Антон Новожиловпитомец: собака джек-рассел-терьер, от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Здравствуйте. В любых случаях агрессии, а особенно – агрессии по отношению к человеку, мы рекомендуем индивидуальную консультацию с нашими инструкторами, которые являются опытными специалистами по коррекции поведения собак. Любой случай агрессии весьма индивидуален, и установить истинную причину, а также разработать план коррекции удаленно, по описанию, к сожалению, невозможно. Любая ошибка в коррекции данного поведения может проблему усугубить, а не решить. Контакты нашей команды на сайте https://petcorrect.ru/contacts/, мы работаем очно в Москве и МО, и по Скайпу – с другими регионами.
К сожалению, без подробного описания и анализа ситуаций, в которых собака проявила нежелательное поведение, без описания и анализа действий вашего сына, которые его вызвали, мы можем ограничиться лишь предположением причин и рекомендациями общего характера. Мы с вами, люди, мыслим иначе, чем собаки. То, что для нас является совершенной нормой и понятными действиями, для собаки может показаться угрозой. И разные собаки в этих ситуациях начинают вести себя по-разному. Некоторые начинают бояться определённых людей, а некоторые переходят к активной защите. Поведение собаки всегда спровоцировано той или иной причиной, которую вы можете даже не видеть, не замечать, но это не значит, что этой причины нет.
Все собаки сначала долго пытаются «договориться» с людьми по-хорошему, показать свой дискомфорт. Конечно, они показывают его так, как могут и умеют — то есть, с помощью языка тела. Вспомните, как часто собака на ваше желание обнять ее, погладить, поцеловать в носик или взять на руки — облизывается, отворачивается, скукоживается, опускает голову, ложится, садится, зевает или отстраняется? Это происходит часто, но мы просто не замечаем. Вот и приходится им прибегать к агрессии, потому что иначе мы, люди, и особенно наши дети, просто не понимаем. Иногда и собаке не хочется играть и обниматься, хочется отдохнуть от нас. Она же не игрушка, у нее тоже есть желания и потребности. Например, когда дети хотят ее обнять или поиграть с ней, а она этого не хочет. А те сигналы, которые собаки используют друг с другом — отвороты головы, облизывания, положения сидя или лежа, замирания и прочие — на детей не действуют. Они эти сигналы не видят и не замечают, лезут все равно... И собаке просто не остаётся ничего другого, кроме как защищать себя с помощью агрессии. Или, например, когда собака скучала или пыталась привлечь ваше внимание и что-то испортила. Вы начинаете ругаться, собака пытается помириться с вами, а вас это не успокаивает. Вы нависаете, тычете пальцем в собаку, касаетесь ее, стоите в угрожающей позе. Собака сначала пытается вас умиротворить языком тела — но это редко помогает. И тогда на помощь от безысходности приходит агрессия. Напуганная и не понимающая, как прекратить ваши угрозы, собака может огрызнуться. И обычно это действует! Люди пугаются и отступают. Достаточно двух-трех раз — и собака начинает огрызаться чаще: ведь это единственное, что помогло ей защитить себя. На самом деле даже самую сложную собаку можно воспитать так, чтобы ей в голову не пришло проявлять агрессию к своим хозяевам. Но это делается не угрозами, битьем и принуждением: такие способы вызывают ровно противоположный эффект. И самое страшное — что собака учится агрессии у своего человека, как способу общения с теми, кто слабее. И если вас она будет опасаться, то ваши дети или пожилые родственники не смогут постоять за себя.
Вы не упомянули, с чего началось такое поведение собаки, что ему предшествовало, каков был характер взаимодействия собаки и сына. Начнём наш разбор с тактильного контакта. Тактильный контакт имеет разую природу у животных и людей. Мы, в силу наличия абстрактного мышления и жизненного опыта, личного восприятия окружающего мира, объятия, прикосновения и поцелуи воспринимаем совсем иначе, нежели собаки – поглаживания и объятия. Далеко не всем собакам нравится такое внимание, НО здесь обязательно нужно иметь в виду, что случаи все индивидуальны – есть домашние собаки, с детства приученные к рукам и ласке и обожающие все эти телячьи нежности, а есть недоверчивые животные с полным отсутствием взаимодействия с человеком, а то и с неприятным жизненным опытом, или же в принципе малоинфантильные породы, к коим относится и ваша собака и которым очень важны личное пространство и неприкосновенность.
Как же быть с собакой в быту? Во-первых, трогать только тогда, когда она сама к этому расположена. Ну то есть если она мирно лежит на диване и не лезет на ручки - лучше не трогать, как бы сложно ни было удержаться. Во-вторых, необходимо следить и учитывать язык тела и что вы им собаке транслируете. Прямой взгляд, нависание, приближение лица (с зубами, между прочим) к лицу собаки - могут быть восприняты как угроза. Повторю, что наши домашние собаки больше склонны нам доверять, поэтому, зная вас и не ожидая ничего неприятного, они вряд ли будут отъедать нам лицо. Но надо оценивать реакцию и состояние (напряжение или расслабленность) собаки обязательно. Люди редко обращают внимание на сигналы дискомфорта, которые транслирует собака своим языком тела. А ведь понятный язык тела, предсказуемость хозяина – это фундамент и залог доверия в паре человек-собака. Собачка такая сладенькая и милая, что иногда просто невозможно удержаться, чтобы не погладить её, не потрепать по голове. Для детей это вообще практически магнит. Далеко не всем собакам и вообще не всегда это доставляет удовольствие. Собака, как и любое живое существо, нуждается в личном пространстве. Целостность и неприкосновенность этого личного пространства крайне важны для собак, т.к. это – залог их безопасности. Предсказуемость можно обеспечить, например, введением словесных маркеров, если изо дня в день определённым действиям будут соответствовать какие-то одни и те же произнесённые слова, то со временем собака их запомнит и будет знать, что сейчас будет происходить (понятность и предсказуемость), например, каждый раз, когда захотите приласкать собаку, говорите одно и то же слово (гладить, обнимашки и т.д.), чтобы собачка знала, что сейчас будет происходить, научите затем этому маркеру и друзей.
Обратите внимание на то, как собака ведёт себя, когда вы, дети или другие люди тянете к ней руки. Большинство собак отворачиваются в сторону или начинают облизывать нос, мерцать языком, зевать. Чихание, кстати, также может быть сигналом о дискомфорте. Это – сигналы примирения, которые говорят о том, что собаке некомфортно. Очень часто собаки переворачиваются животом кверху, чтобы наоборот успокоить нас и показаться нам максимально безопасными, заблокировать кажущуюся ей угрозу со стороны человека и совсем не хотят в этот момент, чтобы мы наклонялись и их трогали. Зачем собака перевернулась можно определить по напряжению. Любое напряжение тела и особенно задних лап говорит о дискомфорте, а не о доверии. В этом случае после ухода человека она почти сразу уходит или ложится, поджав под себя лапы. Если собака после прекращения ласк лежит на спине в расслабленной позе и потом в этой же позе остается - всё у нее хорошо.
Надо понимать, что все собаки разные. Скажем, инфантильным собакам, к которым относятся, например, лабрадоры и многие карликовые породы, ваши проявления чувств будут менее дискомфортны. Возможно, собака даже никак не среагирует. А вот если вы возьмете басенджи, акиту, тайского риджбека или хаски (малоинфантильные аборигенные породы) – они с большой долей вероятности не оценят такие порывы, тем более – от чужих людей. Возможно произошло что-такое между вашим сыном и щенком, что очень напугало последнего, например, внезапное вторжение в личное пространство спящей собаки, когда она наиболее уязвима и беззащитна (мы этого не знаем, но можем лишь предполагать, т.к. люди порою даже сами не отдают отчёта в том, что какое-то их действие могло напугать собаку и подорвать её доверие к конкретному объекту) и тогда каждое внезапное появление его в личном пространстве будет восприниматься как посягательство на главный ресурс собаки – на неё саму, её тело.
Конечно, бывают исключения, связанные, например, с состоянием здоровья собаки. Собаки не умеют говорить и сообщать нам о своем дискомфорте. Иногда видимые признаки того, что собаке плохо, проявляются только тогда, когда ей уже совсем невмоготу. И собака, которая плохо себя чувствует, у которой, возможно, болевой синдром, может неадекватно реагировать на какие-то воздействия окружающей среды. Мы и по себе знаем, что, когда у нас болит что-то, то весь белый свет не мил и мы можем вполне резко среагировать на людей, которые вдруг пожелали с нами пообщаться в этот момент. Но и в этом случае нельзя говорить, что у агрессии нет причины. Она есть, просто напрямую с нами не связана, а только косвенно. И это, кстати, повод для размышлений относительно вашей собаки. Если есть хоть малейший физический дискомфорт, то он и может быть спусковым крючком для запуска агрессии. Иногда животное может связать внезапный спазм или головную боль с каким-то совершенно посторонним явлением (наступлением сумерек, например) или как раз присутствием в непосредственной близи определённого человека. Таким образом, необходимо исключить проблемы со здоровьем, потому что если есть какой-то болевой синдром, то корректировать поведение до его устранения бессмысленно.
Агрессия и покусы - очень опасная тема. Даже ОЧЕНЬ опасная. Такое поведение может говорить о нескольких вещах. К сожалению, не видя собаки, очень трудно диагностировать проблему со 100% точностью. Любые действия, которые собаке кажутся странными, непонятными, непредсказуемыми, опасными, - могут спровоцировать агрессию. Собака может иметь опыт игнорирования ее сигналов примирения. Представьте, что вы объясняете человеку, что он вам неприятен, что вы не хотите с ним общаться и даже слегка побаиваетесь, а он продолжает навязывать вам свое общение. И так повторяется раз за разом, долгое время. Через некоторое время вы перестанете ему объяснять и лишите его пары зубов. Ну или поставите фингал под глазом, как повезет. Ровно то же происходит и с собакой. Почти любая собака пред тем? как пустить в ход зубы, предупреждает миллион раз: не подходи, не трогай меня, мне не нравится. Но, если каждый раз в ответ на это собака будет получать то самое нежелательное, с его точки зрения, действие со стороны человека, то, рано или поздно, ему придется использовать свое оружие – зубы. Это крайняя мера. Но, если другие способы не сработали, то что осталось собаке? Правильно, ничего. И вдруг – о, чудо. – укус сработал! Человек отстал от собаки и перестал делать то, что собаке изначально не нравилось. Что сделает собака в следующий раз в такой же (или похожей) ситуации? Она снова использует зубы. Потому что уже четко отложилось понимание того, что сигналы примирения не помогают, а зубы – даже очень! Это очень легко и быстро закрепляется и становится стратегией поведения.
Ни в коем случае нельзя забывать о технике безопасности. Вы упомянули, что собака уже совершала укусы. Собака в состоянии вполне серьезно травмировать человека, тем более речь у нас о ребёнке. Т.к. поведение собаки на данном этапе стало непредсказуемым в отношении конкретного человека, а именно – вашего сына, наверняка у него, а возможно, уже и у вас, и супруга, и второго ребёнка, появилась некая настороженность по отношению к собаке, а возможно, даже страх. Все наши эмоции, переживания и внутренние состояния мы транслируем с помощью языка тела, совершенно того не желая, то есть практически неосознанно. Напомним, что язык тела для собак – важнейшее средство коммуникации с окружающим миром. И наш язык тела они считывают мгновенно и безошибочно. Собака всегда ориентируется сначала на язык тела, даже если он противоречит нашей интонации. Человек, который демонстрирует страх, неуверенность в себе и напряжение (пристальный взгляд, резкие взмахи руками, прочие различные позы), воспринимается собакой как не очень очевидный, непредсказуемый и потенциально опасный объект. Соответственно, уже только это может заставить собаку проявить агрессию, особенно если такой опыт у собаки уже есть. Для того, чтобы вам и членам вашей семьи было спокойнее, чтобы самим почувствовать себя в безопасности (это, кстати, здорово скажется на более уверенном, расслабленном языке тела людей) на данном этапе собака должна всегда быть под контролем – изолирована в момент, когда нет возможности избежать бесконтрольного пересечения ребёнка и собаки в помещении или на поводке возле вас, ещё лучше – всегда в наморднике, чтобы в принципе исключить возможность повторения неприятной коммуникации, а тем более - покусов. Собаку обязательно хвалить, если в присутствии сына она ведёт себя адекватно и даже совсем ничего не делает – вот даже если просто лежит или сидит и просто молча смотрит. Конечно, совсем исключать их общение нельзя, так как нам нужны обучение и опыт позитивного их взаимодействия, тем более что собака - член семьи и живёт с вами вместе в квартире. На ближайшее время рекомендуется минимизация контакта собаки и сына, чтобы успокоилась собака, чтобы не повторялась тревожащая её ситуация, не запускались механизмы-триггеры, которые вызывают у неё нежелательную реакцию, а вы успели приучить её к нахождению дома на поводке и ношению намордника. Обратите внимание, что есть намордники, типа Baskerville, которые и защитят окружающих, и при этом позволят вам кормить собаку лакомством за хорошее поведение, а собаке - свободно дышать, жевать угощение и пить. Вот здесь нас есть коротенькое видео https://www.youtube.com/watch?v=-AHwbtv8RcY о том, приучить собаку к наморднику правильно, чтобы этот прекрасный во всех смыслах аксессуар не вызывал отторжения со стороны собаки и ещё больше её нервировал, а, совсем наоборот, вызывал только радость от надевания.
Очень трудно бывает донести до детей, что, как и когда надо, а главное – НЕ НАДО делать. Дети, далекие от процессов воспитания, могут воспринимать собак иначе. Часто их очеловечивают, а часто наоборот – воспринимают как плюшевую игрушку.
Итак, какие у вас есть варианты на первое время?
1. Не создавать ситуаций, в которых собака может проявить агрессию. Максимально, насколько это возможно, их избегать.
2. Человек для собаки должен стать предсказуем. То есть это использование слов-маркеров, за которыми каждый раз следует одно и то же действие. Это режим дня: прогулки в одно время, кормление в одно время, никаких гостей и поездок с собакой. Один и тот же маршрут для прогулок. Это грамотное использование языка тела: никаких нависаний над собакой, никаких взглядов в упор, и пр. Обязательное соблюдение личного пространства собаки. Не нужно сыну пытаться проявлять инициативу в общении с собакой. Лучше дождитесь инициативы от щенка. Даже если ждать придется долго. Просто покажите собаке: мы тебя слышим, мы тебя понимаем. Это – путь к решению многих проблем.
3. Когда нет возможности контролировать совместное нахождение сына и собачки, оставляйте собаку в изолированной комнате или клеточке, выдав ей какую-нибудь долгоиграющую вкусняшку-погрызушку или конг с замороженным лакомством. Желательно к этому приучить собачку заранее – то есть просто оставаться в изолированном помещении или клеточке, не выть, не лаять, не скрести дверь когтями, не жрать мебель.
4. Сделайте из сына «мешок с сюрпризом». Пусть из него при каждом проходе мимо собаки как бы случайно из кармана вываливается кусочек с лакомством, ПОЗЖЕ, когда ситуация выровняется и собака будет готова к спокойному диалогу с ребёнком, предложите сыну поучить с собакой какие-то просты трюки, связанные с похвалой, весёлыми играми и выдачей вкусняшек - пусть его появление и взаимодействие с ним накрепко свяжется в собачьем мозге с чем-то вкусным и радостным.
5. С собачкой очень рекомендуем поработать по протоколу релаксации Сьюзан Клозье, чтобы научить ее расслабляться, это вообще не лишнее, будет здорово, если в этом примет участие сын (дистанционно, просто находясь в одном помещении с вами на безопасном расстоянии, пока вы работаете с собакой), опять же – чтобы установить связь «вижу конкретный социальный объект – расслабляюсь».
6. Объясните детям и вообще всем домочадцам правила неприкосновенности собаки, когда она не хочет общаться или находится на своём месте (лежаке, клеточке, комнате). Реакция на вторжение в личное пространство уставшей, раздражённой, возбуждённой или испытывающей болевой синдром собаки может быть не самой приятной. Однако, в тех случаях, которые вы описали, действительно очень важно правильно отреагировать на поведение собаки, и это тоже важно донести до всех членов семьи. Особенно тех, у кого с собакой вышло недопонимание. Помним про язык тела собаки, про демонстративное предупреждение. Если мы не реагируем на предупреждение адекватно и своевременно, собака со временем понимает, что её усилия объяснить всё вежливо не работают, и в ход уже идут зубы, как последний аргумент, что собака и продемонстрировала. В случае агрессии в неожиданной ситуации: нельзя дать собаке еще раз убедиться в том, что агрессия – это способ решения проблем. То есть немедленно отступить от своих намерений, сделать шаг назад, - это уже подкрепление. Следите за языком тела собаки: напряжение тела, взгляд в упор, замирание, тем более – рык, оскал – означают, что нужно остановиться. Если собака предупреждает – остановитесь. Просто замрите в том положении, в котором вы были, когда услышали рык / увидели оскал или другие сигналы предупреждения. Обязательно нужно дождаться, когда собака успокоится и перестанет рычать или скалиться. Только тогда можно уходить от собаки. В противном случае мы рискуем получить агрессию в качестве способа решения проблем собаки. Цель такой агрессии – прогнать, сделать так, чтобы неприятный страшный человек ушел. Если неприятный человек уйдет – собака решит, что это сработало и будет пользоваться таким способом снова в аналогичных ситуациях. Тем способом, который мы описали, человек даст собаке понять, что он ее слышит и понимает, но агрессия – не работает. Но выводы для себя сделать нужно: вы или ребёнок сделали что-то, что собаке не понравилось.
С уверенностью можем сказать о том, что ваши паника, страх, депрессия – точно не улучшают состояние собаки и весь процесс коррекции в целом. Говоря о работе с собакой, с ее поведением, мы всегда в первую очередь говорим о работе с собой. Большинство состояний собаки, большинство ее поведенческих реакций, основаны на опыте, который сформировался и/или продолжает формироваться благодаря человеку и обратной связи, которую мы даем нашим собакам. Т.к. собаки общаются с помощью языка тела, именно его (язык тела) они в первую очередь считывают с нас. Если мы транслируем страх, неуверенность, панику тем более – собака с вероятностью 99% сочтет ситуацию для себя неочевидной, непредсказуемой и, соответственно, небезопасной. Напоминаем о технике безопасности и о том, что маску надеваем сначала на себя, потом на «ребенка» (в данном случае - щенка). Поэтому на собаку надеваем намордник, чтобы почувствовать себя в безопасности и не волноваться о покусах, сами успокаиваем себя как можем и умеем. Не стесняйтесь и не бойтесь даже применять какие-то лекарственные препараты, чтобы стабилизировать свое собственное состояние. Это очень важно. Согласно практическому опыту, можем также сказать о том, что в таких ситуациях подавление собаки, построение жесткой иерархии и указание на то, что человек - вожак стаи, что человек сильнее и поэтому его надо уважать – это откат далеко назад. С такими собаками нужны иные методы коррекции, но их обсуждать в формате односторонних ответов на вопросы онлайн весьма бессмысленно, т.к. нужен индивидуальный подход, намного больше информации о собаке, а также – особенно на первоначальном этапе – корректировка самой коррекции поведения в зависимости от прогресса или его отсутствия. То есть постоянный контакт с инструктором, отслеживание любых изменений. Примерно, как когда вы шьете платье в ателье, при этом будучи на диете, да еще и в межсезонье, когда вообще непонятно какая будет погода в день, когда вы это платье собираетесь надеть. Постоянная примерка, тщательная проработка деталей, изменение способов и методов коррекции. Это не статичная история, а весьма и весьма динамичная. Если вы готовы работать – мы готовы вас в этом поддержать в индивидуальном формате. У нас есть индивидуальные консультации, в том числе он-лайн https://petcorrect.ru/main/#konsultatsii, а также есть он-лайн Курс Коррекции агрессии https://petcorrect.ru/online-zanyatia/.
Не забывайте и о своём собственном состоянии в присутствии собаки (это касается всех членов семьи – и вас, и супруга, и детей). Первое правило хозяина - реагируем на проявление нежелательного поведения без нервов. Особенно демонстративной агрессии. Лай, рык — это не действие, это предупреждение. Следите за языком тела своей собаки, поощряйте правильное поведение: если собака замирает, напрягается, но показывает сигналы примирения, то это противостояние демонстративное. Хвалите собаку очень спокойно и искренне, когда она, например, прошла мимо сына или находится с ним в одной комнате без лая и рыка. Следите и за своим языком тела – расправленные плечи, расслабленные позы, никакого напряжения, уверенность в себе и спокойный тон голоса придадут уверенность и вашей собаке.
Конечно, причина такого поведения может быть достаточно глубокой, тогда может понадобиться довольно серьёзная коррекция поведения собаки. Однако, к сожалению, в целом вряд ли возможно дистанционно установить его истинную причину. Поэтому, повторим, было бы намного эффективнее проконсультироваться с нашими инструкторами, так как в таких случаях невозможно дать точный рецепт дистанционно и можно ограничиться только общими советами. С агрессией питомца необходимо работать очень аккуратно и желательно - под чутким руководством инструктора по коррекции. Прежде всего необходимо научить его доверять всем людям, почувствовать себя в безопасности в их присутствии.
Хвалите и кормите собаку. Как можно чаще. Даже когда ничего не делает – хвалите. Особое пристальное внимание уделите, пожалуйста, языку тела. С непривычки это очень сложно, но в данном случае - очень критично. Сигналы примирения скажут вам, что собаке некомфортно и нужно немедленно отреагировать соответствующим образом (разорвать дистанцию с объектом неприязни, вообще сменить направление движения, отгородить собаку от другого человека собой). Сигналы угрозы (а их может и не быть, учитывая теперешнее поведение, если собака уже поняла, что они бессмысленны и на них никто не обращает внимания) – что собака готова перейти от предупреждений к действиям (физическому контакту, атаке).
Рекомендуем вам посмотреть замечательный подробный семинар Юлии Исламовой о языке тела собак https://shop.petcorrect.ru/#o-chem-govorit-sobaka который мы рекомендуем всем без исключения владельцам, он полезен не только для понимания языка тела собаки в отношении других животных, но и нас, людей и наоборот – собаки к нам и другим объектам.
