Очень упрямо делает то, что запрещаю

Добрый день. Щенок на команду "фу" реагирует и сразу прекращает действие, но потом снова пытается повторить, так происходит изо дня в день. Особенно любит делать то, что под командой "фу", когда меня нет рядом. Подскажите - здесь вопрос упорства и нужно повторять снова и снова, пока не перестанет или я что-то делаю неправильно? Если первое "фу" щенок игнорирует, я повторяю, если снова игнорирует - повторяю с тычком в плечо (не сильно, ни разу визга не было).
анонимнопитомец: собака доберман, 5 месяцев
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте. Начнем с команд вообще, с того, как собака у нас реагирует на ту или иную команду, реагирует ли вообще и почему так происходит. В частности, о команде «фу» и о том, что происходит, когда мы повторяем команду (любую) многократно. Реакция на команду — это фактически условный рефлекс. Даже не буду углубляться в теорию, потому что рефлексы бывают двух видов (классический и оперантный, он же инструментальный), суть в том, что это рефлекс. Для того, чтобы собака реагировала на какое-то конкретное слово, это слово должно быть для нее чем-то обусловлено, должно иметь определенное значение. Вспомним дедушку Павлова и его эксперименты с собаками. Собаке включали лампочку и потом (это важно) показывали миску с едой. Лампочка является нейтральным стимулом, ничего не значащим для собаки. Еда является безусловным стимулом, тем, реакция на который является врожденной, естественной. В ответ на предъявление миски у собаки начинала выделяться слюна, что является естественной реакцией. В дальнейшем собаке просто включали лампочку, а миску выдавали далеко не сразу, но на включение лампочки у собаки уже начинала выделяться слюна, потому что через некоторое количество повторений лампочка для собаки накрепко связалась с предъявлением миски и из нейтрального стимула стала условным, то есть значимым, имеющим определенное значение. Вот с командами должна происходить такая же история. Если мы хотим, чтобы собака понимала команду, мы должны ее чем-то обусловить. Обусловить слово «фу» можно только чем-то очень неприятным для собаки. То есть наша собака должна считать, что в ответ за этим словом прилетает что-то болезненное или страшное. Всегда. Только тогда собака будет немедленно переставать делать то, что она делает. Однако применять негативное обусловливание с щенками категорически не рекомендуется. Потому что это грозит нам проблемами в формировании нормальной безопасной привязанности и доверии, а также самооценке собаки в будущем. Весь этот букет в перспективе даст нам сложности во взаимоотношениях с собакой и поведении собаки в целом. Поэтому это явно не наш путь. Вообще с наказаниями и запретами в момент совершения нежелательного поведения есть свои сложности и подводные камни. Если мы запрещаем собаке что-то делать в момент, когда собака это уже делает, то собаке (щенку особенно) бывает крайне сложно или даже невозможно переключиться. Особенно если совершаемое действие собаке нравится и/или интересно. Но даже если собака переключилась и перестала делать то, что нельзя, то во избежание повторения мы должны собаку на что-то переключить. Это что-то должно тоже быть интересно и нравиться собаке не меньше, иначе результат достигнут не будет и собака снова пойдет делать то, что нельзя. И вот этот момент переключения на другое интересное в совокупности с отказом собаки от того, что нельзя, но не менее интересно, будет являться подкреплением. Формируется логическая цепочка: если хочешь получить что-то классное, надо сделать сначала вот это (то, что нельзя), а потом обязательно получишь классное и интересное (или вкусное). Замкнутый круг. Соответственно, чтобы запретить собаке что-то делать и чтобы это было действительно эффективно (так, как вам нужно), запрет должен происходить в момент НАМЕРЕНИЯ собаки совершить что-то нежелательное, но НЕ в момент, когда она это уже совершает. Понятно, что есть вещи, которые делать нельзя по разным соображениям, в том числе и безопасности щенка. Однако, знает ли наш щенок, что и как делать можно? Обычно — нет. И даже наше представление о том, что щенку делать можно и нужно, не означает, что точно такое же есть и у нашего щенка. Все же он собака и правила поведения в человеческом социуме ему неведомы как минимум в силу возраста. Нам кажется очевидным, что нельзя грызть провод, но можно сидеть возле этого провода. Щенку это не очевидно вовсе. И наша задача — объяснить ему что и как можно, сразу формируя у нашей собаки представления о правильном поведении. Это просто: вооружаемся лакомством и за любое приемлемое, допустимое и желательное поведение, хвалим и кормим собаку. Чем чаще и больше — тем лучше. Помним о том, что процесс воспитания щенка непрерывен. Он должен быть последовательным. Собака учится постоянно. Для формирования навыка (то есть стойкого автоматического поведения) требуется большое количество повторений (согласно исследованиям — не менее 1000), в противном случае навык не формируется, а формируется умение, отличающееся от навыка отсутствием стойкости и автоматизма, то есть фактически — серая зона: вроде бы можно, а может и нет, почему бы не попробовать (или наоборот НЕ попробовать). Поэтому вы однозначно правы в том, что с вашей стороны требуется упорство и терпение. Чем четче ваши критерии, предъявляемые щенку, тем проще ему понять, что от него требуется. Например, мы не хотим, чтобы щенок грыз тапочки. А что ему можно делать вместо этого? Сформулируйте эти критерии для себя, а потом начинайте работать с собакой. То есть всегда учитываем обе стороны медали: если это нельзя, то что вместо этого можно? Руководствуйтесь правилом трех П: постоянство, постепенность, последовательность. И у вас вырастет прекрасная собака.
анонимно
Спасибо за развернутый ответ! Общий принцип поведения понятен, однако в ситуации, где я хочу предотвратить действие, какая должна быть моя реакция после запрещающей команды? Если щенок останавливается - нужно ли его хвалить/угощать лакомством? Плюс дополнительный вопрос про укусы - остановка игры не расстраивает щенка, она бежит грызть лежанку. Плюс как действовать, если пытается кусать не в процессе игры? - читал, что нужно отстраниться от щенка и не обращать внимания + занять положение лидирующее (лечь на кровать, туда запрещаю щенку подниматься), но тогда реакция та же - либо убегает что-то грызть, либо пытается залезть на кровать - как правильно поступать в данной ситуации?
Здравствуйте. Да, если запрещающее слово было произнесено, как я писала выше, в момент намерения собаки сделать что-то для вас нежелательное, при этом щенок остановился, то, конечно же, он должен получить поощрение. С покусами отдельная история. Почему щенок кусается? Он возбужден и не может успокоиться, он разыгрался и не может остановиться? Почему в игре он вообще кусает? Учим щенка играть в игрушки, а не руки. Игрушки для этого хорошо бы взять какие-то длинные, которые щенку удобно держать в зубах, когда вы держите с другой стороны рукой. Если щенок перехватил за руку - игра останавливается, но на короткий промежуток времени, а не совсем (потому что щенок возбужден и хочет игры). Как только щенок отпустил руку и/или перехватил за игрушку - игра возобновляется. Следим за продолжительностью игры, потому что чрезмерно возбужденный щенок уже вовсе себя не контролирует. Если щенок использует покусы как привлечение внимания, то ему просто нужно дать другой инструмент обратить ваше внимание на себя. Например, выучить "глазки" и фронтальную посадку. Тогда щенок будет привлекать ваше внимание именно этим способом. Игру и ее окончание лучше поставить под контроль сигнала. Допустим, слово "играй" в начале игры и слово "всё" в конце. Чтобы щенок точно знал, что игра начинается и заканчивается в тот момент, когда вы сказали это слово. Щенок может быть чрезмерно возбужден если он не получает адекватной физической и интеллектуальной нагрузки. Плох не только недогруз, но и перегруз. И после игры щенку нужна "заминка" чтобы успокоиться и не грызть лежанку. Например, поисковая игра, нюхательный коврик, лизательный коврик, конг.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Щенок испугался расчески
Здравствуйте, у нас случилась такая проблема. Щенок йоркширского терьера 6 месяцев, изначально боялся расчесываться, с 2 месяцев приучила его расчесываться хоты бы за вкусняшки, вроде все хорошо, расчесываемся за лакомства…
Панические атаки у собаки
Здравствуйте! Собака 8 лет, цвергшнауцер, с щенячьего возраста ходил хвостиком за мамой, и если мама уходила в магазин или куда-то еще выл. И так все 8 лет. Собака аллергик и…
Паника или страх у собаки
Здравствуйте, можете ли помочь. У нас амстафф, лет 12-13 (точно не скажу, подобрали взрослым). После встречи с хозяевами, которые его и выбросили, выяснилось, что ему на тот момент около 6…
Подпишитесь на нас
Новости от Питомцы Mail.ru
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования