Семья, школа или Маленький принц? Как научить детей ответственно относиться к животным

24 июня 2019

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был лучше него самого и жил в лучшем мире. Воспитание ответственного отношения к животным помогает этому желанию осуществиться. Как объяснить малышу смысл фразы героя Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили»? Как научить ребенка быть внимательнее к миру природы, если дома есть питомец и даже если его нет?

Про эмпатию

Источник: Неизвестный источник

Способность человека к сопереживанию и состраданию называется эмпатией. Эмпатия — одна из составляющих эмоционального интеллекта, без которой сложно взаимодействовать с людьми в социуме: в школе, на работе, в семье.

Эмпатия связана с умением поставить себя на место другого живого существа. Эмпатичный человек понимает, что другие устроены так же, как и он сам. Их чувства и потребности похожи: все могут испытывать голод, страх, боль, чувство одиночества и т.д.

Эмпатия является необходимым этапом психологической зрелости.

Возрастная психология утверждает, что в среднем умение сопереживать формируется у детей к семи годам. К этому возрасту у ребенка накапливается достаточное количество знаний и опыта, чтобы понимать: потребности есть не у него одного. Животному нужны вода и пища, сон и отдых, собственное пространство и внимание. По сути, это классическое правило — «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Про ответственность и баланс

Источник: Неизвестный источник

Для воспитания правильного отношения к животным (и к себе подобным) одной эмпатии недостаточно: необходимо прививать ребенку ответственность. Пример: если малыш случайно наступит кошке на хвост и особенно если она взвизгнет, с определенного возраста и накопленного опыта он сможет понять, что сделал больно и пожалеть ее: это проявление сочувствия. Если он впредь будет внимательнее и стараться не причинять боль – то уже более сложная связь: проявление ответственности.

Сформировать здоровую ответственность без эмпатии невозможно: получится навязанное болезненное долженствование. Еще один пример. Ребенок знает об обязанности гулять с собакой два раза в день, но при этом у него нет понимания, почему питомцу необходимо выходить на улицу, он не испытывает к нему сочувствия. Таким образом, прогулка из возможной радости общения с другом превращается в тяжелую повинность.

Источник: Неизвестный источник

Эмпатию и ответственность важно сочетать с реальными возможностями — этому надо учить. Невозможно обеспечить домом всех уличных кошек и собак, но можно в перспективе сократить количество брошенных и никому не нужных животных. В соответствии с возрастом ребенка и его личной готовностью воспринимать определенную информацию надо разбирать важные темы:

  • причины, по которым животные становятся бездомными. В первую очередь это нежелание решать психологические и физиологические особенности и проблемы питомца и нецивилизованное отношение к стерилизации животных и т.п.;
  • посильная помощь, то есть «что я могу сделать, чтобы животные не страдали», «как я могу помочь в конкретной ситуации» и т.п.;
  • неправильная или неэффективная помощь животным (например, приманить едой к дому и бросить);
  • забота о здоровье питомцев (прививки и т.п.);
  • сохранение собственного здоровья при контактах с животными (правила безопасности);
  • деятельность фондов и приютов для животных (не в общем и целом, а на конкретных примерах).

Про воспитание

Источник: Неизвестный источник

Где ребенок учится сочувствию и ответственности?

В семье

Дети все повторяют за взрослыми, поэтому родительский пример ответственного отношения (причем не только к животным) важен. Указания типа «выведи собаку, ты же просил ее купить» и «почисти лоток, ты же сам притащил котенка» неэффективны, если ребенок каждый день становится свидетелем увиливания родителей от их ответственности. Важно помнить, что дети отлично сопоставляют и систематизируют факты: в этой системе нежелание убрать за питомцем ничем не отличается от нежелания идти на родительское собрание, мыть посуду или выносить ведро. Только работая над собой и своими зонами ответственности, можно подавать правильный пример.

Источник: Неизвестный источник

Ребенок не может быть моментально готов к свалившейся на него ответственности за питомца, даже если сам его просил и завел. Помогут только совместные действия без принуждения и с постепенным увеличением доли участия в них ребенка. Чем младше малыш, тем важнее превратить процесс ухода в игру.

Неправильно изолировать детей от кошек и собак из страха, что малыш начнет просить завести своего питомца. Общение с животными — важная часть развития ребенка. Если в семье нет домашнего животного и нет возможности его завести, посещайте с ребенком приюты открытого типа, центры реабилитации питомцев или благотворительные и образовательные мероприятия, в которых участвуют животные. Полезным будет взять животное из приюта под опеку и приезжать к нему в гости или оформить ежемесячное пожертвование для котиков или собачек и объяснить ребенку, что ваша помощь обеспечит кормом одно животное на столько-то дней, что на нее можно купить лекарство и т.д.

В школе
Источник: Неизвестный источник

Основы воспитания ответственного отношения к животным необходимо заложить в детей как можно раньше — еще в начальных классах. Сегодня в школах уже можно найти программы, которые учат детей заботе о питомцах. Например, в 2017 году в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования при поддержке бренда PURINA® была разработана школьная образовательная программа «Мы — твои друзья». Программа направлена на формирование ответственного отношения к домашним животным у детей в возрасте 8-11 лет. Уроки по этой программе проводятся в рамках секций дополнительного образования и классных часов в школах. Курс рассчитан на 36 часов. Во время уроков дети узнают, как правильно ухаживать за четвероногими друзьями, учатся лучше понимать их особенности и потребности.

Программа «Мы — твои друзья» успешно реализуется в российских школах, а обучение по ней уже прошли 157 000 детей в 23 регионах России. Материалы (рабочие тетради, методическое пособие, обучающие видео и презентации) доступны на сайте, ими могут пользоваться не только учителя, но и дети с родителями.

Через искусство
Источник: Неизвестный источник

Подробно о пяти книгах, которые влюбляют в домашних животных и помогают стать более ответственными по отношению к ним, мы рассказывали в этой статье. У каждого родителя найдутся свои любимые произведения и авторы — Даррелл, Киплинг, Куприн, Чехов, Саша Черный... И Джоан Роулинг — у кого, как не у Хагрида из «Гарри Поттера» учиться доброму ответственному отношению к питомцам? В полезных для воспитания книгах нет идеальной картинки: животные могут попасть в беду, но тем важнее пережить это с героями книги, прежде чем столкнуться в жизни.

Фильмы, сериалы и даже правильно подобранные познавательные компьютерные игры тоже очень важны. В школьную программу «Мы — твои друзья», например, входит тема «Знакомство с анималистическими произведениями в различных жанрах искусства».

Читать книги и смотреть фильмы вместе с ребенком. Делайте это постепенно, без принуждения и грубого акцентирования внимания на теме. Вручить ребенку книжку «Белый пудель» и назидательно сказать: «Читай и никогда не обижай собак» — неэффективно. Прочитать рассказ вместе, посочувствовать животному, поразмышлять, почему в мире существует зло и как ему противостоять — часть воспитания ответственного человека.