Карина Алексанян, волонтер приюта «Муркоша»
У меня была чудесная кошечка по имени Катя. Я видела, как она нас любит, — и я задумалась, что не всем кошкам, наверное, повезло так же, как ей. Я начала помогать, потому что все животные замечательные и многим из них нужна помощь.
В интернете я наткнулась на пост приюта «Муркоша» с историей спасения и пристройства кошки по имени Воробушек, которую из-за болезни бросили хозяева. Я прочитала о приюте больше — и в конце концов приехала к ним как волонтер.
Как можно помогать? Чистить клетки, играть с кошками и помогать им социализироваться. Сначала я убирала клетки (до сих пор иногда это делаю), гладила котиков, играла с ними. Сейчас я помогаю в оформлении группы «Счастливчики “Муркоши”», в постах которой выкладывают «приветы из дома». Это самая позитивная часть работы.
В прошлом году мы спасли котенка по имени Колобок. Его нашли летом у подъезда, ему не было и месяца — и мы не знали, сможем ли его выходить. Приложили неимоверные усилия... и он выжил. Это произвело на меня тяжелое впечатление, но потом пришло огромное счастье, когда малыш обрел семью. Любая, даже самая жуткая, история заканчивается хорошо.
Первый визит в приют меня расстроил — я поняла, насколько велика проблема бездомных животных и безответственного отношения к ним.
Мне искренне жаль, что не все люди понимают, почему нужна стерилизация и почему нельзя отпускать кошку на самовыгул: домашняя кошка погибает на улице в течение года, а бездомная — родившаяся на улице — живет в среднем три года. Но не может не радовать, что все-таки постепенно люди проникаются идеей ответственного отношения к животным.
Мой совет тем, кто хочет стать волонтером: не стесняйтесь, не переживайте, не бойтесь, даже если вы чего-то не знаете, вас всему научат. Важно, чтобы у вас не опускались руки.
Марина Каширская, вице-президент фонда «Лапа Дружбы» и волонтер Кожуховского муниципального приюта
Кажется, помогать животным я начала в 2006 году. Рядом с домом была стая собак, которую я регулярно кормила. Моя официальная волонтерская деятельность началась в 2011 году, с первого посещения приюта. Я — волонтер Кожуховского муниципального приюта, это один из самых крупных приютов Москвы: почти 3000 собак и около 290 кошек.
В приюте я оказалась случайно 23 февраля: наткнулась на пост о том, что собакам холодно и нужны теплые вещи, кинула клич по знакомым, собрала теплые свитера и приехала. Это был день, который до сих пор в моей памяти. Теперь я каждую неделю посещаю приют.
На волонтеров в приюте ложится выгул собак, социализация, пристройство, наблюдение за состоянием здоровья. Также волонтеры возят животных на выставки пристройства, проводят собеседования с потенциальными хозяевами и далее, если животные пристраиваются, курируют подопечных и семью.
Мой день в приюте проходит примерно так: сначала выгуливаю животных, которым нельзя быть на общем выгуле, на поводках, затем начинаются общие выгулы — на одной выгульной площадке находится до 50 собак. Они гуляют примерно полтора часа, я все это время нахожусь с ними. Таких выгулов в день — три. Самое большое счастье для собак в приюте — это общение с человеком.
Также на волонтеров ложится социализация «дичков». Если собака совсем не доверяет человеку, мы садимся к ней в вольер, чтобы она привыкала к голосу, интонациям, постепенно подкармливаем и носим на руках гулять.
Руки не опускаются, потому что некогда. В приюте некогда рефлексировать, если ты занят делом.
Наоборот, получаешь заряд положительных эмоций от животных, которым помогаешь. Меня очень расстраивает, если кто-то говорит, что это «просто животные». Для кого-то любая жизнь ценна, а для кого-то легко отказаться от нее.
Например, так случилось с собачкой по имени Пчелка. Мы думаем, что раньше она жила в семье с детьми, но ее бросили. Мы искали дом, старых хозяев, никакого результата. Сейчас она находится в приюте, ей 3 года — из них 2 она здесь. Это идеальная собака: добрая, общительная, ласковая к людям, детям, участвовала в фестивалях как собака-терапевт. Но почему-то она все еще не обрела дом.
Я не представляю свою жизнь без волонтерства, потому что невозможно взять и не приехать в приют. Общение с животными — огромный заряд позитивной энергии. Здесь другой мир, который заряжает и вдохновляет на то, чтобы продолжать помогать.
Яна Заикина, волонтер и кинолог приюта «Лесной»
Я начала помогать около 6 лет назад, потому что я люблю животных: у меня зоотехническое образование и я всегда хотела связать жизнь с животными.
Мой путь волонтера начался с участия в молодежном волонтерском движении «Звери помогают зверям»: подростки наряжались в пижамы в виде животных, ездили большими группами в приюты, занимались выгулом, ремонтом, социализацией, сбором материальной помощи. Во время одного из мероприятий я столкнулась с «Лесным приютом» и поняла, что здесь мне стоит остаться.
«Лесной приют» — это частный приют, который содержится на частные пожертвования и занимается отловом животных по программе ОСВВ. Я выбрала этот приют за его философию, которая про работу на качество, а не на количество. Все приютские собаки социализированы, накормлены, здоровы, живут в тепле. Мы очень много времени уделяем подбору собаке и кошке человека. Долго прослеживаем, как чувствует животное в новом доме.
Я администратор в приюте: встречаю гостей, помогаю делать им какие-то добрые дела, например выгулять собаку, социализировать кошку. Также помогаю людям определяться с выбором питомца: в этом плане я достаточно жесткий человек, стараюсь максимально собеседовать людей, потому что ценю каждое животное.
У меня есть любимчики. Собака Саза, сейчас ей около 13 лет, обожает обниматься, аккуратно ходит с детками на поводке, степенная, выдержанная, любвеобильная старушка. Также есть абсолютно невероятный дедуля, его зовут Георгий — он любит, если к нему обращаются: «Гошенька». Он очень «серьезный человек», «старый солдат» и джентльмен. Я надеюсь, что все-таки появятся хозяева, которые оценят и Гошеньку, и Сазу.
Сострадание к животным — это палка о двух концах: с одной стороны, ты пришел, потому что хочешь сделать что-то лучше, стараешься, а с другой стороны — сталкиваешься со сложной реальностью и брошенными животными, начинаешь загоняться в депрессию.
Сильные потрясения бывают только поначалу, потом начинаешь привыкать к людской жестокости и заставляешь себя работать дальше, потому что «кто, если не я».
Если вы хотите стать волонтером, становитесь! Ни в коем случае не отказывайтесь, не бойтесь сложностей, но будьте к ним готовы: к выбору, риску и негативу.
Мне в кайф быть волонтером, нравится видеть результаты своей работы — я получаю письма счастья, фотки и видео от уже домашних выпускников приюта. Это самые невероятные чувства!
Обрести дом животным из приюта помогают не только волонтеры, но и крупные компании. Бренд PURINA® принимает участие в реализации целого ряда программ, которые способствуют пристройству домашних животных из приютов в любящие семьи. С помощью сервиса «Друг для друга» более 600 кошек и собак уже нашли свои семьи. Узнать больше о проекте и, возможно, найти пушистого друга можно здесь.