Щенок не поддаётся дрессировке

Щенок породы паудер пафф - 24 июля будет 4 месяца. Не можем приучить ни к одной команде, типа "нельзя" и т.д. На улице тянет поводок так, что я несколько раз падала (я инвалид 2 гр. по опорно-двигательной системе, хожу с тростью с подлокотником). У меня 4 месяца назад ушла моя Джуля на радугу, она прожила более 14 лет. Я очень грустила и ребята (мой внук) принесли мне этого пёсика, думала, что этот щенок поможет мне справиться с утратой. Если бы я знала о таких проблемах с ним - я бы отказалась.
Любовь Лебедевапитомец: собака без породы (дворняжка), 16 лет
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте. Мне бы тут нужно немного больше информации о сложностях, которые у вас возникли с воспитанием щенка. Кроме «нельзя», каким командам еще вы пытаетесь научить щенка? И каким способом это делаете? Давайте разберемся, что такое команда вообще с точки зрения научения. По сути, в процессе обучения щенка (взрослой собаки — не важно) мы формируем условный рефлекс. Вы наверняка слышали про исследования Павлова, которые он проводил с собаками едой и включением лампочки. Изначально собаке включали лампочку, которая ничего не значила и никакой реакции у собаки, естественно, не вызывала. Затем включение лампочки стали сопровождать выдачей еды. И тогда ничего не значившая в начале обучения лампочка стала для собаки означать, что сейчас будет еда, тем самым провоцируя активное выделение слюны. В дальнейшем, когда собаке включали лампочку, даже не выдавая еду сразу, у собаки уже начинала выделяться слюна, потому что лампочка стала условным стимулом, который мы до этого связали с безусловным — едой. Точно так же происходит обучение собаки любым навыкам. Любые слова для собаки первично ничего не значат, являясь, таким образом, нейтральным стимулом. И нам нужно связать этот, нейтральный, стимул, с безусловным, тем, реакция на который является естественной, врожденной. Безусловных стимулов немного, в частности, к ним относится еда. Думаю, теперь вы понимаете, почему для собаки слово «нельзя» ничего не означает и собака на него не реагирует: оно для собаки, скорее всего, ни с чем не связано, или вариативность таких связок, как и вариативность использования самого слова, слишком велика и щенок просто не понимает, к чему это относится. И это не говоря уже о том, что натяжение поводка может быть вызвано множеством причин, среди которых есть и такие, при которых собака вообще вас может не видеть и не слышать, потому что ее что-то слишком сильно интересует или наоборот — слишком сильно пугает. Собака не умеет работать в режиме многозадачности. У нее всегда есть одна, суперважная для нее, задача, все остальные автоматически уходят на второй план, это просто особенность собачьего мышления. С учетом ваших ограничений я бы сначала подумала в сторону подбора такой амуниции для щенка, в которой ему самому будет неудобно дергать или тянуть поводок. Это в значительной мере облегчит вашу задачу. К такой амуниции относится шлейка с кольцом на груди. Цепляете поводок за кольцо на груди - и собака не может удобно для себя тянуть, так как ее разворачивает в вашу сторону. Дергать ей тоже неудобно, так как и на рывке ее разворачивает. И вам будет намного проще ее сдержать. Когда уже есть корректирующая амуниция - можно начать учить собаку простому правилу. Если поводок прицеплен на ошейник - вы идете за собакой ТОЛЬКО если она не тянет поводок. И останавливаетесь сразу, как поводок натянулся. Пока собака сама не даст вам хоть небольшую слабину поводка - вы просто стоите, крепко держите ее и ждете. Как только она растерялась и чуть сдала назад - вы начинаете движение вместе с ней. Чтобы облегчить обучение - первую часть прогулки гуляйте на корректирующей шлейке и перецепляйте поводок на ошейник и начинайте тренироваться только когда собака выбегалась. И в идеале начинать работу с длинного поводка - 5-7 метров. Тогда собаке будет проще давать вам провис поводка и она быстрее поймет новые правила. Натянутый поводок - тормоз, провисший поводок - газ. Когда собака устала и ей стало сложно следить за провисшим поводком и не натягивать его - перестегивайте обратно на шлейку и говорите команду "вперед", то есть вы разрешаете собаке тянуть, а не она сама по своему разумению это делает. Постепенно все больше гуляйте на ошейнике и все реже перестегивайте на шлейку и все получится!  Очень важно систематизировать эту работу, т.к. если мы один раз разрешили собаке натянуть поводок, а потом два не разрешили, то собака растеряется и не поймет, чего мы в итоге хотим, и будет все время проверять: а сейчас можно или нет? Таким образом эта работа может занять очень и очень длительное время. Поэтому запасайтесь терпением, ваши прогулки могут стать несколько дольше по времени, но короче по маршруту, но на это надо потратить время, чтобы в итоге ваши прогулки с собакой стали удовольствием и для вас, и для нее. Теперь вернемся к вопросу об обучении щенка и запретах в частности. Очень важно учитывать то, что оптимальным способом воспитания является вовсе не наказание за нежелательное поведение, а совсем наоборот – подкрепление желательного поведения. Люди, в силу особенностей своего опыта и мышления, предпочитают чаще обращать внимание на нежелательное поведение собаки, за которое собак наказывают или же запрещают, или и то и другое вместе. Однако, донести до собаки то, чем мы не довольны, а также объяснить почему именно недовольны, не так-то и просто. Представьте себе маленького ребенка, который впервые в жизни взял в руки карандаш и провел черту на листе бумаги. У него появился новый навык. И навык этот интересный, очень нравится малышу. Дальше он идет рисовать на разных поверхностях, которые для этого не предназначены: на стенах, дверях, мебели. Ему классно! Ему интересно! Но вдруг пришла мама, все это увидела, очень расстроилась, отругала и отобрала карандаш, ничего не предложив взамен. Что сделает малыш? Он возьмет другой карандаш и пойдет рисовать снова. Потому что это ему важно, а причину недовольства мамы он не понял, не оценил. Вот примерно то же происходит со щенком. Наше недовольство и запреты он воспринимает как повод сделать вывод о том, что люди непонятные, странные, а значит – небезопасные и им нельзя доверять. А нам же надо совершенно противоположное! Нам надо выстроить доверие и взаимопонимание, основанное на позитивном опыте. Тогда всем будет комфортно. Команды «фу» и «нельзя» - вообще очень неприятные. Обучение этим командам обычно строится на так называемом аверсивном воздействии на собаку, то есть воздействии, которое вызывает у собаки почти что отвращение, сильную неприязнь. При использовании таких методов всегда наблюдается поведение, в корне отличающееся от ожидаемого, в том числе и отсутствие реакции собаки при неправильном/несвоевременном подкреплении или же при отсутствии подкрепления вообще. Итак, мы с вами вооружаемся лакомством, буквально наполняем им карманы всех домочадцев или же раскладываем кучки лакомства по всему дому там, где щенок самостоятельно не достанет. Только не забудьте при этом скорректировать обычную порцию еды малыша. И начинаем активно хвалить щенка за правильное поведение или даже ничегонеделание вообще! На самом деле такого поведения гораздо больше, чем неправильного. Все то, что вы считаете приемлемым, допустимым и желательным – заслуживает немедленной похвалы и выдачи лакомства. Ведь это только для вас очевидно, что когда собака лежит, сидит, просто ходит или просто играет в игрушки, НЕ тянет поводок – это хорошо и правильно. Собака же этого НЕ знает. Таким воспитанием мы убиваем сразу несколько зайцев: 1. Мы становимся привлекательны для щенка, потому что у нас всегда есть еда. 2. Мы становимся безопасны для щенка, ведь от нас не исходит ничего страшного, мы не причиняем боль. Нам можно доверять! 3. Мы легко и непринужденно формируем комплекс правильного поведения щенка с самого раннего возраста. Все нежелательное поведение автоматически, хоть и не сразу, сводится к нулю, становясь для собачки невыгодным. 4. Мы позволяем щенку чувствовать, что он сам контролирует ситуацию. Ведь это он добывает из вас еду, это очень важно для того, чтобы он вырос уверенным в себе и смелым. Создайте щенку условия, при которых он НЕ сможет проявить нежелательного поведения. Например, уберите все вещи, которые вам было бы жалко. Не играйте с щенком до состояния сильного возбуждения, останавливайте игру, когда понимаете, что щенку уже сложно затормозиться. Щенок запросто может заинтересоваться обувью, документами, и пр. ценными и важными нашими вещами. Он исследует мир, для него сейчас интересно буквально все. Уберите все, что вам было бы жалко. И обратите внимание на то, что нужного поведения щенок демонстрирует намного больше, чем нежелательного. А это значит, что идти в воспитании нужно не через запреты и наказания, а через похвалу и поощрение правильного поведения.
Советуем почитать
Первые шаги в дрессировке: когда и как дрессировать щенкаС того момента, как в дом в первый раз вошел щенок, начинается ваша совместная жизнь. Сперва этот маленький пушистый комочек будет радовать вас своими проказами и любопытством, но придет время, когда щенок превратится во взрослого пса. Если к этому моменту вы с ним вместе уже постигнете азы дрессировки — пес будет ловить на улице восхищенные взгляды и комплименты «Какая воспитанная собака!». Но пока до этого далеко, впереди у вас несколько месяцев, пока он будет оставаться маленьким озорником. С чего начать путь к этой воспитанной собаке?
Любовь Лебедева
Один плюс есть: ходит по-большому в лоток (большой со столбиком), писает иногда где попало. Я поощряю Стёпу за то, что он ходит в лоток - даю ему "вкусняшки". Купила пуходёрку, расчёску-грабли, расчёску со стальными зубьями, но он не даёт себя расчёсывать: вырывается, пытается укусить. Что делать? Ведь другое название породы - китайская хохлатая пуховая и ухаживать за шерстью просто необходимо.
Собака не обязана сразу любить то, что ей не нравится, то, что доставляет дискомфорт, или что выглядит небезопасным. Поэтому тут нужно запастись терпением и поэтапно, последовательно, приучать щенка к манипуляциям, разбив всю процедуру на этапы и проработав каждый из них. Например: 1. Приучаем собаку к тому, что мы можем к ней прикасаться в разных частях тела. Прикосновение — кусок, прикосновение — кусок, прикосновение — чуть задержали руку — кусок — убрали руку — кусок. 2. Берем одной рукой расческу, не трогаем ею собаку, но все также прикасаемся второй рукой, которая без расчески, и все это так же закармливаем. 3. Прикасаемся расческой к собаке, не расчесываем, а просто прикасаемся, аналогично п. 1. 4. Начинаем слегка, короткими движениями, расчесывать, и тоже закармливаем каждое наше движение. И так далее до тех пор, пока мы не придем к нужному результату.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Агрессия
Здравствуйте, такой вопрос. Имеется собака, немецкая овчарка, 2.5 года. Проявляет агрессию к людям на улице, когда прохожие просто идут. А также недавно проявил агрессию на родственников, т.к. говорили громким голосом:…
Собака сходила на кровать
Добрый вечер! У нас живет девочка самоед (возраст 2-3 года), взяли её из приюта 3 месяца назад. Адаптация у нас прошла хорошо, она не портит мебель, не буянит. К сожалению,…
Ревность у немецкой овчарки
Здравствуйте. У меня немецкая овчарка, 4 года. Ребёнок нашёл щенка, немец его не принимает. Подскажите: как нам поступить?
Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования