Ксения Кошевецпитомец: собака немецкий шпиц (померанский), от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Здравствуйте!
Двухмесячный щенок – еще совсем кроха, и принципы, по которым он выбирает себе объекты для привязанности, ближе к вопросам банального выживания в стае, чем к сложным симпатиям-антипатиям. Вы верно заметили: щенок действительно больше тянется к тем, кто ему все разрешает и не ругается на него. Но тут дело не в любви или нелюбви, а в том, что в естественных условиях, в стае, безопаснее всего находиться рядом с лояльными и дружелюбными особями, которые готовы стерпеть от щенка все что угодно. Если же взрослое животное к щенку менее снисходительно – лучше его не «доставать»: с точки зрения щенка это значит, что оно просто не любит возиться со щенками, так что лучше не испытывать его терпение и держаться подальше.
В старой, советской школе дрессировки было такое правило: на площадку, на общий курс дрессировки, щенков приводят с полугода. Так было принято потому, что на ОКД от собак всерьез требовали послушания, иногда пользовались и запретами, не только поощрением. Полугодовалый щенок серьезной служебной породы с нормальной, крепкой психикой уже нормально воспринимает запреты и не пугается их, а вот применение таких методов дрессировки к более молодому щенку, к тому же совсем другой породы, к сожалению, действительно может нарушить доверие между ним и его проводником.
Сейчас на многих площадках инструктора учат владельцев уже совсем другим методам дрессировки, основанным на положительном подкреплении, поэтому сейчас уже нет такого правила – дрессировать только с полугода. Однако процесс взросления у собак никак не изменился, щенки до полугода действительно очень хорошо отзываются на дрессировку и учатся легко, с удовольствием, но гораздо лучше они воспринимают поощрение, чем наказание. Поэтому мы рекомендуем при обучении щенка пользоваться в первую очередь положительным подкреплением и поощрять то поведение, которое вам нравится. В этом случае вы получите собаку, которая стремится предъявить вам это поведение, и которая очень старается вас обрадовать.
Как воспитывать щенка от 1 до 5 месяцев:
1. Быть примером для подражания.
Щенок будет привязан больше всего к тому, с кем у него связаны самые приятные ощущения. Сначала это мать, а потом вы, его хозяин.
Хотите, чтобы щенок вас любил? Будьте для него сосредоточием всего, что он хочет. И не мерьте вашу любовь заботой о щенке! Разве щенку важна полезная и здоровая пища или теплый красивый лежак? Нет, ему нужно пожрать, поиграть, почесаться, побегать, погрызть, побороться! Давайте ему это - и щенок будет вас обожать!
Именно вы будете примером для подражания, пока щенок растет, не забывайте об этом. Если вы чего-то напугаетесь при щенке - скорее всего, и он напугается. Если вам не нравятся какие-то люди или собаки - щенок научится опасаться их или проявлять агрессию. Если вы спокойны и последовательны - щенок вырастет таким же. А если вы эмоциональны и склонны к перепадам настроения - что ж, вы, скорее всего, вырастите такую же собаку.
Хотите, чтобы было по другому? Значит всегда, когда рядом с вами щенок, вы должны оценивать свое поведение с точки зрения того, как вы хотите, чтобы выросшая собака себя вела. Хотите вырастить дружелюбного и спокойного пса - будьте адекватны, приветливы, спокойны и уверены в себе. Хотите неуверенного в себе труса - бойтесь всего, запрещайте щенку знакомиться с людьми и собаками, убегайте от соседей и вздрагивайте от звуков далекого салюта.
Но знайте - собака не будет доверять неуверенному в себе человеку, как бы она его не любила. Если ее что-то напугает - она будет искать спасения самостоятельно, а если ей захочется приключений - вряд ли вы сможете ее остановить или уговорить своим примером.
Это касается абсолютно всего. Ведь даже мы, люди, готовы следовать за незнакомым, но уверенным в себе человеком в тревожной ситуации и делать то, что он говорит. А любая нервозность, намек на панику или неуверенность, стеснительность или непоследовательность - отталкивают. Вспомните визиты к врачам - кому вы доверитесь с большим спокойствием? Спокойному и доброжелательному или нервному и раздражительному?
Вот так же и ваш щенок - он будет подражать вашему поведению, но как только поймет, что вы не всегда владеете собой, он перестанет вас слушаться.
2. Показать щенку мир, в котором он будет жить.
Не забывайте, что детство щенка очень быстро заканчивается.