Вот тут еще у нас есть семинар об агрессии собаки в семье
https://www.youtube.com/watch?v=I-pnNVfPyvg&list=PLdYvm--e2XzNukbU0meBOEkeNcVxm6VAo
и запись прямого эфира об агрессии собаки к человеку
https://www.youtube.com/watch?v=BFzkhFMpHoE&t=20s
Посмотрим на эту историю с другой стороны. Нельзя исключать, что то, что вы сейчас наблюдаете – результат игрового поведения щенка, в какой-то момент чрезмерно перевозбудившегося в моменте и нашедшего выход своей фрустрации в прямой агрессии на того, кто оказался рядом. Если такое поведение хотя бы раз помогло справиться с неприятным состоянием, то оно очень быстро закрепляется в привычку и начинает использоваться каждый раз, являясь по сути самоподкрепляющимся. Погони и прихватывание щенком за ноги ни в коем случае не являются агрессией и не должны рассматриваться, как агрессия. Это всего лишь нормальное игровое поведение щенка. Щеночек еще совсем маленький и у него, в силу возраста, еще нет опыта общения с людьми, а также представления о правилах поведения. Он ведет себя так, как хочет и может, не думая о последствиях. Представьте себе, что у вас ещё один годовалый малыш, который уже ловко бегает и прыгает просто в силу того, что он собака. Повзрослеет и вырастет он гораздо стремительнее, чем человеческий ребёнок, к году это уже будет взрослый пёс, а наша серьезная задача успеть в этот коротенький промежуток заложить базу и максимально вложиться в воспитание собачьего ребенка уже сейчас, чтобы к году у нас уже был приличный с задатками к дальнейшему обучению пёсик. Конечно, в наших ожиданиях – у нас не собака, а супермен. Не щенок, а вундеркинд, который с рождения знает, что писать дома можно только на пеленку, знает и идеально (ну или почти) выполняет все команды, ничего не грызет и не портит вещи, не кусает наши руки, не рычит на нас и наших детей. Мы не предъявляем подобных требований к нашим детям, потому что понимаем, что ребенок в двух-трехлетнем возрасте вряд ли умеет полноценно писать, читать и считать, знать пару языков дополнительно к родному, ну и т.д. Это нам понятно и объяснимо, потому что мы люди и наши дети – тоже люди, только маленькие, и все особенности их развития нам примерно понятны. Но вот со щенками вопрос обстоит совершенно иначе. Логично и объяснимо, но все же давайте посмотрим на этот мир глазами щенка.
Щенок – это маленький ребенок. Только у него есть свои особенности, а также он не понимает, да и не может без подсказки понимать правила жизни с людьми, в нашем доме или квартире. Он вообще не в курсе, зачем он должен сидеть или лежать по команде, равно как и стоять, а также почему, НУ ПОЧЕМУ нельзя кусаться, если это так весело? И еще: щенок не понимает нашего языка. Вообще. Просто нужно принять: собаки не понимают человеческую речь. Никак, никогда. Только после длительных тренировок они могут запомнить, что какое-то слово (определённый набор звуков и звучание) что-то обозначают. Как написала когда-то моя коллега: представьте, что в мире пропали все буквы и слова… Вы не можете говорить, не понимаете, что вам хочет сообщить другой человек, не знаете как вам попасть в гости к вашим знакомым, потому что все улицы в мире теперь называются НИКАК. И собаки живут с этим всю свою жизнь, фактически угадывая, чего мы от них ждем. Но это потом, когда они уже вырастут большими, привыкнут жить с нами и по языку тела и еще каким-то подсказкам будут понимать наши ожидания. А сейчас щенок совершенно точно не понимает ровным счетом ничего. На это у него как минимум три причины:
1. Он собака (вспоминаем про буквы, слова, особенности)
2. Он маленький и ему недостаточно жизненного опыта
3. Он слишком мало времени живет с вами, и просто не успел к вам привыкнуть и не научился вас понимать хотя бы так, как понимал, скажем, заводчика.
Так вот, по этим причинам сейчас трудно чего-либо ожидать от щенка. Ему нужно гораздо больше времени для того, чтобы научиться выполнять команды, гулять и вообще просто взаимодействовать с вами. Щенкам нужно совершенно четко объяснять, чего мы хотим. Настолько четко, чтобы не возникло даже малейшей возможности сделать что-то не так. Но мало этого. Щенок должен получать достойную зарплату за свою работу, иначе он так и не будет понимать, зачем вообще вот это вот все. И в начале обучения мы не даем щенкам никаких команд вообще, потому что они не знают значения этих слов и произносить их – просто сотрясать воздух и обесценивать эти слова для щенка.
С помощью своих маленьких острых зубов щенок исследует мир. У наших с вами человеческих детей на это есть руки, а у щенка – только зубы. А вот насколько сильно можно укусить, а насколько уже нельзя – он просто не понимает, ему раньше этого не объясняли. И слово «фу» собака не понимает. Ну просто она не знает его. А вот всеобщий крик, шум, гам и визги, как и беготню, щенок воспринимает как «эгей! давай поиграем! Догоняй меня скорей!» Посмотрите, как играют маленькие щенки, да или даже взрослые собаки. Если одна собачка другой сделала больно в игре, то «пострадавшая» собачка замирает и говорит: «АЙ!». Ваша задача в случае превышения полномочий, то есть сильного укуса – сделать то же самое. Только будьте аккуратны, чтобы ни в коем случае не напугать щенка, громкость этого АЙ надо подбирать индивидуально для собачки. Некоторым достаточно тихого ай, а некоторым надо орать в ухо АААААЙЙЙЙ!!! Начните с чего-то среднего. Ну и не забудьте замереть. Нам нужно, чтобы после АЙ щенок остановился. Даже если всего на секунду – это уже отлично и то, что надо. В эту секунду предложите щенку какое-то другое занятие. Оптимально – рассыпать на полу горсть корма, пусть собирает, заодно отвлечется и успокоится. Или предложить игрушку, которую можно грызть и кусать. Хорошо если это игрушка на веревочке или игрушка-перетяжка. Играя в такую игрушку со щенком, вы с ним взаимодействуете, а момент любого взаимодействия со щенком очень важен в процессе его воспитания. Не ждите, когда щенок очень разыграется. Старайтесь останавливать игру и переключать его на что-то спокойное до того, как он перевозбудился. Иначе ему реально очень трудно остановиться. Собаке можно объяснить практически все, не прибегая вообще ни к каким наказаниям – даже ругани голосом. Конечно, бывают индивидуальные случаи, но они на то и индивидуальные, и при любом раскладе любые наказания и любое механическое воздействие на собаку, тем более двухмесячного щенка, мы можем применять только под контролем инструктора и только в самую последнюю очередь, когда все остальное испробовано и не помогло. Основа взаимоотношений с собакой – это доверие. Разрушить его легко, а вот восстановить - намного сложнее. Нам нужно стать предсказуемыми и безопасными для щенка.
У собаки обязательно должно быть собственное место, островок покоя, отдыха и безопасности. Не обязательно это должна быть клетка, это может быть и просто лежак – удобный, по размеру, из качественного материала, который не электризуется и на котором не холодно и не жарко. Место собаки должно быть расположено так, чтобы оно было не на проходе, но в то же время чтобы с этого места собака могла легко обозревать всё вокруг.
Клетка не является обязательным атрибутом для щенка, но если место в доме позволяет, то лишней не будет. Если клеточка сверху накрыта чем-то типа пледа, то клетка превращается в уютную норку. Только нужно следить за тем, чтобы щенок этот плед не затащил внутрь во избежание травматизма. Такие случаи редко, но бывают. Клетка должна быть такого размера, чтобы собачка могла там перемещаться внутри, свободно вставать, поворачиваться и лежать, вытянув лапы. В клетку мы помещаем лежак или матрасик, пока щенок маленький, туда же не лишним будет подкладывать и пелёнку. Если вы планируете оставлять собаку дома в закрытой клетке, например, на время рабочего дня, то там должна быть обязательно миска с водой. Самое главное: приучать собачку к клетке надо постепенно. Нельзя закрыть щенка в клетке и уйти. Сначала мы просто подкрепляем интерес щенка к клетке похвалой и лакомством. Посмотрел – молодец. Подошел – умница. Зашел внутрь – вообще герой! Первое время мы вообще не закрываем дверцу клетки. И вот только тогда, когда клетка станет для малыша любимым домиком, он будет приходить туда отдыхать, можно будет закрывать. Сначала на короткое время, потом больше и больше. Не забывайте хвалить и угощать щенка, когда приходите, чтобы его открыть. Собака обязательно должна воспринимать клетку не как тюрьму, а как домик, в котором классно, уютно. Поэтому поощрять нахождение в клеточке в первое время нужно вкусняшками, а также взять за правило, что собаку там НИКТО, НИКОГДА, И ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ не беспокоит, и объяснить это нужно всем членам семьи и детям в том числе - обязательно. К дополнительным плюсам умения нахождения в клеточке отнесем ещё и возможность уберечь во время вашего отсутствия квартиру от разрушений, а также то, что если когда-то вам придётся вместе отправиться в путешествие, на выставку, на занятия, вашей собачке уже будет легче приспособиться к переноске или тенту, которые она в незнакомой обстановке будет воспринимать, как убежище.
Мы бы также рекомендовали вам посмотреть вот эту запись прямого эфира
https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=e-qB64pUl7w&list=PLdYvm--e2XzPsVhE1q2G0xZXk9yarnIXF&index=9&fbclid=IwAR21GtHel0vuAIkti-MQbUnecLBKQ1AONQclRGskFlJWz_yNwNDAMaH_qTk
о взаимоотношениях собаки с детьми, а также наш семинар о правильном воспитании и выращивании щенка
https://www.youtube.com/playlist?list=PLdYvm--e2XzPQbGDlk5sLjBNxZj9UXcJY
Но параллельно со всем этим надо бы научить собаку контролировать собственное возбуждение. Первое, чему надо научить в этом случае собаку – это умение контролировать собственное возбуждение. Это вообще никогда ни для одной собаки нелишнее. В самом начале обучения, особенно таких маленьких щенков, рекомендуется заниматься не более 5 минут!! потом необходимо сделать перерыв минимум на 10 минут, щеночек должен быть не уставший и не перевозбужденный к началу занятий, с хорошим аппетитом, но не сходить с ума по еде. Делаем не больше трех 5ти минутных сессий за раз! Лучше позаниматься еще один раз в день, чем сделать 4-5-6 сессий подряд, даже с перерывами. Нам необходимо заинтересовать малыша в работе и занятиях с вами, а не переутомить его и отбить охоту учиться, он всё-таки ещё совсем крошка и будет быстро утомляться.
Итак, вот простые упражнения, на которых нужно заострить ваше внимание и выработать такой навык как выдержка.
1. Маркер «ДА»
Необходим для того, чтобы дать понять собаке, в какой конкретно момент она все делает правильно. Плюс учит собаку моментально поворачиваться к хозяину для получения поощрения.
ВАЖНО: стараемся говорить «ДА» всегда одинаковым голосом, похожим на восклицание – коротко, четко, нейтральным тоном (как щелчок кликера).
Порядок действий:
•Готовим 5 кучек по 5 кусочков
•Кучка №1: говорим четко и коротко «ДА», кусочек кидается на пол недалеко от себя (или дается из рук), собака его съедает. Так 5 раз подряд по одному кусочку – каждый раз перед тем, как дать собаке кусочек, говорим «ДА»
•Кучка № 2 через 5 минут также
•Кучка № 3 через 10 минут с паузами 3-5 секунд между кусочками
•Кучка №4 через полчаса с 10 секундными паузами между кусочками. Ждем, чтобы собака отвлеклась, отвернулась, прежде чем сказать ДА
•Кучка №5 через несколько часов с 1-2х минутными паузами между кусочками. Ждем, чтобы собака потеряла надежду и совсем отвлеклась от вас и лакомства.
Успешным обучением считается, если вы на следующий день дождались, когда собака будет спокойно лежать, не глядя на вас, произнесли ДА и увидели яркий интерес собаки, поиск глазами кусочка или подбегание к вам. Не забывайте – каждое ДА должно быть подкреплено лакомством! (даже если сказали не вовремя и опоздали, сказал ДА – дай вкусняху!!)
2. «Глазки»
Необходимо, чтобы собака знала, что у нее есть выбор поведения – например, не лаять на собаку, а посмотреть в глаза хозяину. Также этот навык удобен, когда нам надо отвлечь собаку и задержать ее внимание на себе.
Навык можно тренировать сразу после обучения собаки маркеру ДА (то есть на следующий день или даже в этот же день, но в следующую тренировку)
- Берёте в руку горсть корма
- Прячете руку за спину
- Встаёте спиной к стене, чтобы собака не могла зайти сзади.
- Собаку усаживаете прямо перед собой и ждёте взгляд в глаза. Секундный взгляд – похвала – кусок.
Как только собака поймет, что она получает кусок за то, что просто сидит и смотрит на вас, начинаете усложнять. Тут хотим сразу отметить, что лучше начинать упражнения дома, потом переносим упражнения на улицу, но в тихое и безлюдное место. И только после того, как собака будет сидеть на выдержке в условиях, приближенных к идеальным, переходим в более людные и шумные места. Если что-то не получается – вернитесь на предыдущий этап.
Усложнение упражнений на выдержку:
1. Увеличиваете продолжительность взгляда.
2. Начинаете отходить от собаки: на полшага, на шаг, на два шага, на три.
3. Увеличиваете продолжительность времени, когда собака сидит и смотрит вам в глаза, даже если вы отходите
4. Хлопаете в ладоши
5. Поднимаете ноги сбоку от собаки
6. Обходите собаку вокруг
7. Перешагиваете через собаку.
8. Все то же самое, но не дома, а на улице, в тихом спокойном месте и с самого начала, потому что для собаки это совершенно иная, новая ситуация.
9. Все то же самое, только с самого начала и в положении собаки лежа.
Такие упражнения нужно делать ежедневно, раза по два в день, начиная с пары минут и постепенно увеличивая продолжительность. Если в какой-то момент собака сорвалась и встала, подходите, усаживаете, не отдаете кусок и повторяете сначала, но с того шага, на котором собака не срывалась. Буквально через пару недель вы заметите явное улучшение в поведении собаки.
10. Глазки на улице. Постарайтесь подлавливать на улице каждый взгляд собаки на вас. Оглянулся сам? Супер!!! Тут же маркер ДА и кусочек. Стоим у дороги? Дождитесь пока собака посмотрит на вас – типа, ну когда уже пойдём-то? Тут же ДА, кусок, похвала, команда пойдём.
3. Реакция на кличку
• Дождитесь, когда собаке будет скучно и тихим голосом позовите по кличке
• Скажите «ДА», как только собака обернется и обязательно выдайте какое-то поощрение
• Никогда не произносите кличку в том варианте, на который должна отзываться собака, просто так
• Не повторяйте кличку и не повышайте голос
• Если собака мгновенно не повернулась к вам –подойдите и неожиданно прикоснитесь к ней рукой с лакомством
• Отдайте лакомство сразу после поворота к вам
4. Протокол релаксации Сьюзанн Клозье. По нему достаточно много информации в интернете. Желательно использовать в работе с протоколом релаксации коврик
5. Концентрация на куске лакомства. Существует несколько вариаций упражнения по умению собаки неотрывно глядеть на кусок еды без попытки его ухватить. Суть упражнения - в работе над состоянием собаки.
Один из способов - навык «смотри» или «look», когда собаке предлагается кусок на ладони, за которым собака должна пристально следить без попыток до него дотянуться, ладонь при этом плавно движется из стороны в сторону, вверх и вниз.
Алгоритм упражнения таков:
Предъявляем кусок на открытой ладони, сначала - молча. Важно, чтобы собака посмотрела на кусок, не стремясь до него добраться. Если происходит движение в сторону куска - ладонь закрывается, а упражнение начинаем заново. Как только вы поймали взгляд на кусок без продвижения, говорим маркер ДА и БЫСТРО подаём кусок прямо в пасть собаки. ВАЖНО: кусок сам "прилетает" к собаке прямо в клюв, а не собака тянет к нему морду, ваше движение подачи должно быть быстрым и чётким. Для начала ловим даже секундный взгляд на кусок, без попыток "клюнуть", податься в сторону куска. Именно в этот момент - маркер и быстрая подача куска. Далее - когда при подобном действии собака не стремится схватиь кусок, а просто смотрит, можно уже вводить маркер "фокус" /"лук" /"зырь" и тд. и очень постепенно увеличивать длительность концентрации.
6. Собаки не умеют самостоятельно тормозиться, в связи с этим плохо переключаются. Поэтому наша задача – поработать с возбудимостью и научить щеночка себя контролировать и держать в лапах.
В этом вам могли бы помочь вот такие упражнения:
а) Смена состояний из возбуждения в торможение и обратно. Берём игрушку и активно играем с собакой на протяжении примерно 1 минуты. Затем говорим какое-то слово, какое вам понравится, например, «релакс», садимся возле собаки и начинаем делать ей расслабляющий массаж: гладим с небольшим нажимом шею за ушами, лопатки, спину. И так в течение 3-5 минут. Затем снова резко подрываемся и начинаем играть, потом снова релакс. И таких повторений примерно 2-3 подряд, тоже раза 2 в течение дня. Суть упражнения заключается в том, что мгновенно вскочить и начать играть из расслабленного состояния собакам довольно трудно, равно как и наоборот: расслабиться из возбужденного состояния. Это упражнение вырабатывает у собаки некую золотую середину, баланс между двумя противоположными состояниями.
б) Щенков обязательно нужно учить переключать внимание с одного действия на другое, слыша вашу команду. Это поможет щенку лучше справляться с ситуациями в жизни, когда отвлекает какой-то раздражитель.
В тренировочном процессе используем для этого еду и игрушки.
На первом этапе:
1. Еда/игрушки в двух руках должны быть равноценны для щенка.
2. Для переключения с одной руки на другую рука, с которой взаимодействует щенок, замирает (еда закрывается в кулак), а вторая наоборот оживает, привлекая внимание.
3. В момент, когда мы хотим, чтобы щенок переключился, мы говорим словесную команду, например, «Ешь» - на еду и «Играй» - на игрушку.
Усложнения:
- Первая рука «умирает», но вторая рука уже не привлекает внимание щенка близко. Мы говорим словесную команду и «оживляем» вторую руку на расстоянии.
- Первая рука «умирает», но вторая «оживает» только тогда, когда щенок уже после словесной команды начал движение к ней.
- Первая рука «умирает», вторая «оживает», когда щенок уже фактически переключился на нее.
- Первая рука остается «живой», вторая время видима, но «мертвая».
- Первая рука остается «живой», вторая в момент команды на переключение тоже «оживает».
- Дальше аналогично этапам выше, только первая рука остается «живой».
- Разная еда в двух руках. Тренируем переключение с менее вкусной на более вкусную и наоборот.
- Разные игрушки. Тренируем переключение с менее любимой на более любимую. Полезно так же тренировать переключение с еды на игрушку и обратно.
Такие упражнения нужно делать ежедневно, раза по два в день, начиная с пары минут и постепенно увеличивая продолжительность. Если в какой-то момент собака сорвалась и встала, подходите, усаживаете, не отдаете кусок и повторяете сначала, но с того шага, на котором собака не срывалась. Буквально через пару недель вы заметите явное улучшение в поведении собаки. Это вообще крайне полезный навык как для самой собаки, так и для ее владельцев.
Но понятно, что это все займет у вас какое-то количество времени. Поэтому сейчас лучше всего будет изолировать друг от друга собаку и сына. Если ребёнок поддается внушению (увы, не все мальчики этому поддаются), то надо объяснить ему, как правильно общаться с собакой. Точнее, даже сейчас правильнее будет НЕ общаться с собакой. И разрешить им контактировать только под вашим контролем. Это самый верный путь. Понимаем, что сложно, но нам нельзя дать собаке возможности ошибиться, это важно.
Если непонятно, почему собака нападает, пригласите специалиста. Собака всегда показывает, почему она хочет напасть. Помните, конфликтуя с собакой, вы с каждым нападением ухудшаете ситуацию и вредите собаке. Пока вы не можете предсказать ситуацию: укусит/не укусит – вы и сын будете бояться. У сына, вероятно, уже создался условный рефлекс - отдергивать руку, отшатываться на определенное движение собаки или мимику. С ним можно справиться, как с любой привычкой, но язык тела — это не только отдергивание руки. Это и напряженность позы, и взгляд, прибавьте сюда дрожащий или нервный голос, и собака будет напрягаться не меньше вас и сына. Поэтому, если хотите корректировать агрессию собаки, необходимо составить план - что можно делать, чего нельзя. Иначе коррекция будет длиться не только вечно, но может пойти в обратную сторону: собака начнет кусаться чаще.
Если вы готовы работать – мы готовы вас в этом поддержать в индивидуальном формате. У нас есть индивидуальные консультации, в том числе он-лайн
https://petcorrect.ru/main/#konsultatsii,
а также есть он-лайн Курс Коррекции агрессии https://petcorrect.ru/online-zanyatia/.
Искренне желаем вам успехов и принятия правильного решения.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Стаж работы специалистов 5–19 лет, специализация: коррекция поведения собак и кошек, прикладная дрессировка собак, обучение владельцев собак.
«Собачье Дело» — это дружная команда специалистов в области коррекции поведения домашних животных. Каждый месяц мы помогаем 90 собакам и их хозяевам в Москве, России и по всему миру.
Наше дело жизни — научить людей и собак понимать друг друга.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака при виде других собак становится агрессивной. Что делать?
Здравствуйте! Собака при виде других собак становится агрессивной, рычит, очень редко ладит с собаками. Что делать?
Воспитание собаки
Прибилась, взяли себе, живет в доме. Добрейшая, очень ласковая. Хочется как-то научить элементарным командам. Посоветуйте как.
Доберман (2 месяца) плохое поведение
Щенку 2 месяца, все было хорошо в его поведении. Но практически всю текущую неделю у него появилась привычка скулить, требовать, лаять. Это мой первый опыт с собакой. Если он плохо…