Вероника Миловановапитомец: собака без породы (дворняжка), от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Настя, здравствуйте.
Боюсь, что я сейчас вас расстрою. Чудо-средства, волшебной кнопки, которая быстро и легко решит проблему щенячьего поведения, нет.
Наверняка вы уже читали советы «бывалых» про жгучий перец и прочие неприятные штуки, которыми обмазывали плинтуса, подоконники и прочие части дома и квартиры, но….
Во-первых обмазать в доме вообще все, до чего может дотянуться собака, практически невозможно. Во-вторых такими вещами можно запросто навредить собаке.
А нам с вами нужно определить, что движет собачкой. Почему собачка грызет вещи, которые грызть не нужно?
Первой причиной безобразия может быть смена зубов. Смена зубов может доставлять собаке ощутимый дискомфорт, это чистая правда. Есть старое проверенное средство для снижения этого дискомфорта. Веревочный канатик вымачивается в воде и замораживается. Потом в замороженном виде выдается собаке. Холодоный твердый канатик облегчит страдания вашего щенка, хоть и не сказать, что надолго. Но попробовать можно и нужно. Я прочла, что щенку 2 месяца, но возраст, как я понимаю, приблизительный. В 2 месяца зубы еще не меняются, а вот в 3-3,5 вполне.
А вот теперь самое интересное. Попытка грызть все, что попадается собаке, связана не только со сменой зубов, но и с нормальным для этого возраста исследовательским поведением. Познавательные потребности собаки в этом возрасте очень велики. Щенку нужно понять, как устроен мир, из чего он состоит, какой он на вкус, твердый он или мягкий, и т. д. Инструмент для исследования у щенка только один — рот и зубы. Для того, чтобы собака не грыз что попало, нам нужно обеспечить ему достаточно возможностей получать информацию легальными и безопасными способами, а также организовать собаке режим. Под режимом я имею в виду четкую последовательность событий в течение дня:
Прогулка — занятия — еда — отдых — занятия — прогулка — еда — занятия — отдых. Или в любой другой последовательности. Но примерно одинаковой ежедневно. Строго говоря, собака, которая не гуляет и не занимается и не ест, реализует только одну потребность — потребность в сне и отдыхе. Две получилось, но суть понятна. Собака не слоняется по дому, предоставленный сам себе, не ищет очередной угол, чтобы его погрызть. Собака сыт, прогулян, насыщен новой информацией, получил пищу для мозга и поэтому он отдыхает. Занятия могут включать в себя какие-то элементы дрессировки на ваше усмотрение, а также разные развивающие и логические игры и игрушки. Если придерживаться режима, то во-первых мы не оставляем собаке шансов вести себя так, как не надо, снижая частоту проявления нежелательного поведения, делая это поведение ненужным, нецелесообразным. А во-вторых собака со временем привыкает к режиму и определенному порядку вещей и сам отправляется спать или отдыхать.
Пара слов о прогулках. Огромный окружающий мир очень сильно впечатляет маленькую собачку, поэтому собачка от обилия впечатлений и полученной новой информации элементарно устает. Даже если у вас еще не прошел прививочный карантин, выносите щенка на улицу, но сделайте так, чтобы он не общался с другими собачками и их испражнениями — это может быть источником инфекции. Хотя бы просто посидите с ним на лавочке или походите по улице, держа щенка на руках. Сейчас в жизни щенка происходит очень важный период — знакомства с социальными объектами и окружающей средой. Собачка учится самым простым способом: посмотрел — принял к сведению, что такой объект существует. Период этот полностью угасает к 5-6 месяцам. Все то, с чем щенок не успеет познакомиться в этом возрасте, надолго или даже навсегда останутся для него странными и непонятными, что может вызывать разные неприятные реакции, от страха и избегания до настоящей агрессии. Так что прогулками мы убиваем двух зайцев: знакомим его с социальными объектами и заодно утомляем. Уставший щенок — это, поверьте, прекрасно, ему не нужно кусаться, а нужно только отдыхать.
И еще пара слов о развивающих играх и игрушках, которые щенку необходимы. Это могут быть любые коробочки, упаковки от яиц, тряпочки, полотенца, салфетки и вообще любой, строго говоря, мусор. Прячьте в коробочки кусочки лакомства, пусть щенок учится «добывать» себе еду. Заворачивайте лакомства в полотенца — пусть учится разворачивать. Это простой, легальный, безопасный способ исследовать мир, который, к тому же, не грозит вашим вещам.
В то же время вещи, которые вам жалко и которые небезопасны для щенка, обязательно нужно убрать так, чтобы они были недоступны щенку. Он может заинтересоваться чем угодно и когда угодно. Маленькие дети исследуют мир, бросая в унитаз телефоны родителей и рисуя на обоях карандашами и красками. Щенок — тоже маленький ребенок, ему тоже все это нужно, только немного в другом формате, хоть и очень похожем.
