Tash Ladanпитомец: собака мальтезе, 1 год
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
В описанной вами ситуации основную причину проблемного поведения я вижу в неумении собаки держать себя в лапах, то есть недостаточно развитом самоконтроле. А также в отсутствии у щенка необходимых инструментов для удовлетворения собственных потребностей.
Для того, чтобы «починить» такую собачку, требуется комплексная работа, поэтому в идеале было бы поработать индивидуально со специалистом по коррекции поведения собак, который бы составил бы вам поэтапный план коррекции. И каждый следующий этап был бы основан на динамике в рамках предыдущего этапа. Но все же дам несколько рекомендаций, которые, вероятно, несколько улучшат картину поведения щенка.
1. Вырабатываем инструмент, с помощью которого собачка мог бы обратиться к вам с «вопросом» или за «разрешением.
Это будет взгляд в глаза.
Для начала выучим с собакой маркер «да». Он нужен нам для того, чтобы своевременно сказать собаке, что сейчас она сделала то, чего мы от нее ждали. ВАЖНО: стараемся говорить «ДА» всегда одинаковым голосом, похожим на восклицание – коротко, четко, нейтральным тоном.
Порядок действий:
• Готовим 5 кучек по 5 кусочков
• Кучка №1: говорим четко и коротко «ДА», кусочек кидается на пол недалеко от себя (или дается из рук), собака его съедает. Так 5 раз подряд по одному кусочку – каждый раз перед тем, как дать собаке кусочек, говорим «ДА»
• Кучка №2 через 5 минут так же
• Кучка №3 через 10 минут с паузами 3-5 секунд между кусочками
• Кучка №4 через полчаса с 10 секундными паузами между кусочками. Ждем, чтобы собака отвлеклась, отвернулась, прежде чем сказать ДА
• Кучка №5 через несколько часов с 1-2х минутными паузами между кусочками. Ждем, чтобы собака потеряла надежду и совсем отвлеклась от вас и лакомства.
Успешным обучением считается, если вы на следующий день дождались, когда собака будет спокойно лежать не глядя на вас, произнесли ДА и увидели яркий интерес собаки, поиск глазами кусочка или подбегание к вам. Не забывайте – каждое ДА должно быть подкреплено лакомством! Если сказали ДА – будьте добры покормить собаку))
Теперь, когда наша собака знает маркер, начинаем учить «глазки». Просто берем немного кусочков лакомства и подлавливаем взгляд в глаза. Даже короткий взгляд — это «да» и кусочек. Постепенно увеличиваем продолжительность взгляда.
Этим инструментом щенок сможет пользоваться тогда, когда хочет что-то получить. Не игнорируйте, поощряйте.
В описанной вами ситуации можно поощрять разрешением пойти поиграть с собаками. Например, видите собак на горизонте — не ждите истерики, из этого состояния собаке выключиться уже невозможно, она ничего не видит, не слышит, не понимает и не запоминает. Выдержите определенную дистанцию, дождитесь взгляда в глаза и отпустите. Если, разумеется, с собаками, которых вы встретили, можно играть и они не съедят вашего щенка.
Тут работает так называемый принцип Премака: хочешь что-то получить — сначала сделай то, что мне нужно. И поощрением является вовсе не кусок, а разрешение собаке сделать то, что она хочет.
2. Развиваем самоконтроль.
Тут будут два упражнения, которые можно делать каждый день.
а) Еда из миски с вашего разрешения. Кладем в миску еду, держим миску на уровне груди, ждем от собаки посадку и глазки (не подсказываем командами, пусть щенок предложит это сам, так лучше запомнится). Не торопитесь, возможно, придется подождать сколько-то времени.
Как только щенок сел и посмотрел на вас — начинаем медленно опускать мисочку. Если в процессе опускания мисочки щенок вскакивает — снова поднимаем мисочку. Наша задача — поставить миску на пол, когда щенок сидит. Задача щенка — дождаться, когда мы поставим миску, сидя. Как только поставили миску — не ждем, что щенок сможет сидеть и дальше, говорим «можно» сразу. По мере понимания щенком закономерности, можно будет увеличивать продолжительность времени от постановки миски до «можно».
б) выход за дверь на прогулку.
Когда мы уже готовы выходить из квартиры, встаем возле двери и ждем от щенка посадку и глазки, как и в первом случае. Как только щенок сел — начинаем открывать дверь. Если щенок выбегает за дверь без разрешения — возвращаем его обратно, закрываем дверь, повторяем все с самого начала. Задача: при открывании двери щенок остается сидеть на месте и выходит только после «можно».
Эти упражнения не только можно, но и нужно делать ежедневно. Столько раз, сколько вы кормите щенка и сколько выходите на прогулку. Правило есть правило, его нельзя нарушать и нужно все время соблюдать, иначе собака запутается и ничего не усвоит.
3. Непосредственная работа с раздражителями.
Параллельно со всеми описанными выше мероприятиями, рекомендую также поработать с протоколом «увлечен — не увлечен», который я подробно описывала в ответе вот на этот вопрос https://pets.mail.ru/consultation/94275-povedenie-dzhek-rassela/
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака грызет одежду
Здравствуйте! Мой американский кокер-спаниэль (1 год) постоянно ночью утаскивает одежду со стульев и кресел, где она висит на спинках и сгрызает. Раньше он грыз мою одежду, теперь у мужа. В…
Агрессия на собак
Собака, мальчик Йорк, 1,3г. Агрессирует на абсолютно всех собак, проходящих мимо, безудержно лает и рвется к ним. Несколько раз держала его на руках, но когда он видел рядом собак, то…
Джек-рассел проблемы с туалетом
Джек-рассел, мальчик, ровно 3 месяца. У заводчика был в не закрытом тканевом вольере, писал почти всегда мимо — иногда на пеленки. Забрали рано поэтому особо приучен не был. Держали в…