствии идет к вам – значит, именно вы являетесь главным объектом ее привязанности. При этом собака также может быть привязана и к остальным членам семьи. Привязанность разрушает многократный негативный опыт и долгое отсутствие общения (дольше года). Надеюсь, теперь полноценная картинка о привязанностях сформирована )) Теперь непосредственно к вашему вопросу. Как мы понимаем из описания выше, при таком образе жизни у щенка с большой долей вероятности в первую очередь сформируется, скорее всего, привязанность к тем людям, с которыми он проводит больше времени. Но это никак не помешает тому, чтобы в будущем, когда у вас не будет необходимости оставлять щенка у родственников, у него сформировалась и привязанность к вам. Просто на это может потребоваться какое-то время. Помимо этого не могу не сказать, что вы можете в выходные дни, когда щенок остается с вами, прилагать максимум усилий к тому, чтобы щенок начал выделять вас среди остальных людей. Это произойдет в случае, если именно вы будете вызывать у щенка максимум приятных эмоций и удовлетворять его потребности, в число которых входят и витальные (еда, вода, движение, безопасность), и социальные (общение, ласка, игры), и познавательные (новая информация, обучение, дрессировка). К этому же вопросу не могу не сказать о том, что вариант оставлять маленького щенка с родственниками — один из самых оптимальных, потому что щенок в одиночестве, особенно если это длительное время, действительно может страдать, ему может быть страшно, скучно, дискомфортно. От этого будет страдать сам щенок, а также ваше жилище. Однако не стОит забывать о том, что постепенно и не спеша щенка уже с 2,5 месяцев нужно приучать оставаться в одиночестве, начиная с небольших промежутков времени, буквально нескольких минут. В противном случае со взрослой собакой в этом вопросе тоже могут быть проблемы. Помимо этого рекомендую вам на ближайшие несколько месяцев книгу «Что делать до и после того как вы взяли щенка», автор Иэн Данбар. Дело в том, что 1,5 месяца — это очень рано для того, чтобы забирать щенка от матери и однопометников. Не скажу, что так делать категорически нельзя, но как минимум — не рекомендуется. Раз уж так случилось, вам нужно приложить довольно много усилий для того, чтобы щенок рос и развивался гармонично, а для этого вам потребуется некая инструкция по воспитанию и выращиванию малыша, которая как раз и содержится в этой книге.
Советуем почитать
Забота о щенке в первые месяцы жизни

Появление в доме щенка — большая радость. Рассказываем, как правильно заботиться о щенке в первые месяцы жизни.

Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Щенок стал агрессировать
Добрый день! Нежданно-негаданно столкнулись со следующей проблемой - наш щенок (АГТ, 6 месяцев) стал на нас с мужем агрессировать. Около недели назад он стал рычать и клацать зубами, когда мы…
Как помирить собак
Алабай кобель агрессирует на овчарку (стерелизована). Знакомы они с детства. Живут на одной территории, у каждого своя миска и место. Овчарка любит воровать еду у алабая, редко он злится. Иногда…
Агрессия
Здравствуйте, чих, 2 года 3 месяца, кастрирован, 3кг. Когда прихожу домой очень радуется, падает на спину, чешу животик, монет, закрывает от удовольствия глаза. Играем, хулиганим. Каждый день урок, выполняет команды:…
Подпишитесь на нас
Новости от Питомцы Mail.ru
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования