анонимнопитомец: собака русский охотничий спаниель, 4 месяца
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Начну с главного: это совершенно нормальное поведение щенка.
Маленький щенок бОльшую часть времени спит, поэтому от него меньше хлопот. Но, по мере взросления (а щенки растут стремительно) и адаптации к новым условиям среды, щенок становится значительно более активным, отсюда и возникают ситуации с кусачими играми. Щенок начинает дальше уходить от своей лежанки, и больше времени проводить вдалеке от пеленок, а поэтому возникают проблемы и с пеленками, точнее с писанием мимо пеленок.
Щенок совершенно точно не понимает значения произносимых вами слов, можно даже не пытаться Фукать и НЕЛЬЗЯкать, это не даст никакого результата. Потому что для результата нужно соответствующее обучение, а щенок еще слишком мал для такого обучения и, тем более, для того чтобы получить от этого обучения какие бы то ни было результаты.
Не нужно учить щенка запрещающим командам. Щенка просто нужно учить вести себя правильно, так, как было бы для вас приемлемо или даже желательно. И это основной и самый правильный путь в обучении маленького щенка, который точно даст вам результат со временем, и результат этот будет стойким. В качестве «учебника» рекомендую вам книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как у вас появился щенок.
Теперь немного конкретики.
Щенок в раннем возрасте привыкает к субстрату для туалетных дел. То есть это привыкание произошло еще до того, как щенок переехал жить к вам. Можно поинтересоваться у заводчика, что использовалось в качестве субстрата. Это не обязательно пеленки. Многие заводчики используют опилки, лотки с грунтом (торф, песок) или с травой, искусственной или настоящей. Самый простой путь — это организовать у себя дома точно такой же субстрат. Если же нет возможности связаться с заводчиком или организовать у себя дома лоток с опилками, то придется идти по пути приучения щенка к пеленке с нуля. В ответе вот на этот вопрос https://pets.mail.ru/consultation/99040-chihua-pisaet-vezde/ я писала об этом подробно.
И о кусаниях рук и прочих частей тела. В любом случае, приготовьтесь к тому, что щенок будет время от времени применять такой способ взаимодействия с вами примерно месяцев до 5. Для него это обычная игра. Он слишком рано уехал к вам от матери и однопометников, поэтому, ко всему прочему, у него еще и недостаточно опыта, что такая игра может быть кому-то неприятна. Он просто не успел этот опыт своевременно приобрести, общаясь с матерью и однопометниками, которые как раз легко и непринужденно могли бы на «своем» языке объяснить ему границы в таких играх. И тем не менее…
Игра для щенка — нормальное явление, как и вообще для любого маленького ребенка. Ему нужно много двигаться и активно взаимодействовать с окружающим миром. У него для этого, по сути, только один инструмент — рот и зубы. Щенок не в курсе, что его поведение доставляет вам боль или дискомфорт, ему важно и нужно играть, чем он и занимается.
Обычно такие игры происходят, когда щенок находится в состоянии сильного возбуждения. Увы, контролировать баланс состояний возбуждения и торможения маленькие щенки не умеют. Справедливости ради, даже не все взрослые собачки это умеют. Поэтому первое направление нашей работы — это как раз работа с состоянием собаки.
Что нужно для того, чтобы щенок не перевозбуждался?
1. Прогулки. Огромный окружающий мир очень сильно впечатляет маленькую собачку, поэтому собачка от обилия впечатлений и полученной новой информации элементарно устает. Даже если у вас еще не прошел прививочный карантин, выносите щенка на улицу, но сделайте так, чтобы он не общался с другими собачками и их испражнениями — это может быть источником инфекции. Хотя бы просто посидите с ним на лавочке или походите по улице, держа щенка на руках. Сейчас в жизни щенка происходит очень важный период — знакомства с социальными объектами и окружающей средой. Собачка учится самым простым способом: посмотрел — принял к сведению, что такой объект существует. Период этот полностью угасает к 5-6 месяцам. Все то, с чем щенок не успеет познакомиться в этом возрасте, надолго или даже навсегда останутся для него странными и непонятными, что может вызывать разные неприятные реакции, от страха и избегания до настоящей агрессии. Так что прогулками мы убиваем двух зайцев: знакомим его с социальными объектами и заодно утомляем. Уставший щенок — это, поверьте, прекрасно, ему не нужно кусаться, а нужно только отдыхать.
2. Режим. Вообще ритуалы, режим, все то, что происходит в определенной последовательности и с определенной регулярностью, очень важно для собак. Стабильность — это просто и понятно, поэтому проще контролировать все, что происходит и поэтому щенок может полноценно реализовывать одну из главных потребностей — потребность в безопасности. Стабильно = подконтрольно = безопасно. Уже только этот момент делает щенка более спокойным и уверенным в себе. Оптимально создать такой режим: прогулка — занятия дома — кормление — отдых. Щенок довольно быстро привыкнет к одному и тому же распорядку и сам будет его придерживаться. И вам тоже станет намного проще планировать какие-то свои дела.
3. Игры и занятия. С щенком обязательно нужно заниматься и играть. Занятия могут быть разнообразными: от изучения трюков и команд до поиска и развивающих игрушек. Но игры тоже обязательны. Используйте игрушки, которые вам удобно держать в руке, чтобы щенок тоже мог держать их зубами. Приучаем щенка играть игрушками, а не руками. Очень хорошо поставить игру под контроль сигнала: игра начинается после слова «играй». Каждый раз в начале игры используйте одно и то же слово, со временем оно вам много где пригодится, а щенок научится, что игра начинается по инициативе хозяина, а не когда ему самому вздумалось. Окончание игры тоже удобно маркировать каким-то словом. Например, сказали «всё» и убрали игрушку, сами встали и ушли от щенка. Только не оставляйте щенка в возбужденном состоянии после игры, это приведет снова к попыткам поиграть в ваши руки, ноги, тапочки и прочие неподходящие для игры предметы. Если малыш немного «закипел», предложите ему долгоиграющую погрызушку, конг или лизательный матик.
Правильно используйте подкрепление и наказание. Если щенок хватает зубами игрушку — мы играем. Если он начинает хватать руки — игра сразу прекращается. Если снова схватил игрушку — продолжаем играть.
4. Следите за вашим состоянием во время взаимодействия с щенком. Никто не отменял зеркальные нейроны. Если хозяин рассержен, напряжен, возбужден — щенок тоже будет возбуждаться. Поэтому ваше спокойствие = залог спокойствия и уравновешенности щенка.
Желаю успехов в воспитании вашего питомца!
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Тревожная собака
Добрый день. Собака, девочка, 10 лет. Собака всегда была очень привязана к нам хозяевам, но последнее время стала хуже вести себя одна дома. Я (хозяйка) почти всегда с ней дома,…
Агрессия собаки, кидается на людей
Собаку взяли щенком, было около двух месяцев, вроде помесь рассела и дворняги, но окрас черпачный. Собака живёт в доме, разбаловали собаку, он живёт в доме, спит на кресле, диване. Особо…
Агрессия на члена семьи
Доброй ночи. Вопрос вот в чем: взяли собаку из приюта (мальчик не кастрирован, 2 года), была беда бросили хозяева когда поняли что пёс не чистый стаф- терьер, а метис. Примерно…