анонимнопитомец: собака без породы (дворняжка), от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Ваш щенок – совсем еще малыш. Сейчас он использует тот способ взаимодействия с окружающим миром, который ему наиболее понятен и который продиктован имеющимся (или отсутствующим) у него опытом общения с людьми, жизни с людьми, и всеми вытекающими из этого последствиями и особенностями. Ничего страшного, все дети – на то и дети, чтобы чему-то учиться.
Очень важно учитывать то, что оптимальным способом воспитания является вовсе не наказание за нежелательное поведение, а совсем наоборот – подкрепление желательного поведения. Люди, в силу особенностей своего опыта и мышления, предпочитают чаще обращать внимание на нежелательное поведение собаки, за которое собак наказывают или же запрещают, или и то и другое вместе. Однако, донести до собаки то, чем мы не довольны, а также объяснить почему именно недовольны, не так-то и просто.
Представьте себе маленького ребенка, который впервые в жизни взял в руки карандаш и провел черту на листе бумаги. У него появился новый навык. И навык этот интересный, очень нравится малышу. Дальше он идет рисовать на разных поверхностях, которые для этого не предназначены: на стенах, дверях, мебели. Ему классно! Ему интересно! Но вдруг пришла мама, все это увидела, очень расстроилась, отругала и отобрала карандаш, ничего не предложив взамен. Что сделает малыш? Он возьмет другой карандаш и пойдет рисовать снова. Потому что это ему важно, а причину недовольства мамы он не понял, не оценил.
Вот примерно то же происходит со щенком. Наше недовольство он воспринимает как повод сделать вывод о том, что люди непонятные, странные, а значит – небезопасные и им нельзя доверять. А нам же надо совершенно противоположное! Нам надо выстроить доверие и взаимопонимание, основанное на позитивном опыте. Тогда всем будет комфортно.
Итак, мы с вами вооружаемся лакомством, буквально наполняем им карманы всех домочадцев или же раскладываем кучки лакомства по всему дому там, где щенок самостоятельно не достанет. Только не забудьте при этом скорректировать обычную порцию еды малыша. И начинаем активно хвалить щенка за правильное поведение или даже ничегонеделание вообще! На самом деле такого поведения гораздо больше, чем неправильного. Все то, что вы считаете приемлемым, допустимым и желательным – заслуживает немедленной похвалы и выдачи лакомства. Ведь это только для вас очевидно, что когда собака лежит, сидит, просто ходит или просто играет в игрушки – это хорошо и правильно. Собака же этого НЕ знает. Таким воспитанием мы убиваем сразу несколько зайцев:
1. Мы становимся привлекательны для щенка, потому что у нас всегда есть еда.
2. Мы становимся безопасны для щенка, ведь от нас не исходит ничего страшного, мы не причиняем боль. Нам можно доверять!
3. Мы легко и непринужденно формируем комплекс правильного поведения щенка с самого раннего возраста. Все нежелательное поведение автоматически, хоть и не сразу, сводится к нулю, становясь для собачки невыгодным.
4. Мы позволяем щенку чувствовать, что он сам контролирует ситуацию. Ведь это он добывает из вас еду, это очень важно для того, чтобы он вырос уверенным в себе и смелым.
Создайте щенку условия, при которых он НЕ сможет проявить нежелательного поведения. Например, уберите все вещи, которые вам было бы жалко.
Щенок запросто может заинтересоваться обувью, документами, и пр. ценными и важными нашими вещами. Он исследует мир, для него сейчас интересно буквально все.
Запрещать брать тапки – непродуктивно. А вот переключить с тапка на какую-то другую деятельность (еду, игру, игрушку) – будет гораздо лучше.
Так же происходит и обучение командам: нужно создать щенку условия, при которых он сделает то, чего вам бы хотелось. Например, с помощью кусочка лакомства помочь ему сесть, лечь, встать. И подкрепив это движение, вы через некоторое время получите так называемый динамический стереотип, к которому можно «приклеить» какой-то сигнал (команду).
Многие владельцы щенков сталкиваются с такой проблемой как кусание. Щенки, как им маленькие дети, исследуют мир. По сути, у них для этого только один инструмент – это рот и зубы. Такое исследование необходимо, чтобы приобрести важный опыт, который понадобится собаке в дальнейшей жизни. Практически, это неотъемлемая часть процесса взросления щенка. Кроме рук и ног, которые кусать еще и весело – они движутся, что возбуждает щенка и провоцирует на дальнейшую игру, а также это процесс взаимодействия с человеком, который тоже очень интересен, щенок может грызть зубами обувь, одежду, мебель, и другие вещи, которые оказываются в досягаемости.
