Китайская собака чунцин, или махугоу, или китайский бульдог
На происхождение одной из древнейших аборигенных пород собак предположительно в III веке до нашей эры в провинции Чунцин (времена династии Хань) указывают археологические источники. В 2000 году на раскопанном кладбище начала III столетия до нашей эры были обнаружены керамические статуэтки, изображающие похожих собак. Специальной селекции, скорее всего, не было, но в силу труднодоступности местности, на которой обитали собаки, порода развивалась в изоляции, поэтому естественный отбор сыграл в ее становлении большую роль. Вот почему среди махугоу очень много собак-долгожителей. Представителей породы использовали как для охраны жилищ, так и для охоты. А сейчас это универсальный охранник и прекрасный компаньон: умный, легко обучаемый, обожающий детей.
Особенность этих собак — очень короткая жесткая шерсть. Некоторые из них вообще или почти бесшерстны, поэтому не могут содержаться в уличных условиях. Порода не признана международными кинологическими ассоциациями и считается очень редкой: в Китае всего несколько тысяч ее представителей, во всем мире — лишь несколько питомников.
Представители этой древней декоративной породы были вывезены из Китая и впервые попали во Францию, а потом в Нидерланды в XVI веке. Диковинные маленькие собаки с рисунком из морщин на лбу, считавшимся в Китае проступающим иероглифом и императорским знаком, пришлись по душе правителям Нидерландов — герцогам Оранским — и стали незаменимыми спутниками представителей этой династии. В конце XVII века ставший королем Англии Вильгельм III Оранский и его супруга привезли мопсов на Британские острова, где эти собаки стали довольно распространены.
Второй пик популярности породы пришелся на викторианскую эпоху — конец XIX века — и начался с приказа известной своей любовью к собакам королевы Виктории раздобыть ей мопса. Интерес монархини дал породе вторую жизнь: в Англии был создан первый породный клуб, и с тех пор популярность мопсов прерывалась только войнами.
Мопс — прекрасный компаньон, уравновешенная и дружелюбная собака, представителям которой требуется несложный постоянный уход: кожные складки на мордах собак с развитием породы стали еще более глубокими и нуждаются в регулярном очищении. Кроме того, как у всех собак-брахицефалов (так называют собак с укороченной приплюснутой мордой), у мопсов иногда бывают специфические проблемы со здоровьем: разрастание мягкого неба и сужение ноздрей, препятствующие нормальному дыханию (брахицефалический синдром).
Бесшерстные собаки с древних времен известны и в Африке, и в Южной и Латинской Америке, но распространение представителей этой породы по миру началось из Китая: археологические источники времен династии Хань показывают, что похожие собаки были в собственности этих правителей.
В Китае их разводили как хранителей сокровищ дома (больше символических охранников, чем реальных) и как охотничьих собак – для этой линии отбирали наиболее рослых щенков.
У китайской хохлатой собаки имеются две разновидности – голая (бесшерстная, с хохолком, спускающимся вниз по шее, «носочками», покрывающими пальцы, и плюмажем на хвосте) и паудер-паф (пуховая – полностью покрытая длинной мягкой шерстью). Согласно современному стандарту, китайская хохлатая – «маленькая, активная и изящная собака со средним и тонким костяком». При этом есть два типа экстерьера: олений – изящный, тонкокостный; а также кобби – более коренастый.
Шарпеи, как и чау-чау — от которых, по одной из версий, они и происходят, — относятся к 14 древнейшим породам, насчитывающим несколько тысячелетий и наиболее близким к волку по ДНК.
Глубокие складки на коже головы и плечах, «гиппопотамообразная» морда, сине-черный язык делают шарпеев незабываемыми: однажды пообщавшись с такой собакой, еще долго находишься под впечатлением.
Сегодня шарпей — собака средних размеров, но в древнем и средневековом Китае представители породы были значительно крупнее и использовались для охраны, охоты на крупного зверя и даже в качестве бойцовых собак, потому что они защищены от серьезных травм излишками кожи и жесткой шерстью. Однако характер шарпеев совершенно не бойцовский: по натуре они спокойные и уравновешенные, поэтому от практики использования их в качестве бойцов постепенно отказались.
В XX веке шарпеи были на грани исчезновения — как и многие китайские породы, потому что правящий режим в КНР не приветствовал содержание дома собак, обременив их владельцев гигантскими налогами, а потом и вовсе приравняв содержание собак к преступлениям.
В 1940–1970-е спасением породы занимались энтузиасты из Тайваня, Гонконга и позже — США. И из самой редкой породы мира (по версии Книги рекордов Гиннесса 1978 года) она стала одной из наиболее узнаваемых и достаточно популярных.
Современные шарпеи спокойны и независимы, но в то же время преданы семье и недоверчивы к посторонним. Особенность породы — глубоко посаженные глаза — не дает шарпеям полного обзора, и это нужно учитывать владельцам: эти собаки часто пугаются резких движений и не всегда видят помехи справа и слева.
Если данные о происхождении и выведении многих китайских пород собак утеряны, то с чау-чау все более или менее ясно: заводчиками «собак-львов» были тибетские монахи. Они обменивались щенками и вели записи о селекции, поддерживая эту древнюю породу в рабочем состоянии: собак использовали и как сторожей, и как охотников.
Современные чау-чау существенно отличаются от тибетских предков, так как являются во многом плодом британской селекции ХХ века. Однако генетическое исследование подтвердило и древность породы (минимум 3000 лет), и ее близкое родство с волком.
Чау-чау очень верны семье и дому, своя территория воспринимается ими как объект усиленной охраны. Но по характеру это собаки-кошки: достаточно независимы, с огромным чувством собственного достоинства — они могут казаться отчужденными, предпочитая сохранять дистанцию.
Сейчас чау-чау — сторожа, декоративные собаки и компаньоны. Кстати, они вполне приспособлены для жизни в квартирах, потому что активность у них средняя и ниже среднего. Это не значит, что им не нужны длительные прогулки, но дома они ведут себя спокойно и предпочитают лежать и созерцать происходящее.
В Китае их называют «собачками Фу», а во всем мире знают как пекинесов (от названия современной столицы Китая), или собак китайских императоров. На протяжении многих столетий маленькие собачки были собственностью семей правящих династий, жили во дворцах и не продавались (их можно было только получить в дар в знак особой милости, а укравшего такую собаку ждала смертная казнь). Зачем же тогда их крали? Согласно легенде, собачки Фу — плод любви льва и обезьяны (отсюда горделивый нрав, роскошная стать и смешное выражение мордочки), духи-охранники дома. В Европу пекинесы попали в качестве трофеев: пять собачек из Летнего дворца в Пекине были захвачены англичанами.
У современных пекинесов тоже можно заметить царственные замашки: например, без внимания у них моментально портится характер, а их величественная гордая походка и шикарная грива — отличительные признаки породы.