нина капитонова
Отвечает Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Собаки делают садки для:
1. Демонстрации притязаний, то есть, когда им кто-то понравился
2. Сброса возбуждения
3. Заигрываний
Бывают доминантные садки, но их довольно просто отличить: в этом случае собака не делает фрикций, она как бы пытается задавить всем телом. С бОльшей долей вероятности, это вообще не ваш случай, к тому же такие садки на людей - скорее исключение и крайне редкое явление.
То, что у вас происходит, скорее всего, связано с тем, что собачка активная, возбудимая, а справляться с этим состоянием она не умеет. Это совершенно нормально. Чтобы собака научилась держать себя в лапах, нам нужно оценить адекватность физической и интеллектуальной нагрузки. Похоже, щенку, который, в сущности, уже подросток с гормонами в голове, не хватает активности или длительности прогулок, а также различных развивающих занятий. Он все время находится в возбужденном состоянии и не может самостоятельно из этого состояния выйти, поэтому ему на помощь приходит автоматический защитный механизм - смещенное поведение. Смещенное поведение преследует только одну цель: сбросить возбуждение. И это может быть что угодно, от садок до лая и беготни за собственным хвостом. Но вот если собачке этот, её личный, способ помогает взять себя в лапы, то она будет снова и снова к этому способу прибегать и частота садок таким образом может увеличится.
Первое, чему надо научить в этом случае собаку – это умение контролировать собственное возбуждение. Это вообще никогда ни для одной собаки нелишнее. В самом начале обучения, особенно таких маленьких щенков, рекомендуется заниматься не более 5 минут!! потом необходимо сделать перерыв минимум на 10 минут, щеночек должен быть не уставший и не перевозбужденный к началу занятий, с хорошим аппетитом, но не сходить с ума по еде. Делаем не больше трех 5ти минутных сессий за раз! Лучше позаниматься еще один раз в день, чем сделать 4-5-6 сессий подряд, даже с перерывами. Нам необходимо заинтересовать малыша в работе и занятиях с вами, а не переутомить его и отбить охоту учиться, он всё-таки ещё совсем крошка и будет быстро утомляться.
Итак, вот простые упражнения, на которых нужно заострить ваше внимание и выработать такой навык как выдержка.
1. Маркер «ДА»
Необходим для того, чтобы дать понять собаке, в какой конкретно момент она все делает правильно. Плюс учит собаку моментально поворачиваться к хозяину для получения поощрения.
ВАЖНО: стараемся говорить «ДА» всегда одинаковым голосом, похожим на восклицание – коротко, четко, нейтральным тоном (как щелчок кликера).
Порядок действий:
•Готовим 5 кучек по 5 кусочков
•Кучка №1: говорим четко и коротко «ДА», кусочек кидается на пол недалеко от себя (или дается из рук), собака его съедает. Так 5 раз подряд по одному кусочку – каждый раз перед тем, как дать собаке кусочек, говорим «ДА»
•Кучка № 2 через 5 минут также
•Кучка № 3 через 10 минут с паузами 3-5 секунд между кусочками
•Кучка №4 через полчаса с 10 секундными паузами между кусочками. Ждем, чтобы собака отвлеклась, отвернулась, прежде чем сказать ДА
•Кучка №5 через несколько часов с 1-2х минутными паузами между кусочками. Ждем, чтобы собака потеряла надежду и совсем отвлеклась от вас и лакомства.
Успешным обучением считается, если вы на следующий день дождались, когда собака будет спокойно лежать, не глядя на вас, произнесли ДА и увидели яркий интерес собаки, поиск глазами кусочка или подбегание к вам. Не забывайте – каждое ДА должно быть подкреплено лакомством! (даже если сказали не вовремя и опоздали, сказал ДА – дай вкусняху!!)
2. «Глазки»
Необходимо, чтобы собака знала, что у нее есть выбор поведения – например, не лаять на собаку, а посмотреть в глаза хозяину. Также этот навык удобен, когда нам надо отвлечь собаку и задержать ее внимание на себе.
Навык можно тренировать сразу после обучения собаки маркеру ДА (то есть на следующий день или даже в этот же день, но в следующую тренировку)
- Берёте в руку горсть корма
- Прячете руку за спину
- Встаёте спиной к стене, чтобы собака не могла зайти сзади.
- Собаку усаживаете прямо перед собой и ждёте взгляд в глаза. Секундный взгляд – похвала – кусок.
Как только собака поймет, что она получает кусок за то, что просто сидит и смотрит на вас, начинаете усложнять. Тут хотим сразу отметить, что лучше начинать упражнения дома, потом переносим упражнения на улицу, но в тихое и безлюдное место. И только после того, как собака будет сидеть на выдержке в условиях, приближенных к идеальным, переходим в более людные и шумные места. Если что-то не получается – вернитесь на предыдущий этап.
Усложнение упражнений на выдержку:
1. Увеличиваете продолжительность взгляда.
2. Начинаете отходить от собаки: на полшага, на шаг, на два шага, на три.
3. Увеличиваете продолжительность времени, когда собака сидит и смотрит вам в глаза, даже если вы отходите
4. Хлопаете в ладоши
5. Поднимаете ноги сбоку от собаки
6. Обходите собаку вокруг
7. Перешагиваете через собаку.
8. Все то же самое, но не дома, а на улице, в тихом спокойном месте и с самого начала, потому что для собаки это совершенно иная, новая ситуация.
9. Все то же самое, только с самого начала и в положении собаки лежа.
Такие упражнения нужно делать ежедневно, раза по два в день, начиная с пары минут и постепенно увеличивая продолжительность. Если в какой-то момент собака сорвалась и встала, подходите, усаживаете, не отдаете кусок и повторяете сначала, но с того шага, на котором собака не срывалась. Буквально через пару недель вы заметите явное улучшение в поведении собаки.
10. Глазки на улице. Постарайтесь подлавливать на улице каждый взгляд собаки на вас. Оглянулся сам? Супер!!! Тут же маркер ДА и кусочек. Стоим у дороги? Дождитесь пока собака посмотрит на вас – типа, ну когда уже пойдём-то? Тут же ДА, кусок, похвала, команда пойдём.
3. Реакция на кличку
• Дождитесь, когда собаке будет скучно и тихим голосом позовите по кличке
• Скажите «ДА», как только собака обернется и обязательно выдайте какое-то поощрение
• Никогда не произносите кличку в том варианте, на который должна отзываться собака, просто так
• Не повторяйте кличку и не повышайте голос
• Если собака мгновенно не повернулась к вам –подойдите и неожиданно прикоснитесь к ней рукой с лакомством
• Отдайте лакомство сразу после поворота к вам
4. Протокол релаксации Сьюзанн Клозье. По нему достаточно много информации в интернете. Желательно использовать в работе с протоколом релаксации коврик.
5. Концентрация на куске лакомства. Существует несколько вариаций упражнения по умению собаки неотрывно глядеть на кусок еды без попытки его ухватить. Суть упражнения - в работе над состоянием собаки. Один из способов - навык «смотри» или «look», когда собаке предлагается кусок на ладони, за которым собака должна пристально следить без попыток до него дотянуться, ладонь при этом плавно движется из стороны в сторону, вверх и вниз.
Алгоритм упражнения таков:
Предъявляем кусок на открытой ладони, сначала - молча. Важно, чтобы собака посмотрела на кусок, не стремясь до него добраться. Если происходит движение в сторону куска - ладонь закрывается, а упражнение начинаем заново. Как только вы поймали взгляд на кусок без продвижения, говорим маркер ДА и БЫСТРО подаём кусок прямо в пасть собаки. ВАЖНО: кусок сам "прилетает" к собаке прямо в клюв, а не собака тянет к нему морду, ваше движение подачи должно быть быстрым и чётким. Для начала ловим даже секундный взгляд на кусок, без попыток "клюнуть", податься в сторону куска. Именно в этот момент - маркер и быстрая подача куска. Далее - когда при подобном действии собака не стремится схватиь кусок, а просто смотрит, можно уже вводить маркер "фокус" /"лук" /"зырь" и тд. и очень постепенно увеличивать длительность концентрации.
6. Собаки не умеют самостоятельно тормозиться, в связи с этим плохо переключаются. Поэтому наша задача – поработать с возбудимостью и научить щеночка себя контролировать и держать в лапах. В этом вам могли бы помочь вот такие упражнения:
а) Смена состояний из возбуждения в торможение и обратно. Берём игрушку и активно играем с собакой на протяжении примерно 1 минуты. Затем говорим какое-то слово, какое вам понравится, например, «релакс», садимся возле собаки и начинаем делать ей расслабляющий массаж: гладим с небольшим нажимом шею за ушами, лопатки, спину. И так в течение 3-5 минут. Затем снова резко подрываемся и начинаем играть, потом снова релакс. И таких повторений примерно 2-3 подряд, тоже раза 2 в течение дня. Суть упражнения заключается в том, что мгновенно вскочить и начать играть из расслабленного состояния собакам довольно трудно, равно как и наоборот: расслабиться из возбужденного состояния. Это упражнение вырабатывает у собаки некую золотую середину, баланс между двумя противоположными состояниями.
б) Щенков обязательно нужно учить переключать внимание с одного действия на другое, слыша вашу команду. Это поможет щенку лучше справляться с ситуациями в жизни, когда отвлекает какой-то раздражитель.
В тренировочном процессе используем для этого еду и игрушки.
На первом этапе:
1. Еда/игрушки в двух руках должны быть равноценны для щенка.
2. Для переключения с одной руки на другую рука, с которой взаимодействует щенок, замирает (еда закрывается в кулак), а вторая наоборот оживает, привлекая внимание.
3. В момент, когда мы хотим, чтобы щенок переключился, мы говорим словесную команду, например, «Ешь» - на еду и «Играй» - на игрушку.
Усложнения:
- Первая рука «умирает», но вторая рука уже не привлекает внимание щенка близко. Мы говорим словесную команду и «оживляем» вторую руку на расстоянии.
- Первая рука «умирает», но вторая «оживает» только тогда, когда щенок уже после словесной команды начал движение к ней.
- Первая рука «умирает», вторая «оживает», когда щенок уже фактически переключился на нее.
- Первая рука остается «живой», вторая время видима, но «мертвая».
- Первая рука остается «живой», вторая в момент команды на переключение тоже «оживает».
- Дальше аналогично этапам выше, только первая рука остается «живой».
- Разная еда в двух руках. Тренируем переключение с менее вкусной на более вкусную и наоборот.
- Разные игрушки. Тренируем переключение с менее любимой на более любимую. Полезно так же тренировать переключение с еды на игрушку и обратно.
Кроме работы непосредственно с балансом возбуждения-торможения хотелось бы упомянуть, что у собаки есть потребности, которые нежелательно игнорировать. Если мы не даём собаке возможности много и активно двигаться (эта потребность варьирует в зависимости от конкретной собаки), общаться с нами и/или с другими собаками, получать новую информацию и контролировать окружающую среду – мы получаем всё время возбужденную собаку, которая компенсирует недостаток вот этого всего вышеперечисленного в разных не самых полезных способах. В том числе это может выражаться в деструктивном поведении, к которому можно отнести и беспричинный лай, вой, уничтожение имущества, смещённое поведение и прочее асоциальное поведение по поводу и без. Собака сама вряд ли придумает способ себя занять, если у неё нет соответствующего опыта. А опыт сам тоже не приходит. Точнее не так. Опыт приходит, но не тот, который нас устраивает. Фактически собака, не будучи контролируемой с нашей стороны, а предоставленная сама себе или постоянно находящаяся в закрытом пространстве, пусть даже это огромный участок, делает то, что может, умеет и в настоящий момент хочет.
Есть ряд важных моментов, которые необходимо учитывать, чтобы собака в принципе начала соответствовать вашим ожиданиям и правилам. Прогулки собаке, живущей на участке, необходимы так же, как и той, что живёт в квартире. При этом прогулка должна быть не просто пописать, а и побегать, порезвиться, потусоваться, пообщаться с сородичами, нанюхаться новых запахов, назаниматься, причём за пределами вашего участка, чтобы по возвращению домой она реализовывала самую важную (для нас) потребность – потребность в отдыхе. Каким бы большим ни был ваш участок, он очень быстро становится для собаки условно-обеднённой средой, где нет ничего интересного. Или это интересное собака ищет себе сама, либо реализует нерастраченную энергию в не самых приятных проявлениях, таких как: уничтожение имущества, излишняя и неконтролируемая вокализация, различное смещённое поведение вплоть до стереотипии (бег за хвостом или туда-сюда, например), агрессии к различным социальным объектам, в самых запущенных случаях – нанесение себе травм.
Вы, к сожалению, не упомянули о том, где родилась и как росла собачка. Обратите, пожалуйста, внимание, что в случае, если собака до 9 месяцев жила на закрытом участке и никогда не гуляла и «не видела мира», то речь при таких условиях взросления идёт о депривации и отсутствии должной социализации собак в соответствующем возрасте. Дело в том, что период социального импринтинга – запечатления всех значимых предметов и социальных объектов необратимо угасает у собак к 5-7 месяцам, именно поэтому так важно познакомить собаку с другими животными и людьми во всём их разнообразии до достижения этого возраста, и в дальнейшем нам уже понадобится работать с адаптацией собаки и коррекцией её поведения «за забором».
Обратите, пожалуйста, внимание на записи наших прямых эфиров и семинара, в которых очень подробно как раз разбираются потребности собак, причины деструктивного поведения и способы его исправления:
Потребности собаки - еда, отдых, движение, комфорт https://www.youtube.com/watch?v=IjVS0FmYPOY&t=20s
Познавательные потребности собак: почему собакам мало удобной лежанки, прогулок и еды? https://www.youtube.com/watch?v=BbMZvPYhUxE&list=PLdYvm--e2XzPsVhE1q2G0xZXk9yarnIXF&index=18&t=22s
Постарайтесь объективно оценить количество физической и интеллектуальной нагрузки собаки. Если количество этих нагрузок недостаточно, собака может постоянно находиться в состоянии тревоги и возбуждения, что провоцирует ее на различные «подвиги». Цель этого поведения – избавиться от возбуждения. Причем, если способ, который собака для этого использует, ей хоть немного помог, то он очень быстро входит в привычку и собака будет использовать его снова и снова.
С физическими нагрузками все достаточно очевидно – это длительные активные прогулки вне территории двора. С интеллектуальными нагрузками немного сложнее, но тоже выполнимо. Это и работа над командами и трюками: отработка уже известных и новых, а также это различные игры и игрушки. Начиная с самых простых вариантов типа поиска – просто собрать разбросанную на полу горсть корма, найти кусочки еды, спрятанные в кору дерева на прогулке, спрятать еду под подушками и на разных полочках дома, до игрушек, которые можно сделать своими руками из подручных материалов. Вот здесь у нас есть небольшой видеоролик на эту тему
https://www.youtube.com/playlist?list=PLdYvm--e2XzNXJPFu2w1pYefHQ722Egr2
В заключение рекомендуем вам посмотреть замечательный подробный семинар Юлии Исламовой о языке тела собак https://shop.petcorrect.ru/#o-chem-govorit-sobaka который полезен всем без исключения владельцам собак.
Конечно, если у вас что-то не будет получаться, наши инструкторы всегда будут рады вам помочь. Заявку на консультацию можно оставить вот тут
https://petcorrect.ru/main/#konsultatsii
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Стаж работы специалистов 5–19 лет, специализация: коррекция поведения собак и кошек, прикладная дрессировка собак, обучение владельцев собак.
«Собачье Дело» — это дружная команда специалистов в области коррекции поведения домашних животных. Каждый месяц мы помогаем 90 собакам и их хозяевам в Москве, России и по всему миру.
Наше дело жизни — научить людей и собак понимать друг друга.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака при виде других собак становится агрессивной. Что делать?
Здравствуйте! Собака при виде других собак становится агрессивной, рычит, очень редко ладит с собаками. Что делать?
Воспитание собаки
Прибилась, взяли себе, живет в доме. Добрейшая, очень ласковая. Хочется как-то научить элементарным командам. Посоветуйте как.
Доберман (2 месяца) плохое поведение
Щенку 2 месяца, все было хорошо в его поведении. Но практически всю текущую неделю у него появилась привычка скулить, требовать, лаять. Это мой первый опыт с собакой. Если он плохо…