Воспитание

Здравствуйте! Не могу воспитать послушную и добрую собаку. Нам всего 3 месяца, и я не знаю, как мне себя вести с его оплошностями. Он не хочет никак слушаться, а наоборот в ответ огрызается. Выслушаю, ваши пожелания, советы. Спасибо.
анонимнопитомец: собака сибирский хаски, от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Здравствуйте. К сожалению, из вашего описания не совсем понятно, в чем именно заключается проблема с вашим щенком. Мы дадим вам несколько важных общих рекомендаций, которые, как нам кажется, должны помочь вам в этом увлекательном процессе – воспитании щенка. Первое, на что хотелось бы обратить внимание – это понимание нескольких критически важных периодов взросления щенка, на которые вам необходимо именно сейчас обратить пристальное внимание. В возрасте примерно от 1 до 3-3,5 месяцев в жизни щенка происходит очень важный период – социального импринтинга. Импринтинг – это такая форма обучения, при которой щенок запоминает информацию определенного типа без каких-либо усилий. Социальный ипринтинг подразумевает знакомство щенка с другими биологическими видами, с которыми ему предстоит контактировать в течение всей дальнейшей жизни. Это люди, собаки, кошки, может быть крысы или морские свинки ну или змеи и ящерицы, в зависимости от региона проживания и особенностей жизни хозяев и/или заводчиков. При этом важно, что и собаки, и люди, и все остальные – бывают совершенно разными по возрасту, росту, длине и цвету волос, полу, дети – вообще все разные, люди носят разную одежду, и т.д. Процесс знакомства щенка со всеми этими персонажами и называется социализацией. И он в дальнейшем очень сильно влияет на общение с другими существами. Например, если собака в этом возрасте ни разу не видела больших черных собак, то она при встрече с ними, в дальнейшей жизни, не будет считать их собаками вообще. Они будут казаться ей непонятными и, возможно, небезопасными и страшными. Как результат этого мы можем увидеть страх, избегание и всевозможные связанные с этим проявления от лая до попытки убежать и спрятаться. К сожалению, социальный импринтинг длится недолго, в 3,5 месяца он начинает необратимо угасать и угасает полностью к 5 месяцам. Еще один вид импринтинга – социальный – предполагает знакомство с окружающей средой. Он самый длительный, начинает угасать в 6 месяцев и угасает полностью месяцам к 8-10. В этот период вам нужно будет познакомить собачку со всем разнообразием окружающего мира. Трава, кусты, цветы, деревья, всякие явления природы и все, что вокруг – транспорт например, от детского самоката до трактора или трамвая. И не можем также не сказать про импринтинг инструментальный – это овладение навыками правильных четких движений. Щенку важно играть с другими щенками (или адекватными по поведению и размеру взрослыми собаками), он должен научиться бегать, маневрировать, бороться. Этот вид импринтинга продолжается активно до 4 месяцев и угасает к 6 месяцам. Все это – важные периоды в развитии щенка. Чем больше всего он узнает, выучит, освоит, чем больше опыта приобретет, тем легче ему дальше будет жить. Относительно общих аспектов воспитания щенка хотелось бы обратить внимание на два важных момента, понимание и осознание которых моментально приводит к изменению точки зрения на поведение собак. Это: 1. Собаки не понимают человеческую речь. Никакую. Совсем. Никогда. Да, они могут запоминать значение определенных слов, точнее, они связывают слово с конкретным действием, которое требуется от них или которое последует от хозяина. Но именно в формате объяснений чего либо – это утопия. 2. Собаки НЕ знают правил поведения в человеческом социуме и, конкретно, в вашем доме. Они просто не могут их знать, потому что они мыслят иначе, видят мир иначе, руководствуются иными целями и задачами. В первоначальном варианте собака всегда поступает так, как ей хочется и/или можется в настоящий момент и не думает о последствиях. Казалось бы, совершенно очевидные вещи. Однако мы, люди, смотрим на этот мир и все, что в нем происходит, с нашей позиции – позиции взрослого человека, имеющего определенный опыт, умеющего мыслить абстрактно и общаться вербально. И очень часто люди предъявляют к собакам завышенные ожидания. Это не плохо и не хорошо, это просто особенность человеческого мышления. Но для полноценного, комфортного взаимодействия с собакой нужно хотя бы попробовать посмотреть на мир ее глазами, отбросив весь наш собственный опыт, взгляды на правильное поведение, и все остальное, что совершенно не свойственно собаке. В какой-то мере собаку можно сравнить с ребенком, который только учится взаимодействовать с миром: с разными вещами, людьми, другими животными. Разница только в том, что ребенок рано или поздно вырастает и становится в каких-то вопросах вполне самостоятельным, способным принимать решения, а собака – нет, она так и будет «ребенком», познающим мир. Основываясь на вышесказанном, хотим сказать, что основа правильного воспитания собаки – это вовсе не наказания. Это, как раз, совсем наоборот – поощрение. Что происходит, когда мы наказываем собаку? Уверяем вас, что в 99% случаев собака НЕ понимает причины вашего недовольства, потому что чаще всего наказание происходит не непосредственно в момент «преступления», а с некоторым опозданием, иногда даже с очень большим опозданием. А за это время собака успела сделать еще миллион разных дел и она уже физически не может связать ваше недовольство с тем проступком, за который вы ее ругаете. Вот простой пример. Собака написала в неположенном месте. Вы обнаружили лужу и ругаетесь на собаку. Думаете, она поймет, что вы ее ругаете за то, что она написала? Нет! Она будет считать, что лужа на полу – это плохо. Но никак не свяжет это с тем, что писать на пол – плохо. То есть сам факт наличия лужи – плох. И в следующий раз собака написает там, где не будет сразу заметно – на ковре, на кровати, на кресле или воооон в том дальнем углу, куда никто не заглядывает. Второй пример. Собака съела ваш ботинок. Пусть не ботинок, а помаду, или ручку, или порвала (не дай бог) паспорт. Ок, отобрали остатки того, что она грызла, отругали. Думаете, в следующий раз она не будет грызть ботинки? Еще как будет. Потому что сгрызенный ботинок – это лишь «симптом», то есть последствие. А причину мы не выяснили и не устранили, поэтому такие «симптомы» будут появляться снова и снова. И альтернативного варианта поведения собаке тоже не предложили именно в связи с тем, что причину не поняли. Причиной могут быть режущиеся зубы и страшно зудящие десны, собаке может быть элементарно скучно, собака могла недогулять на утренней прогулке, не набегаться вдоволь, собаке может быть просто интересно как устроен этот ботинок внутри, она исследует мир, не имея иного способа это сделать, иногда причиной может быть и состояние здоровья. Представляете, какой огромный набор причин? Есть ли смысл ругать щенка за испорченную вещь? Нет, никакого. Есть еще одно неприятное последствие любых способов наказания. Поскольку собака не понимает причину вашего недовольства и исходящей от вас угрозы, она начинает считать вас непредсказуемым человеком. Можно ли доверять непредсказуемому человеку? Увы, нет. Вот на этом моменте и рушатся самые прекрасные доверительные отношения между человеком и собакой. Одно дело если собака живет с хозяином не первый год и хорошо его знает и он обычно вполне нормально, с точки зрения собаки, себя ведет, а тут вдруг сорвался… Ну, собака усомнится, как минимум ненадолго. И совсем другое дело когда вы только в процессе налаживания отношений с щенком. А вы как раз сейчас на этом этапе. И основная задача – выстроить доверительные взаимоотношения, потому что это – основа дальнейшей комфортной жизни как вашей, так и собаки, в которую вскоре вырастет ваш щенок. Гораздо более эффективным средством коррекции поведения является поощрение. Поощрять собаку, без преувеличения, можно с утра и до вечера. За каждый шаг, каждый взгляд, каждое движение, которое вам нравится. За любое поведение, которое вы считаете приемлемым, допустимым или даже желательным. Потому что для вас совершенно очевидно, что собака вот прямо сейчас ведет себя хорошо. Но это – для вас. Собаке совершенно неведомо, что то, что она сейчас делает – правильно. Ровно до тех пор, пока вы ей про это не сказали. Например, собака сидит возле вас, или лежит, или просто ходит и что-то нюхает, никому не причиняя неудобств. Похвалите ее за это и угостите лакомством. На первых порах даже имеет смысл перестать кормить собаку из миски и всю еду выдавать только в качестве поощрения. Так у собаки повысится мотивация и внимание к вам, хозяевам. Поверьте, довольно быстро она сообразит, за что именно она получила кусочек еды. И будет изо всех сил стараться получить таким же способом еще кусочек, и еще, и смотреть на вас влюбленными глазами. Для вашего удобства введите в обиход два полезных слова-маркера: да и нет. Словом «да» вы будете подкреплять правильное поведение, словом «нет» - обозначать неправильное, которое собака должна тут же прекратить. Как работать с маркерами. С маркером «да» все очень просто. Чтобы научить собаку понимать его, нужно просто пару-тройку раз в день по 2-3 минуты делать следующее упражнение: говорим «да» и даем лакомство. Не за что-то, а просто так. На этот маркер у собаки должен буквально начинать вырабатываться желудочный сок. То есть ваше «да» всегда будет заставлять собаку оборачиваться к вам за куском. Этим маркером вы начинаете систематически поощрять каждое приемлемое, допустимое и желательное действие собаки, начиная с самых элементарных бытовых ситуаций. Собака сидит возле вас – да, кусок. Собака лежит на своей подстилке – да, кусок. Потому что вы знаете, что вот это – хорошо. Собака же этого не знает, ровно до тех пор, пока вы не объяснили, что вот сейчас, прямо в эту секунду, она делает что-то правильное. ⠀ С маркером «нет» немного сложнее. Он должен звучать от вас ровно в тот момент, когда собака совершает нежелательное действие. Все, чего нам нужно при этом добиться – это прекращение этого действия. Поэтому выдавать его в тот момент, когда собака точно не среагирует, на первоначальном этапе не следует. Нельзя дать собаке возможность ошибиться. Предположим, собака спокойно нюхает вашу обувь. Говорим «нет» чуть повышенным тоном, чтобы собака на секунду прервала свое занятие и обернулась с вопросом на лице: А что вообще происходит?? Вот в эту секунду и нужно сказать «да» и выдать лакомство. Получается, что нюхать обувь – неправильно, а вот прекратить нюхать обувь и обратить внимание на хозяина – это да, это классно и вкусно. Дополнительно к сказанному мы также рекомендуем вам посмотреть видеозапись нашего семинара о воспитании и выращивании щенка https://www.youtube.com/playlist?list=PLdYvm--e2XzPQbGDlk5sLjBNxZj9UXcJY. Уверены, эта информация будет для вас полезной.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Собака при виде других собак становится агрессивной. Что делать?
Здравствуйте! Собака при виде других собак становится агрессивной, рычит, очень редко ладит с собаками. Что делать?
Воспитание собаки
Прибилась, взяли себе, живет в доме. Добрейшая, очень ласковая. Хочется как-то научить элементарным командам. Посоветуйте как.
Доберман (2 месяца) плохое поведение
Щенку 2 месяца, все было хорошо в его поведении. Но практически всю текущую неделю у него появилась привычка скулить, требовать, лаять. Это мой первый опыт с собакой. Если он плохо…
Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования