Совместно нажитое усатое и хвостатое имущество
Даша узнала, что у Романа уже год отношения на стороне на девятом году брака, дочери было четыре, а собаке – сеттеру Барту – два года.
В молодости супруги мечтали о сеттере – тема постоянно возникала. Собаку завели сразу, как появилась возможность.
«Барт стал общим домашним любимцем. Муж много работал в офисе, а я работала дома, занималась хозяйством и ребенком, поэтому собака была больше привязана ко мне. Подав на развод, муж сказал, что отнимет у меня все, включая ребенка и... собаку – под предлогом, что я «не работаю» (я не работаю в офисе, но пеку на заказ и сейчас из этого вырос бизнес). Суд оставил дочь со мной, а о том, что можно определить право собственности собаки по суду, я не знала. В итоге Барт жил у мужа год – с ним гуляла раз в день домработница. Сеттер – это охотничья порода, такой собаке нужна физическая нагрузка. Я умоляла отдать Барта мне, но Рома отказывался. Общие знакомые говорили, что бывший муж тяготится собакой, а его новая жена вообще против питомца. В итоге Рома привез мне очень худого Барта и с наполовину вылезшей шерстью. Курс лечения, нормальное питание, а главное – любовь – вернули нам прежнего Барта. Я не знала, что могла побороться за собаку в суде: по закону питомец был «совместно нажитым имуществом», но у меня были свидетели, которые могли подтвердить, что собакой занималась я, и дочь обожала Барта, и очень страдала в разлуке с ним», – рассказывает Даша.
Комментирует юрист и сооснователь котокафе Александра Губанкова:
В соответствии со ст. 137 Гражданского Кодекса РФ к животным применяются общие правила об имуществе. Это означает, что распоряжаться и владеть им может только документально подтвержденный хозяин.
В Российской Федерации участились случаи, когда суд вынужден принимать решение, с кем из супругов останется животное после развода. Так как к животному применимы нормы ГК об имуществе, суд принимает во внимание, было ли животное приобретено в браке или до брака (в таком случае оно остается у владельца, купившего животное до брака), с кем проживало животное при раздельном проживании супругов, когда брак уже распадался, кто тратил больше денежных средств и времени на уход за животным. Речь может идти даже об эмоциональной привязанности животного, и совершенно точно учитывается то, с кем остаются несовершеннолетние дети, привязанные к животному.
Совместно нажитая... дворняга
Марат подарил жене Оле на день рождения щенка, которого взял из приюта. Собаку назвали Ладой. Приют получал счастливые фотоотчеты, а Оля даже вела «собачий» профиль в соцсетях. Через год Марат ушел к другой, а собака стала напоминанием о предательстве мужа. Оля попросила Марата взять Ладу к себе, тот отказался: это не его собака. Тогда женщина написала в приют, и Ладу забрали волонтеры – в договоре о передаче животного под опеку был пункт, предусматривающий отказ.
«Мне было очень плохо и казалось, что муж ушел из-за того, что я столько времени уделяла собаке. Потом я поняла, что ошибалась: у нас давно были проблемы. Мне посоветовали обратиться к психологу, мы занимались с ним несколько месяцев, я смогла проработать свое горе. После трех или четырех занятий я забрала Ладушку домой, причем психолог не подталкивал меня, за что я очень признательна. Хорошо, что собака жила на домашней передержке, и ее не посадили в клетку. Безусловно, я виновата перед Ладой: принимая "подарок", я не понимала, какая это ответственность. Я ей очень благодарна – за прощение и за то, что она меня научила настоящей любви. Я очень повзрослела после этой истории», – говорит Оля.
Могу сказать всем парам, которые заводят питомца: сначала ответьте себе честно на вопрос, все ли хорошо в ваших отношениях.
Комментирует Елена Лыкина, психолог, системный семейный терапевт
Семья – это социальная система, которая развивается по своим законам, и все члены, в том числе и животные, являются ее элементами. Как элемент семейной системы, домашнее животное выполняет определенные функции. Самая частая из них – замещающая. Питомцы иногда замещают не только детей, но и других членов семьи. Например, частые командировки мужа могут привести к тому, что жена «заведет» животное, которое немного возместит ей взаимодействие с близким человеком.
Еще одна функция питомца в семейной системе – триангуляция (от англ. triangle — треугольник), т.е. вовлечение в эмоциональное взаимодействие между двумя людьми кого-то третьего для успокоения, понижения тревоги.
Питомцев чаще всего заводят на тех стадиях жизненного цикла семьи, когда напряжение в системе очень высокое: сразу после свадьбы, после рождения ребенка, когда ребенку исполняется 3 года или 7, 9, 13 лет. В эти периоды члены семьи испытывают новые переживания и нуждаются в снятии стресса, и питомцы оказывают такую «психотерапевтическую» поддержку.
Прежде чем завести домашнее животное, надо подумать, зачем на самом деле это нужно вашей семейной системе. Потому что влияние питомца на нее может быть как функциональным, так и дисфункциональным. Важно честно посмотреть «в глаза» вашим отношениям и разобраться в них, вместо того чтобы при помощи домашнего животного временно сглаживать «острые углы». Рано или поздно эти проблемы «догоняют», и приводят к разводу. А домашние животные, как выполнившие свою функцию, становятся либо не нужны, либо объектом мести.
Зоя и Валерий прожили двадцать лет и развелись, когда дочь поступила в институт и переехала в другой город. Жена занималась бизнесом, муж – наукой. Наука денег не приносила, что стало причиной конфликта. Зоя постановила: их пес, метис алабая Ньютон, остается с ней, т.к. он привык к хорошим условиям, которые муж не сможет ему обеспечить. Валерий был в шоке: он нашел Ньютона, сбитого машиной, вылечил-выходил, занимался с ним у кинолога и привязался к собаке всем сердцем.
Аргументы Зои были железные: муж съезжает в квартиру, а собака остается с ней в доме, так как его надо охранять. Валерий приходил к Ньютону каждый день, гулял с ним и видел, что тот тоскует, но большой собаке действительно было бы плохо в квартире. «Юрист посоветовал мне переехать в дом и попробовать заявить о правах на собаку в суде. Но я не был уверен, что смогу доказать права на нее. В итоге мы договорились с Зоей, и пес сейчас со мной в моем доме. Конечно, надо всеми силами пытаться договариваться, оставаться людьми и думать об интересах животных так же, как думаем об интересах детей».
Комментирует юрист и сооснователь котокафе Александра Губанкова:
В Гражданском кодексе есть статьи 230-232 про безнадзорных животных. С ними все сложнее. Если владелец, купивший породистое животное в питомнике, может доказать свое право собственности документами (ветеринарный паспорт, договор купли-продажи, метрика, родословная), то право собственности на бездомное животное, найденное на улице, доказать непросто.
В соответствии с Гражданским кодексом, если вы нашли животное, вы обязаны возвратить его собственнику, а если собственник неизвестен, то не позднее трех дней с момента обнаружения животного надо заявить о нем в полицию или в орган местного самоуправления.
И если в течение полугода с момента подачи заявления собственник не находится, вы официально получаете права на животное, которые потом можно отстаивать в суде. На практике полиция, конечно, не заинтересована в том, чтобы искать прежнего владельца, и вряд ли будет это делать, но стать хозяином дворняги – с точки зрения закона – можно именно так: уведомив власти и через полгода вступив в права собственности.
Совместно найденное «имущество»
Катя и Макс привезли Боцмана с дачи – нашли выброшенного котенка в чистом поле. Инициатором «укотовления» была Катя. В городе Катя пропадала на работе и учебе, занялась живописью, а потом и вовсе решила перебраться жить в мастерскую. Пара, прожившая вместе почти три года, распалась. Макс спросил Катю, не хочет ли она взять Боцмана, но девушка предложила ему пристроить подросшего котика в добрые руки. «Мы жили вместе, но было видно, что много увлекает Катю больше, чем наше совместное будущее. В такой неопределенной ситуации нельзя заводить ни детей, ни животных – нам надо было сразу пристраивать котенка. А если уж заводишь, понимать, что это твоя ответственность. Пришлось мне "стать ему родной матерью"», – рассказывает Макс.
Комментирует юрист и сооснователь котокафе Александра Губанкова:
В котокафе мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда семья распалась, а кошки остались никому не нужными, и в результате попали к нам. Поэтому, когда мы пристраиваем кошек, всегда обращаем внимание на то, есть ли общая заинтересованность в животном, съемная ли квартира. Про штамп в паспорте не спрашиваем, но понимаем тех волонтеров, которые это делают. Кстати, бывают обратные ситуации: после развода или расставания человек в стрессе заводит животное, а потом в новых отношениях питомец оказывается ненужным или содержать его конкретно с этим партнером невозможно – например, из-за аллергии. Решение взять в дом животное должно быть очень взвешенным.