У вас есть всего несколько месяцев, а иногда и меньше, если вы взяли подрощенного щенка! Надо успеть показать ему мир так, чтобы он был безопасен, интересен и максимально богат новой информацией.
Это тот возраст, в котором без проблем и сложностей щенок привыкнет ко всему, что видит достаточно часто - машины, толпы людей, поездки на транспорте, звуки и вещи, запахи и ощущения.
В этом возрасте важно все - и стрижка когтей, и чистка ушей, и мытье лап. Все, что вам придется делать со взрослой собакой, все это надо показать щенку так, чтобы он этого не испугался - много лакомства и ласки, много похвалы и игры после любой процедуры.
Тоже самое касается улицы. Даже если у вас карантин после прививок - никто не мешает вам выносить щенка на улицу на руках. Пусть хотя бы с ваших рук он увидит мир прекрасным, безопасным и интересным - это поможет избежать в будущем множества проблем. А как закончился карантин - не ограничивайте себя прогулками по одному маршруту и приятным времяпровождением в любимом парке! Берите щенка с собой везде, где можете. Вам это не трудно, а щенку это очень важно.
А если щенок все-таки чего-то или кого-то испугался? Или если его испугали? Перечитайте еще раз первый пункт!
То, как вы поведете себя в такой непростой ситуации и покажет щенку - как к ней относиться. Испугаетесь за щенка и будете над ним причитать, садиться на корточки и успокаивать, хватать на руки и кричать - вы покажете щенку, что произошло что-то очень страшное и опасное, настолько страшное, что даже всесильный и всезнающий хозяин перепугался и не знает что делать.
Если для жизни и здоровья щенка нет опасности, это не значит, что опасности нет для его психики, поэтому как только вы убедились, что щенок цел и невредим - забудьте обо всем, кроме этого. Постарайтесь всеми силами убедить щенка, что все хорошо, что ничего не произошло - играйте с ним, весело разговаривайте, держите осанку и следите за своими движениями, чтобы они не выдавали вашу нервозность, продолжайте прогулку, словно все в порядке и ни в коем случае не жалейте щенка! Слова успокоения и ласка в этой ситуации только покажут щенку, что он все делает правильно, что бояться надо, что его за это хвалят.
3. Быть понимающим и ответственным владельцем собаки.
Запомните - щенок любит всех, и нет смысла испытывать раздражение из-за этого. Ведь он еще совсем дитя, которое тянется к любому, кто обратил на него внимание.
Будете оттаскивать его подальше от людей и собак, а то не дай бог еще и ругать за его любвеобильность - получите запуганную или злобную собаку. С точки зрения щенка - раз вы так себя ведете, значит либо надо всех боятся, либо все вокруг враги.
Придется вам самим следить за щенком и выбирать для него приятные знакомства. Пусть он общается с кем хочет, главное чтобы это было для него безопасно! Ваше дело - дать щенку возможность узнать и людей, и собак с хорошей стороны.
Но это не значит, что надо бежать знакомиться ко всем собакам - далеко не все из них будут рады вашему щенку, кто-то может напугать его, а кто-то и серьезно укусить. Собака может быть нездорова, после операции, больна чем-то заразным.
Да и люди - кто сказал, что они обязательно любят собак, даже если пока это просто очаровательный щенок?
Научитесь отвлекать щенка, когда он заметил человека или собаку, до того, как он попытался к ним рвануть!
Нервная система маленького щенка еще растет и она слишком несовершенна, она просто не может одновременно обрабатывать много информации, поэтому если щенок заинтересовался чем-то, он просто вас не слышит!
Надо успеть отвлечь его до того, как он принял решение куда-то бежать, тогда это будет иметь смысл. А вот если щенок побежал - ваше дело бежать за ним и следить, чтобы он не натворил бед и чтобы его никто не обидел, и лучше делать это молча, поскольку орать все равно смысла нет. Ведь вы не хотите научить щенка никак не реагировать на ваши вопли?
То же самое касается случаев, когда щенок убегает за собаками или не слышит хозяина, гоняясь за бабочками или играя в мячик - нет смысла сердиться, щенок не вредничает, он правда настолько увлекается чем-то, что не слышит вашего зова. Научитесь привлекать внимание щенка с помощью "ориентировочного торможения" сразу после команды подзыва (подробнее читайте в пункте 4). Главное - как только щенок отвлекся, вы должны стать для него сосредоточием всего самого приятного на свете, поэтому не просто зовите щенка, а зовите так радостно, звонко и весело, чтобы он не смог совладать с желанием подбежать к вам.
Никогда-никогда-никогда не наказывайте щенка, если он подбежал к вам после вашего зова! Как бы вы не злились, как бы не устали, как бы не были напуганы. Иначе щенок научится только одному - никогда не подходи к хозяину, если он зовет. Именно поэтому, когда щенок подбегает к вам - это должна быть самая счастливая минута в его жизни, даже если вы уже полчаса не можете его поймать))
4. Не давать проблеме вырасти вместе с собакой.
Щенок не всегда ведет себя так, как вам нравится. Если вы строгий хозяин, который боится за сохранность своих вещей и ремонта - это так же плохо, как если вы очень терпимый и любящий хозяин, которому не жалко пары проводов и любимых туфель. В первом случае вы запугаете щенка и лишитесь его доверия, во втором вы своими руками вырастите непослушного и наглого монстрика, который будет уверен, что ему можно вообще все. И когда вы начнете злиться на подросшую собаку - будет поздно, вы, опять таки, только подорвете ее доверие к вам.
Невозможно объяснить словами собаке, что это ВАШИ вещи. Ведь вы берете их в руки, они пахнут вами, а значит надо брать с вас пример!
Зубы всего лишь заменяют собакам руки. Вспомните, как ведут себя маленькие дети, как они стремятся играть во "взрослые вещи". Только щенок знает один способ игры - попробовать на зуб, и его зубы намного крепче пальцев маленького ребенка.
Отсюда и все разрушения.
Единственный адекватный способ объяснить щенку, что трогать определенные вещи нельзя никогда - это связать попытку "поиграть" в эти вещи с неприятными эмоциями у самого щенка. Это называется "свойство вещей" - одни вещи горячие, другие издают неприятные звуки, третьи колются, четвертые падают. А что делать, если щенок проявляет интерес к такой безобидной вещи, как ваша обувь? Или носки? Или провода? Ведь если вы начнете гоняться за щенком, прятать от него вещи, наказывать его за интерес к ним - вы скорее напугаете его или наоборот, еще больше заинтересуете. Запретный плод ведь так сладок!
Для того, чтобы щенку было самому неприятно грызть ваши вещи, используется способ, называемый "ориентировочное торможение". Долго объяснять терминологию, достаточно сказать, что это научное название сильного удивления, которое мы испытываем, когда что-то внезапно падает, раздается громкий необычный звук или что-то нас касается когда мы этого вообще не ожидаем и чем-то сильно увлечены. Мы полностью прерываем свою деятельность в такой ситуации, а иногда и забываем - а что собственно мы хотели сделать?
Это зависит от того, насколько мы успели приступить к какому-то занятию - если только собирались, то можем и вовсе забыть о нем. Также и с щенком - надо подкараулить щенка, когда он только собирается коснуться зубами дорогой вам вещи!
Можно использовать неожиданные резкие звуки (хлопок, свист, топанье ногой, звук падения книжки и т.д.), бросание рядом с щенком легких гремящих предметов (баночка с монетками, погремушка, несколько звеньев алюминиевой цепи, связка ключей). Главное, чтобы это не напугало щенка, а ошарашило! Если щенок слишком сильно впечатлился, отскочил в сторону, залаял - значит, вы немножко перестарались и надо использовать более тихий звук или менее гремящий предмет.
Главное в этом способе - не подать виду, что это были вы! То есть не надо никак предупреждать щенка - ни ругаться, ни разговаривать, ни звать. Просто хлопнули в ладоши или кинули баночку и смотрите краем глаза за реакцией щенка. Если щенок смотрит на вас, подбежал к вам - приласкайте его, позовите играть, отвлеките чем-то от произошедшего. И смотрите на то, как он поведет себя дальше! Обычно щенок обязательно проверяет свойство предмета - а случайно это все произошло или нет? Так что будьте готовы повторить!
5. Не наказывать, а обучать.
Зубы щенка - это его руки. Он играет ими, ими же он изучает мир. Удивительно ли, что щенок так любит кусаться?
Щенки очень много времени в этом возрасте проводят в контактных играх - так они учатся общаться, правильно играть, тренируются в приемах и развивают ловкость и силу.
Когда мы берем щенка в дом - ему безумно не хватает этого, и он переключается на нас. Но мы не в состоянии дать щенку столько общения, сколько ему требуется, поэтому он всегда ОЧЕНЬ хочет играть и кусаться, а значит, делает это с особым усердием, впадая порой в раж.
Многие жалуются на кусачих щенков и даже обижаются на них, стараются сократить такие игры и делают этим только хуже. Советы переключать щенка на игрушки иногда помогают - но далеко не всегда, ведь никакая игрушка не может щенка ничему научить, как научили бы другие собаки и как может научить хозяин.
А еще мы постоянно забываем, что анатомия собаки отличается от нашей, и то, что причиняет острую боль нам - для щенка может быть приятной лаской. Как пример - попробуйте собрать в кулак кожу на собственной шее. А ведь собаки так это любят - для них это приятный массаж, игра и ласка в одном флаконе. Неудивительно, что щенки впиваются в наши руки со всей силой своих маленьких челюстей, даже не догадываясь, что наша кожа плотно прилегает к мышцам и не обладает ни защитой шерсти, ни такой прочностью, как у собак.
Что же делать, если щенок кусает вам руки? Запрещать? Наказывать? Менять руки на игрушки? Прекращать игру?
Я всегда стараюсь обращаться к природе, к тому, как это устроено у нее.
А при общении щенков друг с другом сигналом о том, что один щенок делает другому больно служит то самое "ориентировочное торможение" в виде оглушительного визга. Это действует безотказно, главное не ждать, когда щенок войдет в раж. Не надо терпеть боль - просто вскрикните на очень высоких тонах, как только почувствуете, что щенок слегка зацепил вас зубами или слишком сильно сдавил руку. А как только щенок ошарашенно отскочит или замрет - снова предложите ему поиграть. Это очень важно - чтобы щенок не боялся вас, чтобы он связал необычный звук не с вами, а со своим поведением. Дословно: "Это не мама так устроена, что когда ее кусаешь - она издает неприятные звуки, это я вызываю эти звуки из мамы, если кусаю ее сильнее обычного"!
Многие вообще запрещают щенку играть в контактные игры и касаться зубами рук - но это неправильно!
Ведь собаке очень важно лизать нас, чувствовать вкус нашей кожи, знать, что мы ей доверяем и что она может доверять нам, ведь именно с помощью рта собака улавливает частицы нашего запаха, который отличается от любого другого, узнает нас, запоминает нас и закрепляет свою к нам привязанность. Вспомните, как матери хочется постоянно целовать своего ребенка, как возлюбленные целуют друг друга, как нам нравится чувствовать на губах запах и вкус кожи любимого человека - именно так закрепляется симпатия, так привязанность становится еще глубже. Неужели вы хотите лишить вашу собаку этого и сами лишиться любви своей собаки?
Поэтому так важно с самого начала показать щенку ту грань, где вам неприятно прикосновение его зубов, и играть, играть, играть с ним столько, сколько в ваших и его силах, не боясь, что в будущем ваш пес случайно или намерено причинит вам боль.
Если же вы будете замечать, что щенок все равно почему-то вас избегает, рекомендуем приобрести наш вебинар «Собака-параноик» из курса «Найди ключ к своей собаке» https://petcorrect.ru/webinar-sobaka-paranoik В этом вебинаре как раз речь идет о том, как восстановить пошатнувшееся доверие собаки и стать для нее самым любимым и понятным на свете человеком.
Желаем вам успехов в воспитании щенка и верим, что у вас все получится!
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалисты по дрессировке и коррекции поведения собак
Стаж работы специалистов 5–19 лет, специализация: коррекция поведения собак и кошек, прикладная дрессировка собак, обучение владельцев собак.
«Собачье Дело» — это дружная команда специалистов в области коррекции поведения домашних животных. Каждый месяц мы помогаем 90 собакам и их хозяевам в Москве, России и по всему миру.
Наше дело жизни — научить людей и собак понимать друг друга.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака при виде других собак становится агрессивной. Что делать?
Здравствуйте! Собака при виде других собак становится агрессивной, рычит, очень редко ладит с собаками. Что делать?
Воспитание собаки
Прибилась, взяли себе, живет в доме. Добрейшая, очень ласковая. Хочется как-то научить элементарным командам. Посоветуйте как.
Доберман (2 месяца) плохое поведение
Щенку 2 месяца, все было хорошо в его поведении. Но практически всю текущую неделю у него появилась привычка скулить, требовать, лаять. Это мой первый опыт с собакой. Если он плохо…