Однако, действительно, часто бывает так, что щенок прикусывает больно. Такую ситуацию не стОит терпеть, потому что, чем больше растет собака, тем ощутимее будут такие «игры». Если вы когда-нибудь обращали внимание на то, как играют маленькие щенки, то наверняка замечали, что, когда один щенок делает другому больно, тот взвизгивает. На этом игра всегда или сильно притормаживается или вообще заканчивается. Этот сигнал понятен абсолютно всем собакам, а уж щенкам – тем более. Поэтому, в данном случае, и ваша задача, как только щенок прикусил так, что вы не готовы терпеть, - взвизгнуть, вскрикнуть, издать громкий звук. Будьте осторожны с выбором силы этого раздражителя, возможно, вам удастся издать нужный звук не с первого раза. Помните: ваша задача не напугать щенка, а только затормозить. Достаточно, чтобы щенок переключился буквально на секунду, чтобы начать действовать дальше. Если вы понимаете, что щенок уже очень сильно возбужден и после нужного нам торможения игра продолжится и кусание рук тоже, то лучше переключить щенка на какое-то другое занятие, которое его успокоит. Например, рассыпать горсть корма на полу, чтобы щенок его искал и собирал. Или предложить какую-то заранее приготовленную игрушку или погрызушку, на которую щенок точно переключится. Все это должно быть готово заранее, чтобы воспользоваться той самой секундой, когда щенок перестал кусаться. Занятие, которое вы предложите щенку, должно его успокоить, а не разыграть еще сильнее. В частности, поисковые игры – очень успокаивают собачек. ⠀
Главное – оставлять щенка в возбужденном состоянии совершенно не следует, т.к. он начнет искать способ сбросить свое возбуждение, и этот способ может вам не понравиться: лужа в неположенном месте, погрызенная мебель или обувь, и т.п. ⠀
Если же после вашего вскрикивания щенок затормозился достаточно, чтобы продолжить игру в более спокойном и менее травматичном режиме, то, собственно, играйте дальше, постарайтесь предложить щенку альтернативную игрушку для кусания – веревочные канатики, например, очень хорошо подходят для совместной игры, их можно, в том числе, и кусать. ⠀
Еще один важный аспект, который также является причиной стремления щенка грызть все вокруг себя, в том числе и руки хозяев, - это прорезывание или смена зубов. Этот процесс может быть достаточно болезненным и вызывать ощущение дискомфорта, зуда и боли в деснах. В этом случае, рекомендуем приобрести два-три веревочных канатика. Канатик хорошо вымачивается в воде, а затем замораживается. И в замороженном виде выдается щенку. Получается хорошая, безопасная, охлаждающая погрызушка, которая снимает зуд в деснах и занимает щенка длительное время. Как только один канатик выходит из строя – выдаете заранее приготовленный второй, а первый снова замораживается.
И еще один немаловажный момент. Многие собачки не умеют успокаиваться самостоятельно, их нужно этому учить. С щенками это тоже вполне работает, сейчас еще рановато, но примерно через 2-3 недели уже можно будет начинать заниматься понемногу.
Мы рекомендуем начать с упражнения «глазки». Выполняется оно следующим образом:
Берете в руку горсть корма, прячете руку за спину, встаете спиной к стене, чтобы собака не могла зайти сзади. Собаку усаживаете (ждете когда сам усядется) прямо перед собой и ждете взгляд в глаза. Секундный взгляд – похвала – кусок. Как только собака поймет, что она получает кусок за то, что просто сидит и смотрит на вас, начинаете усложнять
1. Увеличиваете продолжительность взгляда.
2. Начинаете отходить от собаки: на полшага, на шаг, на два шага, на три. 3. Увеличиваете продолжительность времени, когда собака сидит и смотрит вам в глаза, даже если вы отходите
4. Хлопаете в ладоши
5. Поднимаете ноги сбоку от собаки
6. Обходите собаку вокруг
7. Перешагиваете через собаку.
8. Все то же самое, но не дома, а на улице (как только начнете выходить, разумеется), в тихом спокойном месте и с самого начала, потому что для собаки это совершенно иная, новая ситуация.
9. Все то же самое, только с самого начала и в положении собаки лежа. ⠀
Такие упражнения с маленьким щенком нужно делать ежедневно, раза по два-три в день, начиная с 30 секунд и очень постепенно увеличивая продолжительность. Если щенок быстро устает и начинает отвлекаться, значит, и 30 секунд для него тоже много, он очень маленький и ему действительно это сложно. Тогда уменьшите время, хоть до 15 секунд на первоначальном этапе. И делайте упражнение не 2-3 раза в день, а 4-5 раз. Если в какой-то момент собака сорвалась и встала, подходите, усаживаете, не отдаете кусок и повторяете сначала, но с того шага, на котором собака не срывалась.
Это упражнение поможет щенку научиться контролировать самого себя, не впадать в состояние неконтролируемого возбуждения. Также он станет гораздо более управляемым.
На самом деле все довольно несложно, если идти в правильном направлении.
И еще мы хотели бы вам рекомендовать посмотреть наш семинар о правильном выращивании и воспитании щенка https://www.youtube.com/playlist?list=PLdYvm--e2XzPQbGDlk5sLjBNxZj9UXcJY В нем вы найдете очень много полезной информации, которая пригодится вам еще на протяжении длительного времени.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Стаж работы специалистов 5–19 лет, специализация: коррекция поведения собак и кошек, прикладная дрессировка собак, обучение владельцев собак.
«Собачье Дело» — это дружная команда специалистов в области коррекции поведения домашних животных. Каждый месяц мы помогаем 90 собакам и их хозяевам в Москве, России и по всему миру.
Наше дело жизни — научить людей и собак понимать друг друга.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака при виде других собак становится агрессивной. Что делать?
Здравствуйте! Собака при виде других собак становится агрессивной, рычит, очень редко ладит с собаками. Что делать?
Воспитание собаки
Прибилась, взяли себе, живет в доме. Добрейшая, очень ласковая. Хочется как-то научить элементарным командам. Посоветуйте как.
Доберман (2 месяца) плохое поведение
Щенку 2 месяца, все было хорошо в его поведении. Но практически всю текущую неделю у него появилась привычка скулить, требовать, лаять. Это мой первый опыт с собакой. Если он плохо…