Игорь Мерзляковпитомец: собака сибирский хаски, от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Здравствуйте.
К сожалению, по такому краткому описанию довольно трудно понять, в чем именно заключается проблема взаимодействия между щенком и детьми. Мы постараемся дать общие рекомендации по данному вопросу, надеемся, они вам помогут.
Заводя собаку «для ребенка», нам, взрослым, всегда надо держать в голове, что на самом деле, мы заводим собаку, в первую очередь, для себя. Все вопросы ухода за собакой, такие как кормление, выгул, воспитание, лечение – совершенно точно лягут на наши плечи.
Мы уверены, что дети должны расти в доме, где есть домашние питомцы. Общение с ними, а также пример родителей, который демонстрирует детям ответственное отношение к живым существам, сказываются на детях исключительно позитивно.
Однако, в силу различных причин, ждать от детей того, что они будут в полной мере брать на себя ответственность за щенка, все же не стОит. Любым детям, особенно маленьким, взвалить на себя такой груз просто не под силу. Да, они будут с удовольствием играть с щенком или со взрослой собакой, возможно, первое время они даже будут кормить собаку или даже выводить на прогулку (если позволяет возраст), но, как правило, этого энтузиазма хватает ненадолго. В этом нет ничего страшного, просто надо помнить, что дети – это дети. Ими движут в первую очередь эмоции, способности объективно оценивать ситуацию, относиться к ней с пониманием, взвешивать последствия – они не могут чисто физически. Совершенно точно не стОит ругать детей или обижаться за то, что они не оправдали ваших ожиданий и очень быстро устали от ежедневной рутины – ухода за щенком. От этого только пострадают ваши с ними дальнейшие отношения. Просто помните: вы заводите собаку для себя, как бы дети ни просили. И не важно, сколько им лет: год, 8 или 18. Примерно лет до 25 или даже больше у них будут другие заботы, цели и задачи и щенок или взрослая собака не будут в них вписываться иногда или постоянно.
В то же время, любой щенок – это тоже маленький ребенок. Он не имеет представления о том, какие нормы и правила приняты в нашем, человеческом, обществе. Он живет сообразно своим собственным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. До тех пор, пока вы ему не объясните, какое поведение является для вас приемлемым – он этого, увы, не знает. Да, он тоже растет и познает мир. Для этого ему нужно много двигаться, много играть, пробовать все на зуб, в том числе ваши вещи, мебель, а также ваши руки и ноги. И, если вокруг щенка затевается шумная детская беготня, он совершенно точно не устоит против соблазна тоже побегать, поиграть, пошуметь и покусаться.
Первое, что нужно помнить, заводя щенка в семью с детьми – то, что общение их не должно быть под вашим контролем, и никак иначе. Таким образом вы сможете избежать многих неприятных моментов, таких, как травмы щенка (ведь его кости и суставы еще очень хрупкие и любое случайное неосторожное движение ребенка может их повредить), а также искусанные детские ручки и ножки.
Если вы увидели, что игра щенка с детьми выходит из-под контроля, ее обязательно нужно принудительно завершить и всех участников процесса занять каким-то другим делом, которое пойдет им на пользу и поможет успокоиться. В частности, для щенка это может быть выданное вкусное лакомство, которое он будет долго и старательно грызть, игрушка Конг, и т.д. Важно, чтобы у щенка был «домик» - некое укрытие, в котором он может чувствовать себя в безопасности. Это может быть клеточка или просто лежанка в каком-то уютном уголке. Только обязательно нужно объяснить всем членам семьи, что щенка, находящегося в этом «домике» трогать нельзя. Даже если он стащил любимую куклу вашей дочери и уволок туда.
Не менее важным моментом с точки зрения безопасности щенка и спокойствия в вашем доме является то, что все мелкие предметы, а также особенно ценные вещи, должны быть недоступны для собаки. Как мы уже говорили выше, щенку важно исследовать мир. И он даже не представляет, насколько для вас важны дорогие итальянские сапоги, а также игрушки ваших детей, и прочие предметы. Если его какой-то предмет заинтересовал – он не упустит возможности изучить, чем этот предмет пахнет, насколько он твердый и каков он на вкус. Это – нормальное исследовательское поведение щенка. Примерно как у маленьких мальчиков, которые разбирают до винтиков трофейные часы прадедушки, чтобы понять, что же там тикает и как это все устроено. Ругать за испорченные вещи щенка не стОит, потому что собачья голова устроена несколько иначе, и он просто не сможет понять, с чем связано ваше недовольство. Как говорят врачи: лучшее лечение – это профилактика. В данном случае профилактикой является убирать от щенка все те вещи, которые могут представлять для него опасность, или для вас – особую ценность.
У щенка обязательно должны быть игрушки, которыми он мог бы заниматься. Таких игрушек одновременно может быть 3-4 штуки. Причем, у вас про запас должен быть альтернативный набор игрушек или даже два. Если вы будете примерно раз в одну-две недели одни игрушки убирать, а другие доставать – каждый раз они будут для щенка НОВЫМИ игрушками, и интерес к ним не будет ослабевать.
Очень хорошо придумать занятие, которое будет одновременно интересным и полезным как для щенка, так и для детей. Например, дети могут самостоятельно или вместе с вами делать развивающие игрушки для собачки. Для этого отлично подойдут коробочки, пластиковые бутылки и полотенца. В общем, все то, куда можно спрятать или завернуть кусочки еды, чтобы щенок их искал и доставал, пользуясь своими инструментами – носом, зубами и когтями. Это будет интересно детям, а также очень интересно и полезно самому щенку – с помощью таких игр он получает очень важные навыки, значимость которых трудно переоценить. Также хороша и простая поисковая игра, когда вы раскладываете вместе с детьми кусочки еды в разных местах в комнате, а щенок их потом ищет. Работая носом, собака реализует свое важное видотипичное поведение, при этом задействует огромное количество центров головного мозга, учится думать, успокаивается, утомляется, в результате чего мы на выходе получаем довольную уставшую собачку, которая, к тому же, еще и повысила собственную самооценку, т.к. – он смог! Он все нашел и он молодец!
Если же у вас возникает проблема с покусами, что тоже нормально для щенка, то избавиться от нее не сложно, самое главное – это корректировать данное поведение систематически. В первую очередь – об этом уже говорили выше – не допускать бесконтрольных и очень активных игр щенка и детей. Возбуждаясь, собачка не может успокоиться самостоятельно, в результате чего может несколько превысить предел допустимого, пустив в ход свои маленькие острые зубки. Вовремя остановив игру и переключив щенка на игрушки или игры, вы сможете избежать этой проблемы. Еще один способ, который точно работает со всеми щенками – в случае, если щенок прикусил больно – взвизгнуть. Так делают щенки, когда играют друг с другом. Как только щенок отвлекся на секунду, тут же его отвлечь игрушкой или лакомством и обязательно похвалить.
Часто мы сталкиваемся с жалобами владельцев щенков, которые говорят о том, что щенок охотится за детьми – бегает за ними и хватает за ноги или за руки. Заметим, что такое поведение также совершенно нормально для щенка – догонять то, что убегает. Ведь это очень интересно!
Фактически – это провокация для маленькой собачки. Мы понимаем, как трудно объяснить детям, что убегать от щенка не нужно, но ради общего блага – это надо сделать. Если такая ситуация возникла, достаточно будет, чтобы ребенок остановился, а вы мягко переключили щенка на другое занятие.
В общих чертах, не зная, в чем именно состоит сложность коммуникации между щенком и вашими детьми, мы затрудняемся дать какие-то еще конкретные рекомендации. Но мы с удовольствием приглашаем вас на наш новый щенячий он-лайн курс, который точно поможет и вам, и щенку, познать базовые собачьи правила поведения в человеческом обществе, наладить контакт, а заодно можно привлечь детей, которые (в зависимости от возраста) тоже могут принять участие в обучении собачки, почувствовать себя важными и мудрыми учителями, а на досуге делать упражнения домашнего задания вместе с вами https://oplata.dogcase.ru/online#!/tproduct/171788947-1584695737767
Преимущество данного курса заключается в том, что вы можете пройти его дистанционно, прямо у себя дома, но при этом под контролем опытного инструктора, который всегда поможет и подскажет, если что-то не будет получаться.
А также мы рекомендуем вам посмотреть видеозапись нашего семинара о воспитании и выращивании щенка https://www.youtube.com/playlist?list=PLdYvm--e2XzPQbGDlk5sLjBNxZj9UXcJY и короткий видеоролик о развивающих игрушках для собак https://www.youtube.com/playlist?list=PLdYvm--e2XzNXJPFu2w1pYefHQ722Egr2
Уверены, что все это вам очень пригодится! Искренне желаем успехов в воспитании всех ваших детей – и человеческих, и хвостатых!
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Стаж работы специалистов 5–19 лет, специализация: коррекция поведения собак и кошек, прикладная дрессировка собак, обучение владельцев собак.
«Собачье Дело» — это дружная команда специалистов в области коррекции поведения домашних животных. Каждый месяц мы помогаем 90 собакам и их хозяевам в Москве, России и по всему миру.
Наше дело жизни — научить людей и собак понимать друг друга.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака при виде других собак становится агрессивной. Что делать?
Здравствуйте! Собака при виде других собак становится агрессивной, рычит, очень редко ладит с собаками. Что делать?
Воспитание собаки
Прибилась, взяли себе, живет в доме. Добрейшая, очень ласковая. Хочется как-то научить элементарным командам. Посоветуйте как.
Доберман (2 месяца) плохое поведение
Щенку 2 месяца, все было хорошо в его поведении. Но практически всю текущую неделю у него появилась привычка скулить, требовать, лаять. Это мой первый опыт с собакой. Если он плохо…