Щенок кидается кусаться, на команду "нельзя" рычит и кидается сильнее

Здравствуйте! Щенок лабрадора, девочка, 2,5 месяца. Совершенно не воспринимает слово "нельзя", говоришь строгим тоном, забирая кусок оторванных обоев, она начинает лаять и прям кидается кусаться. Так же совершенно без причины может быть спокойной и тут, например, ее зовешь к себе, она начинает кидаться. Пытались разные способы, прижимать к полу за шкирку, говорить тоном спокойный и наоборот еще строже, бесполезно. Посоветуйте, пожалуйста, как быть, кусает до крови детей и родителей, и кстати не спит ночью.
Елена Горбачпитомец: собака лабрадор-ретривер, до 1 года
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте. В первую очередь хочу обратить внимание на то, что любые способы «воспитания» щенка, которые должны и/или могут вызвать у него негативные эмоции, никогда не приведут к положительному, ожидаемому вами, результату. Поэтому стратегию запретов, прижиманий к полу и трепаний за шкирку рекомендую сразу убрать из вашего взаимодействия со щенком. Максимум, чего можно добиться такими методами — это нарушение привязанности к вам и доверия, что в результате даст еще большие проблемы в поведении собаки в будущем, когда она будет уже не милым щеночком, а большой и тяжелой собакой. Это, поверьте, неприятно. Начнем с команд вообще, с того, как собака у нас реагирует на ту или иную команду, реагирует ли вообще и почему так происходит. В частности, о команде «нельзя». Реакция на команду — это фактически условный рефлекс. Даже не буду углубляться в теорию, потому что рефлексы бывают двух видов (классический и оперантный, он же инструментальный), суть в том, что это рефлекс. Для того, чтобы собака реагировала на какое-то конкретное слово, это слово должно быть для нее чем-то обусловлено, должно иметь определенное значение. Вспомним дедушку Павлова и его эксперименты с собаками. Собаке включали лампочку и потом (это важно) показывали миску с едой. Лампочка является нейтральным стимулом, ничего не значащим для собаки. Еда является безусловным стимулом, тем, реакция на который является врожденной, естественной. В ответ на предъявление миски у собаки начинала выделяться слюна, что является естественной реакцией. В дальнейшем собаке просто включали лампочку, а миску выдавали далеко не сразу, но на включение лампочки у собаки уже начинала выделяться слюна, потому что через некоторое количество повторений лампочка для собаки накрепко связалась с предъявлением миски и из нейтрального стимула стала условным, то есть значимым, имеющим определенное значение. Вот с командами должна происходить такая же история. Если мы хотим, чтобы собака понимала команду, мы должны ее чем-то обусловить. Если мы этого не сделали, сделали непонятным для щенка способом, то и реакции на вашу команду не будет никакой. По умолчанию собака значения человеческих слов не понимает. Кроме того, щенок еще слишком мал, чтобы в принципе усвоить полноценно какие бы то ни было команды. Если уж мы и хотим использовать запрещающие маркеры типа «нельзя», то их нужно использовать не в момент, когда щенок уже рвет или оторвал кусок обоев (действие совершается или совершено), а в момент его намерения это сделать. И сразу после маркера создать условия, при которых щенок точно не сможет совершить то, что собирался из тех действий, которые нам не нравятся. Например, преградить доступ к той стене, с которой щенок собирался оторвать обои. Любым способом, хоть руками, хоть поставить стул, не отталкивая, не отпихивая щенка, а только создавая жесткую преграду. Это довольно сложно технически. Поэтому намного проще идти совсем противоположным путем: поощрением того поведения щенка, которое вам нравится или является для вас допустимым. Это и сформирует надежную, безопасную привязанность, и доверие, и будет понятно щенку, и ни у одного из участников процесса не будет вызывать негативных эмоций, что тоже крайне важно. Итак, мы с вами вооружаемся лакомством, буквально наполняем им карманы всех домочадцев или же раскладываем кучки лакомства по всему дому там, где щенок самостоятельно не достанет. Только не забудьте при этом скорректировать обычную порцию еды малыша. И начинаем активно хвалить щенка за правильное поведение или даже ничегонеделание вообще! На самом деле такого поведения гораздо больше, чем неправильного. Все то, что вы считаете приемлемым, допустимым и желательным – заслуживает немедленной похвалы и выдачи лакомства. Ведь это только для вас очевидно, что когда собака лежит, сидит, просто ходит или просто играет в игрушки – это хорошо и правильно. Собака же этого НЕ знает. Но не могу не сказать также и о том, что описанное вами поведение щенка для него самого, с большой долей вероятности, является игрой. А также связано напрямую с состоянием сильного возбуждения, которое щенок еще не умеет контролировать, опять же, в силу возраста. Игра для щенка — нормальное явление, как и вообще для любого маленького ребенка. Ему нужно много двигаться и активно взаимодействовать с окружающим миром. У него для этого, по сути, только один инструмент — рот и зубы. Щенок не в курсе, что его поведение доставляет вам боль или дискомфорт, ему важно и нужно играть, чем он и занимается. Обычно такие игры происходят, когда щенок находится в состоянии сильного возбуждения. Увы, контролировать баланс состояний возбуждения и торможения маленькие щенки не умеют. Справедливости ради, даже не все взрослые собачки это умеют. Поэтому первое направление нашей работы — это как раз работа с состоянием собаки. Что нужно для того, чтобы щенок не перевозбуждался? 1. Прогулки. Огромный окружающий мир очень сильно впечатляет маленькую собачку, поэтому собачка от обилия впечатлений и полученной новой информации элементарно устает. Даже если у вас еще не прошел прививочный карантин, выносите щенка на улицу, но сделайте так, чтобы он не общался с другими собачками и их испражнениями — это может быть источником инфекции. Хотя бы просто посидите с ним на лавочке или походите по улице, держа щенка на руках. Сейчас в жизни щенка происходит очень важный период — знакомства с социальными объектами и окружающей средой. Собачка учится самым простым способом: посмотрел — принял к сведению, что такой объект существует. Период этот полностью угасает к 5-6 месяцам. Все то, с чем щенок не успеет познакомиться в этом возрасте, надолго или даже навсегда останутся для него странными и непонятными, что может вызывать разные неприятные реакции, от страха и избегания до настоящей агрессии. Так что прогулками мы убиваем двух зайцев: знакомим его с социальными объектами и заодно утомляем. Уставший щенок — это, поверьте, прекрасно, ему не нужно кусаться, а нужно только отдыхать. 2. Режим. Вообще ритуалы, режим, все то, что происходит в определенной последовательности и с определенной регулярностью, очень важно для собак. Стабильность — это просто и понятно, поэтому проще контролировать все, что происходит и поэтому щенок может полноценно реализовывать одну из главных потребностей — потребность в безопасности. Стабильно = подконтрольно = безопасно. Уже только этот момент делает щенка более спокойным и уверенным в себе. Оптимально создать такой режим: прогулка — занятия дома — кормление — отдых. Щенок довольно быстро привыкнет к одному и тому же распорядку и сам будет его придерживаться. И вам тоже станет намного проще планировать какие-то свои дела. 3. Игры и занятия. С щенком обязательно нужно заниматься и играть. Занятия могут быть разнообразными: от изучения трюков и команд до поиска и развивающих игрушек. Но игры тоже обязательны. Используйте игрушки, которые вам удобно держать в руке, чтобы щенок тоже мог держать их зубами. Приучаем щенка играть игрушками, а не руками. Очень хорошо поставить игру под контроль сигнала: игра начинается после слова «играй». Каждый раз в начале игры используйте одно и то же слово, со временем оно вам много где пригодится, а щенок научится, что игра начинается по инициативе хозяина, а не когда ему самому вздумалось. Окончание игры тоже удобно маркировать каким-то словом. Например, сказали «всё» и убрали игрушку, сами встали и ушли от щенка. Только не оставляйте щенка в возбужденном состоянии после игры, это приведет снова к попыткам поиграть в ваши руки, ноги, тапочки и прочие неподходящие для игры предметы. Если малыш немного «закипел», предложите ему долгоиграющую погрызушку, конг или лизательный матик. Правильно используйте подкрепление и наказание. Если щенок хватает зубами игрушку — мы играем. Если он начинает хватать руки — игра сразу прекращается. Если снова схватил игрушку — продолжаем играть. 4. Следите за вашим состоянием во время взаимодействия с щенком. Никто не отменял зеркальные нейроны. Если хозяин рассержен, напряжен, возбужден — щенок тоже будет возбуждаться. Поэтому ваше спокойствие = залог спокойствия и уравновешенности щенка. Наконец, в качестве учебного пособия, порекомендую вам книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как вы взяли щенка». Желаю успехов в воспитании вашего питомца!
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Собака грызет одежду
Здравствуйте! Мой американский кокер-спаниэль (1 год) постоянно ночью утаскивает одежду со стульев и кресел, где она висит на спинках и сгрызает. Раньше он грыз мою одежду, теперь у мужа. В…
Агрессия на собак
Собака, мальчик Йорк, 1,3г. Агрессирует на абсолютно всех собак, проходящих мимо, безудержно лает и рвется к ним. Несколько раз держала его на руках, но когда он видел рядом собак, то…
Джек-рассел проблемы с туалетом
Джек-рассел, мальчик, ровно 3 месяца. У заводчика был в не закрытом тканевом вольере, писал почти всегда мимо — иногда на пеленки. Забрали рано поэтому особо приучен не был. Держали в…
Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования