Неадекватное поведение щенка

Щенку уиппета 4 месяца только исполнилось. У нас три недели никаких реакций на запреты не появилось. Команда "нельзя" игнорируется, полностью. Но после того, как ей несколько раз скажешь нельзя, может пойти и начать напрыгивать на бабушку, пытаясь ее укусить. Может и нас с мамой укусить, когда запрещаем напрыгивать на бабушку. Также помешана на еде и постоянно попрошайничает, хотя мы ни разу не давали ничего со стола. Так же категорически отказывается гулять. В первый раз побегала несколько минут, но дико тряслась и не реагировала даже на еду, от которой никогда не отказывается. Было тихо на улице совсем мало людей и ее ничего не могло напугать. После сборы на прогулку усугубились и ходить она отказывается. Просто сидит и ее колотит, хотя она в теплом комбинезоне. С места сдвинуть ее невозможно. Так же по непонятным причинам она может в какой-то момент сорваться с места и начинать дико носиться по квартире, причем может врезаться в стены и мебель, потому что просто их не видит в эти моменты. Ветеринар прописал долгие прогулки (но о прогулках писала выше) и неделю успокоительных. Но от них она просто вялая становится, а когда действие проходит все опять возвращается. Сказал, если его предписания не помогут, то надо уже к невропатологу. Мы в полной растерянности, не понимаем, что делать вообще.
анонимнопитомец: собака уиппет, 9 месяцев
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте. Ситуация слегка печальная, но поправимая. Давайте попробуем в ней разобраться. Кстати, спасибо за подробное описание, так разбираться легко и приятно. Начнем с команд вообще, с того, как собака у нас реагирует на ту или иную команду, реагирует ли вообще и почему так происходит. В частности, о команде «нельзя» и о том, что происходит, когда мы повторяем команду (любую) многократно. Реакция на команду — это фактически условный рефлекс. Даже не буду углубляться в теорию, потому что рефлексы бывают двух видов (классический и оперантный, он же инструментальный), суть в том, что это рефлекс. Для того, чтобы собака реагировала на какое-то конкретное слово, это слово должно быть для нее чем-то обусловлено, должно иметь определенное значение. Вспомним дедушку Павлова и его эксперименты с собаками. Собаке включали лампочку и потом (это важно) показывали миску с едой. Лампочка является нейтральным стимулом, ничего не значащим для собаки. Еда является безусловным стимулом, тем, реакция на который является врожденной, естественной. В ответ на предъявление миски у собаки начинала выделяться слюна, что является естественной реакцией. В дальнейшем собаке просто включали лампочку, а миску выдавали далеко не сразу, но на включение лампочки у собаки уже начинала выделяться слюна, потому что через некоторое количество повторений лампочка для собаки накрепко связалась с предъявлением миски и из нейтрального стимула стала условным, то есть значимым, имеющим определенное значение. Вот с командами должна происходить такая же история. Если мы хотим, чтобы собака понимала команду, мы должны ее чем-то обусловить. Обусловить слово «нельзя» можно только чем-то очень неприятным для собаки. То есть наша собака должна считать, что в ответ за этим словом прилетает что-то болезненное или страшное. Всегда. Только тогда собака будет немедленно переставать делать то, что она делает. Однако такое обусловливание — не наш путь. Потому что собака и без того достаточно робкая и, возможно, депривированная в раннем возрасте или даже травмированная, если не физически, то психологически. Дополнительно причинять ей боль или пугать означает добавить масла в огонь, сделать из нашей собаки паникующую по любому поводу истеричку в хроническом стрессе. Так себе перспектива как в масштабе человека, так и собаки. Поэтому мы пойдем другим путем, о котором расскажу ниже. Пару слов о многократном повторении команды: это путь в никуда. Если собака с первого раза не среагировала на команду, это говорит о том, что собака того самого научения (условного рефлекса) не приобрела и искренне не понимает, что она должна делать. От того, скажете ли вы это слово два, три, пять, десять раз, понимания не прибавится. А слово, которое вы много раз повторили, станет просто фоновым шумом, ничего для собаки не значащим. Что делать с поведением собаки вообще в целом. Вы обращаете внимание на нежелательное поведение собаки. Оно и понятно, это особенность нашей с вами психики. Однако, знает ли собака правила поведения в вашем доме и вообще в человеческом социуме? Если вы считаете, что да, то давайте подумаем о том, где и каким образом она могла бы обогатиться этими знаниями? Собаке 4 месяца. ВСЕГО 4 месяца. У нее даже жизненного опыта на данный момент недостаточно, чтобы она могла четко понимать, как надо себя вести у вас в доме. Таким образом, ей искренне непонятно, почему нельзя прыгать на бабушку. Ей весело, она прыгает. Ей нравится процесс. И ей не ведомо, что бабушка может упасть и травмироваться. Все же собака — это собака и мы не будем требовать от нее того, чтобы она мыслила по аналогии с человеком, который, в отличие от собаки, обладает и абстрактным мышлением и рассудочной деятельностью. Даже взрослая собака мыслит примерно на уровне 1,5 годовалого ребенка. А у нас с вами щенок. Придет ли нам в голову ругать годовалого малыша за то, что он взял вашу помаду и начертил что-то ею на стене? Нет. Потому что ему классно, интересно — вот он и чертит. О том, что это нельзя, он не будет знать до приобретения соответствующего опыта. Но вернемся к бабушке. Знает ли собака, какого ее поведения мы от нее ждем? Сказали ли мы собаке понятным ей языком, что возле бабушки можно ходить, лежать, сидеть или стоять? Полагаю, нет. Вот этим и займемся. Собаку, которая находится возле бабушки, но не прыгает, мы будем хвалить и кормить за то, что она просто стоит, сидит или лежит. Объясним собаке, что именно это поведение приносит ей выгоду. Собственно, на этом строится и все бытовое поведение щенка: похвала и лакомство за любое поведение, которое мы считаем допустимым, желательным или приемлемым. Кстати, рекомендую к прочтению книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как вы взяли щенка», которая максимально понятно и подробно описывает весь процесс воспитания щенка. Теперь о прогулках. Тут снова немного теории. До 6 месяцев у собаки активно растет нервная система, включая головной мозг. Именно в этот период щенок впитывает информацию об окружающей среде как губка. Если окружающая среда является обедненной, то есть ограничена, скажем, квартирой или даже загородным домом с участком, за пределы которого щенок не выходит, ни с кем не знакомится, никого не видит, не общается, ничего незнакомого не нюхает, не ходит лапами по разному грунту, то впитывать быстро становится нечего. Обычно так и происходит в доме заводчика. Вся «невпитанная» до полугода информация остается непонятной, неизвестные ранее объекты и явления вызывают стресс-реакцию и сопутствующие поведенческие ответы от замирания, избегания, до лая, агрессии, и т. д. В возрасте вашего щенка ситуация все еще, слава Богу, поправима, но действовать нужно очень бережно, чтобы не спровоцировать стресс, связанный с прогулкой. Если собака отказывается гулять — не тащим ее на поводке, а даем ей возможность выбирать идти ли вообще, если идти, то куда и сколько и когда возвращаться домой. Если тащить упирающуюся от страха собаку, то стресс не снизится, а только усилится, потому что мы не даем ей возможности выбора, возможности контроля ситуации, которая ее непосредственно касается. А стресс у нее точно присутствует, причем довольно сильный, раз она отказывается даже от еды. Даже если у вас уйдет 1-2-3-4-сколько-то дней на то, чтобы просто вывести собаку из подъезда — пусть лучше так, чем потом всю жизнь корректировать последствия принудительного выгула. Относительно беготни по квартире. Я не вижу пока повода для обращения к врачу. Равно как и для того, чтобы «гасить» собаку сильнодействующими успокоительными. Щенок в этом возрасте в норме достаточно неуклюжий и, активно бегая, не может соизмерить свои габариты, наличие стен, мебели, расстояние до всех предметов в квартире. Поэтому она врезается везде, где добежит. В то же время проявление активности важно для щенка. Он не может все время быть спокойным и неподвижным. Он щенок, ему важно двигаться, таким образом он тоже учится. Просто эту активность нужно перевести в какое-то мирное русло. Организуйте щенку активный досуг дома. Развивающие игры и игрушки, поисковые игры, изучение трюков и команд описанным выше способом — вариантов масса. Щенок будет двигаться, но целенаправленно, организованно, по вашей инициативе и под вашим контролем. Это очень важно. В помощь вам множество ныне существующих онлайн курсов для обучения щенков самостоятельно, а также горы современной (это важно!) литературы. Старая литература не рекомендуется, т. к. знания о поведении собак значительно расширились и современные методы воспитания, обучения и коррекции поведения сильно отличаются даже от тех, которые использовались 5 лет назад. Будьте последовательны и терпеливы, и у вас вырастет прекрасная собака.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Хаски сильно кричит, когда остается один
Всем привет! Помогите, пожалуйста, может кто сталкивался с такой ситуацией. Хаски 2 года 10 месяцев начал сильно кричать, когда остается один. Не выть, а именно кричать почти истерически. По событиям,…
Истерика у собаки
Собака из приюта. Неадекватно реагирует на других собак на прогулке: начинает дико визжать и завывать, пока не скроются из поля зрения (стараемся отвлечь и быстро уйти, получается не всегда сразу).…
Как приучить не только писать, но и какать на пеленку
Собака пражский крысарик. Мальчик. Ему 6 месяцев. Писает на пеленку, а какает по большей степени, где придется. Как объяснить, приучить, показать, что какать нужно тоже на пеленку?
Подпишитесь на нас
Новости от Питомцы Mail.ru
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования