кристина комковапитомец: собака американский стаффордширский терьер, 1 год
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
К сожалению, трудно делать выводы по краткому описанию ситуации. Но попробуем.
Для начала попробуйте сами себе ответить на вопрос, насколько предсказуемо для щенка, что вот сейчас его возьмут на ручки? И насколько он сам этого действительно хочет. Собака — живое, мыслящее и чувствующее существо, которое совершенно вправе чего-то хотеть или не хотеть.
Все мы не далее как 3 года назад побывали в ситуации, когда нам нельзя было выходить из дома. У многих людей это выбило почву из-под ног вплоть до серьезных психологических, и даже психиатрических проблем. Потому что ситуация для нас была странной, непредсказуемой, неконтролируемой и, если первые 2-3 дня такого «отдыха» дома могли быть в радость, то потом перестали. Мы не хотели сидеть дома, но приходилось. А рассказываю я об этом для того, чтобы стало более понятно, что чувствует собака, когда с ней совершаются какие-то действия, которых она сама не ожидает и не хочет.
Понятно, что щеночек маленький и очень хочется его как можно больше трогать, гладить, держать на ручках. Но нужно очень постараться для того, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и думал, что он контролирует все, что происходит с ним и вокруг него. От этого очень сильно зависит и то, каким он станет, когда вырастет: самостоятельным, уверенным в себе, доверяющим миру и своему владельцу, спокойным и управляемым, либо защищающим свое личное пространство рычанием и зубами, вечно ожидающим чего-то неприятного. Думаю, что первый вариант понравится вам больше.
Таким образом, вводим правило: не берем щенка на руки и вообще не пытаемся с ним взаимодействовать, если он сам этого не предлагает.
Как вариант — можно научить щенка залезать на руки по команде. Это просто: берем кусочек еды, садимся на пол и привлекаем щенка поставить на вас лапы. Поставил лапы — получил лакомство. Сначала это будут только передние лапы, потом все лапы, потом можно сесть не на пол, а на низкую табуреточку. Затем ввести команду, например, «на ручки». Помните, что команда отдается ДО того, как щенок получил какую-либо подсказку и тем более — до того, как залез на колени. Так формируется условный рефлекс: сначала нейтральный стимул (команда), потом безусловный (еда). И со временем наш щенок будет радостно залезать на ручки просто по команде, без лакомства, зато добровольно и весело. Только не забывайте, что через пару месяцев щеночек будет намного больше ростом и весом ))
С тапочками, проводами и прочими интересными штуками, которые привлекают внимание щенка и которые вам было бы жалко или которые были бы не безопасны для щенка, ситуация немного иная. Для чего вообще щенок все грызет? Очень просто: так он знакомится с миром. У него для этого только один инструмент — рот и зубы. Он должен понять, какой этот мир на зуб: твердый, мягкий, вкусный, не вкусный, холодный или теплый, и т. д. Нам важно обеспечить щенку легальную возможность знакомиться с миром. Для этого мы должны предложить ему разные игрушки и предметы, те, которые вам не жалко, и те, которые безопасны для щенка. Это могут быть и игрушки для собак, и разные предметы быта: коробочки, бутылочки, тряпочки, и прочий «хлам». Можно набрать целую коробку этих предметов, предложить щенку в ней покопаться, для большего интереса насыпать в эту же коробку лакомство. Пусть копошится: щенку интересно и полезно, познавательно, безопасно. И ваши вещи не страдают.
Все нужные, ценные, небезопасные для щенка предметы лучше, конечно, убрать. Но любознательные щенки зачастую умудряются добыть даже то, что хорошо спрятано. И тогда у нас действительно возникает необходимость у него этот предмет забрать. Лучше всего для таких (и не только) ситуаций ввести маркер «дай» и предлагать щенку обмен на что-то, что его заинтересует не меньше, а может и больше. Например, можно поменять тапочек на кусочек лакомства, провод на втулку от туалетной бумаги, и т. д. Маркер «дай» со временем превратится в инструмент, с помощью которого у щенка можно забрать что угодно. Но зато мы будем с помощью этого маркера щенка предупреждать: сейчас я у тебя это заберу. А с помощью обмена мы достигаем того, что щенок не будет сопротивляться при отдаче предмета, потому что он будет знать, что, отдав одно, он получит другое.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака грызет одежду
Здравствуйте! Мой американский кокер-спаниэль (1 год) постоянно ночью утаскивает одежду со стульев и кресел, где она висит на спинках и сгрызает. Раньше он грыз мою одежду, теперь у мужа. В…
Агрессия на собак
Собака, мальчик Йорк, 1,3г. Агрессирует на абсолютно всех собак, проходящих мимо, безудержно лает и рвется к ним. Несколько раз держала его на руках, но когда он видел рядом собак, то…
Джек-рассел проблемы с туалетом
Джек-рассел, мальчик, ровно 3 месяца. У заводчика был в не закрытом тканевом вольере, писал почти всегда мимо — иногда на пеленки. Забрали рано поэтому особо приучен не был. Держали в…