Поведение

Моя собака по утрам начинает лаять очень сильно до тех пор, пока кто-нибудь не выйдет на улицу. Как можно отучить ее по утрам лаять? И еще он кусается. Про то, что зубы режутся, знаю, игрушки есть у него, когда ругаешь, еще сильнее кусает. Ему 3 месяца.
Kamila Sabirova
Отвечает Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Добрый день. Для начала рекомендуем посмотреть наш семинар о правильном воспитании и выращивании щенка, в котором вы найдёте исчерпывающую информацию на большинство существующих и будущих вопросов https://www.youtube.com/playlist?app=desktop&list=PLdYvm--e2XzPQbGDlk5sLjBNxZj9UXcJY&fbclid=IwAR1r6fwHN_G_NhUvTLYVB_dPqulOVKb2JR8HNpjDXBhb_SS6iymhekN6FkI Первое, что нужно понять и принять, это то, что собака лает не для того, чтобы насолить хозяину, а чтобы успокоиться, чтобы сделать своё нынешнее положение более комфортным. Закрепляется именно такая привычка чаще у возбудимых и молодых собак, а варианты её появления разные: и лай на возбуждении, и зов хозяина в одиночестве, и самое неприятное - тревожность в подростковый период, когда собака начинает участвовать в жизни стаи, предупреждая об опасности. Как видите, нет ни одной причины лая, с которой можно было бы разобраться, просто запретив лаять, то есть, устроив собаке негативный опыт в момент первого "Гав". Даже если собака в первый момент замолчит, она быстро начнет лаять снова и новой силой, потому что негатив от хозяина только увеличит дискомфорт, который она испытывает. Оставаться одному для щенка – в принципе вообще не естественное явление. В стае щенок никогда не остается один. Разумеется, мы, люди, не являемся 100% заменителем стаи, но ряд потребностей щенка наше присутствие, тем не менее, удовлетворяет. Как минимум – потребность в общении уж точно. А вот один щенок, конечно, волнуется, тревожится по описанной выше причине. Кроме того, светает сейчас раньше, и собачка от этого просыпается раньше, ну а как только проснулся – нужно же пописать. Собаки – чистоплотные животные, поэтому если собака уже привыкла справлять нужду на участке, то сразу после сна её необходимо отпустить для утреннего туалета, если ночью она заперта или на привязи. Ну и, конечно, со временем щенок адаптируется к вашему режиму, только нужны терпение и время. Следующий момент касается возраста щека. В период 3-4,5 начинается усиление тревожности. Щенку в таком возрасте крайне трудно сосредоточится. Возбуждение преобладает над торможением даже у тормозных пород. Любая новая или пугающая ситуация (в том числе и оставление щенка в одиночестве) запоминается очень хорошо. Любые сверхсильные раздражителя могут вызвать в дальнейшем стойкий страх на всю жизнь. Очень важно в этом возрасте заниматься выработкой торможения, удержания внимания и концентрации. Что можно делать сейчас? Ни в коем случае не стоит ругать и наказывать щенка, мы ведь не ругаем и не наказываем младенцев, когда они с утра проснулись, описались, хотят есть, кричат и зовут маму. Собаке нужно наше внимание и удовлетворение своих потребностей. Наша задача – объяснить щенку, что лаем своего он не добьётся, а вот когда он ведёт себя так, как нам нравится, то он получит и внимание, и вкусняшку, и игру. Постарайтесь игнорировать лай, а вот когда щенок хотя бы на минуту замолчит – выходить, хвалить и кормить. Если мы будем реагировать и выходить к щенку в тот момент, когда он лает, у него очень быстро закрепится понимание того, что таким образом он может вас контролировать: залаял – вы подошли, пусть даже внимание ваше недружелюбное и не такое, какого хотелось бы щенку, но всё же это внимание. Таким образом, дожидаемся, когда собака успокоится и замолчит и только тогда подходим. Со временем у щенка закрепится нужное поведение, и он поймет, что лаять и скулить – бессмысленное и энергозатратное мероприятие. Можно встать и подойти, когда собака успокоилась, выдать ей какую-то вкусную штуку – безопасную погрызушку долгоиграющую или конг, например, а самой потом вернуться досыпать. Но стоит помнить, что пока щенок часто хочет есть и писать, он пока может рано просыпаться, в таком возрасте это нормально. Кроме того, можно поставить лай на команду, чтобы собаке не было выгодно лаять просто так, а не тогда, когда вы её об этом попросили. Давайте возьмем простой пример. Все мы учились в школе. Представьте себе, что вы решили несколько задач правильно, долго старались, думали, переписывали, и вот теперь радуетесь заслуженной пятёрке. Вам предлагают сделать следующее задание, и вы по какой-то причине делаете там ошибку. Потом вспоминаете, расстраиваетесь, НО снова получаете пять. И дальше, какие бы ошибки вы не делали, вы всегда получаете пять. Подумайте, как скоро вы перестанете решать задачи вообще? По крайней мере, в этой школе с этим учителем))) Так и собака. Если она получает вкусный кусочек за каждый "гав" - звонкий или тихий, короткий или длинный, да еще и без "гав" вообще тоже получает, то какой смысл стараться? Не лучше ли эти силы потратить на поиск куска, вдруг завалялся какой, пока я тут орал. Да и самоуспокоение уже не становится приоритетной задачей, ведь есть на что отвлечься - на еду и на решение задачки как её заработать. Постепенно, с большим количеством повторений, собака все больше расслабляется в ранее напрягавшей ее ситуации и сам раздражитель, на который она лаяла (звук, движение) - приобретает положительную эмоциональную окраску, а потом переходит в разряд нейтральных (если собаку кормят не только за этот раздражитель))))). Вуаля! Собака перестаёт лаять! Кроме работы непосредственно с лаем хотелось бы упомянуть, что у собаки есть потребности, которые нежелательно игнорировать. Если мы не даём собаке возможности много и активно двигаться (эта потребность варьирует в зависимости от конкретной собаки), общаться с нами и/или с другими собаками, получать новую информацию и контролировать окружающую среду – мы получаем всё время возбужденную собаку, которая компенсирует недостаток вот этого всего вышеперечисленного в разных не самых полезных способах. В том числе это может выражаться в деструктивном поведении, к которому можно отнести и беспричинный лай, вой, уничтожение имущества и прочее асоциальное поведение по поводу и без. Собака сама вряд ли придумает способ себя занять, если у неё нет соответствующего опыта. А опыт сам тоже не приходит. Точнее не так. Опыт приходит, но не тот, который нас устраивает. Фактически собака, не будучи контролируемой с нашей стороны, а предоставленная сама себе или постоянно находящаяся в закрытом пространстве, пусть даже это огромный участок, а тем более – постоянно сидящая на цепи, делает то, что может, умеет и в настоящий момент хочет. Есть ряд важных моментов, которые необходимо учитывать, чтобы собака в принципе начала соответствовать вашим ожиданиям и правилам. Прогулки собаке, живущей на участке, необходимы так же, как и той, что живёт в квартире. При этом прогулка должна быть не просто пописать, а и побегать, порезвиться, потусоваться, пообщаться с сородичами, нанюхаться новых запахов, назаниматься, причём за пределами вашего участка, чтобы по возвращению домой она реализовывала самую важную (для нас) потребность – потребность в отдыхе. Каким бы большим ни был ваш участок, он очень быстро становится для собаки условно-обеднённой средой, где нет ничего интересного. Или это интересное собака ищет себе сама, либо реализует нерастраченную энергию в не самых приятных проявлениях, таких как: уничтожение имущества, излишняя и неконтролируемая вокализация, различное смещённое поведение вплоть до стереотипии (бег за хвостом или туда-сюда, например), агрессии к различным социальным объектам, в самых запущенных случаях – нанесение себе травм. Вы, к сожалению, не упомянули о том, где родилась и как росла собачка до того, как попала к вам. Обратите, пожалуйста, внимание, что в случае, если собака до 7 месяцев живёт на закрытом участке и никогда не гуляет и «не видит мира», то речь при таких условиях взросления в будущем пойдёт о депривации и отсутствии должной социализации собак в соответствующем возрасте. Дело в том, что период социального импринтинга – запечатления всех значимых предметов и социальных объектов необратимо угасает у собак к 5-7 месяцам, именно поэтому так важно познакомить собаку с другими животными и людьми во всём их разнообразии до достижения этого возраста, и в дальнейшем нам уже понадобится работать с адаптацией собаки и коррекцией её поведения «за забором». Теперь поговорим о покусах. Первое, что необходимо знать – данное поведение ни в коем случае не является агрессией и не должно рассматриваться, как агрессия. Это всего лишь нормальное игровое поведение щенка. Щеночек еще совсем маленький и у него, в силу возраста, еще нет опыта общения с людьми, а также представления о правилах поведения. Он ведет себя так, как хочет и может, не думая о последствиях. Представьте себе, что у вас появился годовалый малыш, который уже ловко бегает и прыгает просто в силу того, что он собака. Повзрослеет и вырастет он гораздо стремительнее, чем человеческий ребёнок, к году это уже будет взрослый пёс, а наша серьезная задача успеть в этот коротенький промежуток заложить базу и максимально вложиться в воспитание собачьего ребенка уже сейчас, чтобы к году у нас уже был приличный с задатками к дальнейшему обучению пёсик. Конечно, в наших ожиданиях – у нас не собака, а супермен. Не щенок, а вундеркинд, который с рождения знает, что писать дома можно только на улице, знает и идеально (ну или почти) выполняет все команды, ничего не грызет и не портит вещи, не кусает наши руки, не рычит на нас и наших детей. Мы не предъявляем подобных требований к нашим детям, потому что понимаем, что ребенок в двух-трехлетнем возрасте вряд ли умеет полноценно писать, читать и считать, знать пару языков дополнительно к родному, ну и т.д. Это нам понятно и объяснимо, потому что мы люди и наши дети – тоже люди, только маленькие, и все особенности их развития нам примерно понятны. Но вот со щенками вопрос обстоит совершенно иначе. Логично и объяснимо, но все же давайте посмотрим на этот мир глазами щенка. Щенок – это маленький ребенок. Только у него есть свои особенности, а также он не понимает, да и не может без подсказки понимать правила жизни с людьми, в нашем доме или квартире. Он вообще не в курсе, зачем он должен сидеть или лежать по команде, равно как и стоять, а также почему, НУ ПОЧЕМУ нельзя кусаться, если это так весело? И еще: щенок не понимает нашего языка. Вообще. Просто нужно принять: собаки не понимают человеческую речь. Никак, никогда. Только после длительных тренировок они могут запомнить, что какое-то слово (определённый набор звуков и звучание) что-то обозначают. Представьте, что в мире пропали все буквы и слова… Вы не можете говорить, не понимаете, что вам хочет сообщить другой человек, не можете сообщить, что вам страшно и одиноко, позвать на помощь, не знаете, как вам попасть в гости к вашим знакомым, потому что все улицы в мире теперь называются НИКАК. И собаки живут с этим всю свою жизнь, фактически угадывая, чего мы от них ждем. Но это потом, когда они уже вырастут большими, привыкнут жить с нами и по языку тела и еще каким-то подсказкам будут понимать наши ожидания. А сейчас щенок совершенно точно не понимает ровным счетом ничего. На это у него как минимум три причины: 1. Он собака (вспоминаем про буквы, слова, особенности) 2. Он маленький и ему недостаточно жизненного опыта 3. Он слишком мало времени живет с вами, и просто не успел к вам привыкнуть и не научился вас понимать хотя бы так, как понимал, скажем, заводчика. Так вот, по этим причинам сейчас трудно чего-либо ожидать от щенка. Ему нужно гораздо больше времени для того, чтобы научиться выполнять команды, гулять и вообще просто взаимодействовать с вами. Щенкам нужно совершенно четко объяснять, чего мы хотим. Настолько четко, чтобы не возникло даже малейшей возможности сделать что-то не так. Но мало этого. Щенок должен получать достойную зарплату за свою работу, иначе он так и не будет понимать, зачем вообще вот это вот все. И в начале обучения мы не даем щенкам никаких команд вообще, потому что они не знают значения этих слов и произносить их – просто сотрясать воздух и обесценивать эти слова для щенка. С помощью своих маленьких острых зубов щенок исследует мир. У наших с вами человеческих детей на это есть руки, а у щенка – только зубы. А вот насколько сильно можно укусить, а насколько уже нельзя – он просто не понимает, ему раньше этого не объясняли. И слово «фу» собака не понимает. Ну просто она не знает его. А вот всеобщий крик, шум, гам и визги, как и беготню, щенок воспринимает как «эгей! давай поиграем! Догоняй меня скорей!» Посмотрите, как играют маленькие щенки, да или даже взрослые собаки. Если одна собачка другой сделала больно в игре, то «пострадавшая» собачка замирает и говорит: «АЙ!». Ваша задача в случае превышения полномочий, то есть сильного укуса – сделать то же самое. Только будьте аккуратны, чтобы ни в коем случае не напугать щенка, громкость этого АЙ надо подбирать индивидуально для собачки. Некоторым достаточно тихого ай, а некоторым надо орать в ухо АААААЙЙЙЙ!!! Начните с чего-то среднего. Ну и не забудьте замереть. Нам нужно, чтобы после АЙ щенок остановился. Даже если всего на секунду – это уже отлично и то, что надо. В эту секунду предложите щенку какое-то другое занятие. Оптимально – рассыпать на полу горсть корма, пусть собирает, заодно отвлечется и успокоится. Или предложить игрушку, которую можно грызть и кусать. Хорошо если это игрушка на веревочке или игрушка-перетяжка. Играя в такую игрушку со щенком, вы с ним взаимодействуете, а момент любого взаимодействия со щенком очень важен в процессе его воспитания. Не ждите, когда щенок очень разыграется. Старайтесь останавливать игру и переключать его на что-то спокойное до того, как он перевозбудился. Иначе ему реально очень трудно остановиться. Собаке можно объяснить практически все, не прибегая вообще ни к каким наказаниям – даже ругани голосом. Конечно, бывают индивидуальные случаи, но они на то и индивидуальные, и при любом раскладе любые наказания и любое механическое воздействие на собаку, тем более трёхмесячного щенка, мы можем применять только под контролем инструктора и только в самую последнюю очередь, когда все остальное испробовано и не помогло. Основа взаимоотношений с собакой – это доверие. Разрушить его легко, а вот восстановить - намного сложнее. И наша задача сейчас - стать предсказуемыми и безопасными для щенка. Обратите, пожалуйста, внимание на записи наших прямых эфиров и семинара, в которых очень подробно как раз разбираются потребности собак, причины деструктивного поведения и способы его исправления: Потребности собаки - еда, отдых, движение, комфорт https://www.youtube.com/watch?v=IjVS0FmYPOY&t=20s Познавательные потребности собак: почему собакам мало удобной лежанки, прогулок и еды? https://www.youtube.com/watch?v=BbMZvPYhUxE&list=PLdYvm--e2XzPsVhE1q2G0xZXk9yarnIXF&index=18&t=22s Проблемы поведения собак https://www.youtube.com/playlist?list=PLdYvm--e2XzPRSqOfqHgy54TZDNA4RDE-
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Собака при виде других собак становится агрессивной. Что делать?
Здравствуйте! Собака при виде других собак становится агрессивной, рычит, очень редко ладит с собаками. Что делать?
Воспитание собаки
Прибилась, взяли себе, живет в доме. Добрейшая, очень ласковая. Хочется как-то научить элементарным командам. Посоветуйте как.
Доберман (2 месяца) плохое поведение
Щенку 2 месяца, все было хорошо в его поведении. Но практически всю текущую неделю у него появилась привычка скулить, требовать, лаять. Это мой первый опыт с собакой. Если он плохо…
Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования