анонимнопитомец: собака чихуахуа, от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Здравствуйте.
К сожалению, так часто бывает с собаками, который не приобрели соответствующий опыт поведения в раннем возрасте. Собака познает все особенности окружающего мира, будучи щенком. Например, с разными социальными объектами щенок знакомится в возрасте до 3,5 месяцев. С разными особенностями окружающей среды – то есть явлениями природы, растениями, временами годы, временем суток, вообще всем, что окружает щенка, включая и игрушки в том числе – в возрасте до 8 (примерно) месяцев. В раннем возрасте щенок эту информацию просто впитывает как губка, «запечатляет», не прикладывая к этому никаких усилий. Тогда же он и приобретает разные поведенческие реакции в ответ на воздействие того или иного предмета,, объекта или явления. Затем период этого щенячества заканчивается, все способности с легкостью впитывать информацию необратимо угасают. И тогда, уже в более старшем возрасте, собачка, которая не успела с кем-то или с чем-то познакомиться, испытывает серьезные сложности во взаимодействии с тем, что ей непонятно, неизвестно.
Иными словами, ваша собачка просто не понимает, что есть такая модель поведения как игра в игрушку. Возможно, она даже не догадывается, что какой-то предмет можно взять в зубы и даже удерживать.
К нашему счастью, неумение играть в игрушки – не приговор. Интерес к предметам у собаки можно развить практически с нуля. Можно научить просто играть в удовольствие самостоятельно или вместе с вами, а можно даже обучить собачку полезному навыку: подавать предметы, которые у вас упали.
Теперь обо всем по порядку.
В игре собака фактически реализует охотничье поведение. Охотятся псовые в дикой среде на сравнительно мелкую и, что важно, убегающую добычу. Поэтому собаку скорее заинтересует игрушка, которая будет от нее убегать, чем та, которую вы предложите ей прямо «в лицо». Отлично работает игрушка-удочка, которую можно сделать самостоятельно из тряпочки или насадки для швабры. Насадки для швабры рекомендуются те, которые сделаны из множества веревочек или те, что из микрофибры, где на основание крепятся толстые ворсинки. К этой насадке крепим прочный шнур, второй конец которого крепим к палочке. Можно взять бамбуковую палочку, которая для подвязывания растений, она тонкая и достаточно прочная. Шнур длиной 1,5-2 метра. И с помощью удочки мы можем имитировать «побег добычи». Если и такой вариант собаку не заинтересует, то на тряпочку (игрушку или насадку для швабры) кладем кусочек вкусного лакомства. Очень важно играть понемногу, ровно столько, сколько хочет собачка, и даже немножко меньше. Для поддержания хорошей мотивации нужно заканчивать заниматься с собакой, когда собака еще готова заниматься, а не тогда, когда ей все уже надоело. Одна игровая сессия с такой удочкой не должна быть больше 3 минут сначала, потом можно будет постепенно увеличивать продолжительность.
Не забывайте в процессе игры также активно подбадривать и хвалить собаку. Можно даже ввести слово-маркер, которое вы будете в дальнейшем использовать, чтобы объяснить собаке, что сейчас предстоит веселая игра.
Но иногда и такой способ не срабатывает, тогда можно пойти более сложным путем, о котором мы расскажем ниже. Фактически речь пойдет о таком трюке, как аппортировка предметов.
Что нам потребуется:
1. Кликер. Это очень классный инструмент, с помощью которого мы имеем возможность четко указать собаке на то, что совершенное ей действие нас устраивает. Более того, именно с помощью кликера мы можем давать собаке максимально точный и своевременный сигнал. Звук кликера всегда одинаков, что не заставит собаку сомневаться. Конечно, кликер можно заменить голосовым сигналом (маркером, например, «да»). Однако, наш голос может звучать по-разному в силу разных причин. Очень трудно один и тот же маркер каждый раз произносить одинаково. Не невозможно, но сложно. Если собака не очень опытная, то даже коротенькое слово «да», произнесенное по-разному, вызовет у собаки оправданные сомнения: а то ли это слово, за которое мне прилетает еда? Со временем собака привыкнет, но пройдет какое-то время прежде, чем это произойдет. Кликер же беспристрастен и звучит всегда четко и одинаково. Но и у него есть недостаток: он не всегда у вас под рукой. Поэтому можно и нужно использовать и кликер и голосовой сигнал.
Прежде, чем вы начнете использовать кликер для обучения, вы должны объяснить собаке, что он означает. Для начала потренируйтесь сами им пользоваться. Например, взгляните в окно и дайте сами себе задание: кликать каждый раз, когда из-за угла дома напротив показывается пешеход или автомобиль. Ведь суть кликера – это своевременность подкрепления нужного действия. Соответственно, сначала мы развиваем свою собственную скорость реакции. То же и с маркером «да».
Далее мы учим собаку тому, что на кликер или «да» она сразу же получает еду. Это просто: делаем клик и сразу выдаем кусок. Довольно быстро у собаки развивается следующая реакция: на кликер или маркер «да» она оборачивается к вам в ожидании куска. Если это произошло – собака поняла, что это значит.
Важное правило: если вы кликнули, вы обязаны отдать собаке кусок. Даже если вы промазали и кликнули не вовремя, все равно отдайте кусок и срочно исправляйтесь. Но ломать взаимосвязь ни в коем случае нельзя.
2. Лакомство. Тут, кажется, все понятно и прозрачно. Важно, чтобы ваша собака хотела есть. То есть заниматься лучше с голодной собакой. Можно даже ВМЕСТО обычного приема пищи. Некоторым собакам требуется лакомство более ценное, чем обычный сухой корм. Любое обучение должно быть связано с позитивом для собаки, иначе эта история ей быстро надоест и она не будет любить заниматься, а этого никак нельзя допустить, потому что потом вернуть желание будет сложнее.
3. Здоровая веселая собака, НЕ течная сука, НЕ страдающий по течной суке кобель, НЕ пожилая собака с выраженным болевым синдромом.
4. Собственно, ваше настроение и желание заниматься. Помните, что все ваши внутренние состояния вы транслируете своим языком тела, который тут же считывает ваша собака. Если ваше состояние (= ваш язык тела) для собаки не однозначен, плодотворного занятия не получится.
Вообще аппотрировка – такая неоднозначная штука. Некоторые собаки это умеют сами по себе и их владельцам не приходится прилагать никаких усилий. Но мы сейчас не будем об этих счастливых людях и их собаках. А поговорим о тех, кто сталкивается с различными сложностями в процессе обучения этому трюку.
Сложности могут быть разными.
1. Собака не умеет пользоваться своими зубами для того, чтобы делать что-либо кроме как есть. И, когда таким собакам предлагают взять в зубы игрушку, они делают круглые глаза: «Да вы с ума сошли!»
2. Собака отлично умеет догонять игрушку и хватать ее в зубы, но после этого игрушка становится ее «добычей», отдать которую она не согласится ни за какие коврижки, даже за вон ту вкусняшку в вашем кармане.
3. Собака догоняет игрушку, ловит ее, приносит и бросает возле вас, не отдает в руки.
Тут, честно говоря, возможна целая куча подпунктов, но это будут уже частные случаи, которые нужно рассматривать по отдельности и в индивидуальном порядке.
Теперь давайте разберем сам трюк на «запчасти». Что должна уметь собака, чтобы аппортировка выглядела как идеальный трюк, а именно: догнал, принес, отдал и сел, нам понадобятся следующие навыки:
1. Умение касаться носом вашей ладошки. Можно назвать этот навык «нос», «цель», «тач» и вообще как угодно. Это нам нужно, чтобы собака отдавала игрушку четко в ладонь. Как это сделать:
предъявляем собачке ладонь. Ждем тычка носом в ладонь, в этот момент кликаем и отдаем кусок. Если ваша ладонь сразу собачку не заинтересовала ладонь сразу, то убираем и тут же показываем снова. Помните, что собаке интереснее то, что от нее удаляется, т.е. ведем ладонь ОТ собаки, а не тычем ей в нос. В противном случае вы научите собаку от ладони отворачиваться, а это нам ни к чему.
Переходим к следующему этапу обучения только после того, как этот навык закрепился.
2. Интерес к предмету и умение брать предмет в зубы. Без этого трюк вообще обречен на провал )) Работаем примерно как в случае с ладошкой.
Предъявляем собаке предмет и ждем любой попытки взаимодействия: приближения носом, тычка носом, попытки лизнуть, попытки взять в зубы, попытки удержать в зубах. Примерно так развивается интерес к предмету у собаки, которая раньше не умела вообще никак носить и держать предметы в зубах. Вполне вероятно, что ваша собака сразу же продемонстрирует последний вариант. Не забываем каждый этап подкреплять с помощью кликера и лакомства. Не ждем от собаки никакого волшебства, обучение этому навыку может занять много времени. С некоторыми собаками бывает немного сложнее: обычные предметы их не интересуют. Зато почти всем собакам нравится держать в зубах разные тряпочки. Возьмите прихватку, полотенце, какую-нибудь флисовую косичку. Если и этот вариант не сработал, то берем полотенце и заворачиваем в него вкусно пахнущую еду, потом скручиваем в жгутик и завязываем в узел.
Очень и очень хорошо закрепляем этот навык на этапе удержания в зубах. По звуку кликера собака должна отдавать предмет прямо в руку. Вот зачем нам нужен был «тач».
Продолжительность удержания предмета в зубах увеличиваем постепенно, начиная буквально с 1 секунды.
Можно ввести дополнительный маркер «держи», который будет означать удержание в зубах чего-либо.
3. Умение приносить предмет.
Берем тот предмет, с которым у собаки лучше всего получается брать его в зубы и держать. Бросаем в полуметре от себя. Задача собаки – взять и принести. Если первые два пункта у вас закреплены на 5+, то тут проблем обычно не бывает.
Если до собаки не сразу дошло, чего мы от нее ждем, то пробуем снова и снова. Сокращаем расстояние от себя до предмета. Подкрепляем попытку собаки приблизиться к предмету, потом попытку прикоснуться, потом взять в зубы. То есть этот этап разбиваем на еще более мелкие кусочки. Каждый маленький кусочек подкрепляем кликером и лакомством.
Итоговый результат – это когда собака пошла за предметом, уверенно взяла его и принесла вам четко в ладонь. На этом этапе клик, еда и бурная радость с вашей стороны ))
4. Наконец, начинаем увеличивать дальность броска предмета. Но тут уже все понятно, пояснять не буду.
Главное – обратите внимание, что все обучение построено на инициативе собаки. Мы только создаем условия для проявления этой инициативы и подкрепляем, собственно, ее проявление. Любой трюк, который собака, как она считает, «сама придумала», запоминается на всю ее жизнь и всегда исполняется с радостью. Ведь мы дали собаке почувствовать, что она контролирует ситуацию, а это для наших хвостов ох как важно!
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Стаж работы специалистов 5–19 лет, специализация: коррекция поведения собак и кошек, прикладная дрессировка собак, обучение владельцев собак.
«Собачье Дело» — это дружная команда специалистов в области коррекции поведения домашних животных. Каждый месяц мы помогаем 90 собакам и их хозяевам в Москве, России и по всему миру.
Наше дело жизни — научить людей и собак понимать друг друга.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака при виде других собак становится агрессивной. Что делать?
Здравствуйте! Собака при виде других собак становится агрессивной, рычит, очень редко ладит с собаками. Что делать?
Воспитание собаки
Прибилась, взяли себе, живет в доме. Добрейшая, очень ласковая. Хочется как-то научить элементарным командам. Посоветуйте как.
Доберман (2 месяца) плохое поведение
Щенку 2 месяца, все было хорошо в его поведении. Но практически всю текущую неделю у него появилась привычка скулить, требовать, лаять. Это мой первый опыт с собакой. Если он плохо…