Можно понаблюдать и за тем, в какое время и при каких обстоятельствах собака что-то грызет. Потому что очень часто это поведение является следствием возбужденного состояния собаки и необходимости сбросить это возбуждение. А вот что является причиной возбуждения? Нужно разбираться. Это может быть отсутствие режима, отсутствие адекватных нагрузок, невозможность реализовать какую-либо значимую для собаки потребность, как то потребность в движении, общении, новой информации, стабильности и предсказуемости (это про режим в том числе), в контроле, и т. д. и т. п. То есть наблюдаем, анализируем, вычисляем, где и в чем пробел, восполняем.
Если, скажем, это происходит после прогулки — анализируем, как прошла прогулка. Ребенок много бегал и общался с другими собаками? Возможно, он перевозбудился от этой активности. И тогда на следующей прогулке имеет смысл чуть сократить такое времяпрепровождение и организовать после такой прогулки вторую часть прогулки, значительно более спокойную, посвященную вашему взаимодействию с щенком, поисковым играм, опять же каким-то дрессировочным элементам, спокойной ходьбе, и пр.
Это как один из вариантов, которых, на самом деле, много и даже больше.
Резюмирую: волшебной кнопки нет. Но есть необходимость отрегулировать нагрузки, обеспечить реализацию познавательных потребностей и режим щенка.
Теперь о взаимоотношениях с котом.
Вообще кошки и собаки – это существа с разных планет. Им действительно очень трудно понять друг друга, они, хоть и общаются на одном языке – языке тела, но скорость этого языка у них очень разная. Собаки «говорят» намного быстрее, чем кошки, из-за этого и возникает разного рода недопонимание. А в данном случае мы говорим еще и о щенке, довольно активной собачке, которая, напомню, исследует окружающий мир и делает это со свойственной щенку непосредственностью.
В таких ситуациях нужно обязательно предусмотреть возможность изолировать животных друг от друга. Любой их контакт может происходить исключительно под вашим контролем, если не можете контролировать (а это невозможно делать в режиме 24/7, то обязательно разводите животных в разные помещения, чтобы щенок своими играми не доставал кошку и кошка не страдала от этого активного внимания. Если кто-то из животных приучен к клеточке, то можно использовать ее, или же начать приучать сейчас, чтобы использовать в дальнейшем. Кстати, приучение к клеточке поможет вам и с оставлением щенка в одиночестве. Это тоже изоляция, которая делает общее пространство безопасным как для щенка, так и для кошки.
Кроме этого, для кошки рекомендуется организовать некую вертикаль, по которой кошка сможет перемещаться там, где щенку не достать, и таким образом миновать общения с щенком. Это могут быть комоды, тумбочки, шкафы и специальные кошачьи домики, гамачки, навесы и лесенки, которые крепятся к стенам.
Контакт между животными сейчас может быть, как мы уже сказали, только под вашим присмотром. Кроме этого, он должен быть очень и очень кратким – буквально минут 5-7, а может и меньше. Животные не должны сталкиваться нос к носу, и должны быть друг от друга на дистанции, которая комфортна им обоим. Щенка контролируем с помощью поводка, не давая приближаться к кошке, и за каждый спокойный взгляд на кошку обязательно хвалим и выдаем лакомство. Важно, что щенок не должен рваться с поводка в сторону кошки, а должен просто спокойно смотреть. Если щенок будет рваться – просто увеличьте дистанцию и дождитесь, когда щенок успокоится. Зафиксируйте поводок в руке, пусть он будет не очень длинным, буквально 1-1,5 метра. Не совершайте лишних движений и ничего не говорите, просто дождитесь, когда собака успокоится, и тогда начинайте хвалить за каждый взгляд на котика. Котику для пущей уверенности и комфорта можно предварительно также поставить мисочку с едой, так для него будет более комфортным пребывание в одном пространстве с собакой.
Постепенно щенок поймет, что получает еду когда просто смотрит на котика, и будет со временем сам предлагать вам именно это поведение вместо погони за кошкой.
Постепенно увеличивайте время, в течение которого щенок находится в одном помещении с кошкой, и сокращайте расстояние.
Да, это не самый простой и точно не самый быстрый путь решения вопроса, но, тем не менее, он является наиболее эффективным, и эффект от такого способа коррекции достаточно долгосрочный или даже пожизненный.
Советуем почитать
Неуправляемый бес. Как научить собаку послушаниюЕсть такое понятие, как гиперактивность. Оно весьма условно, так как разными людьми воспринимается и оценивается субъективно. Скажем, если сравнить бордер-колли и ньюфаундленда, то мы вполне объективно скажем, что бордер-колли — это гиперактивная собака. Однако тут же вспомним, что это поведение является нормой для породы и сравнение с другой, значительно более тормозной, не вполне корректно. В этой статье кинолог Елена Семенова рассказывает, что такое гиперактивность, чем она опасна и что делать, если твоя собака неуправляема.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Гадит, когда уходим из дома
Здравствуйте. У нас собака, сука, белая швейцарская овчарка. Сейчас ей 7 месяцев. Собака ведет себя нормально и терпеливо, когда дома есть кто-то из людей, но стоит ее оставить одну —…
Приучение щенка к пеленке
Здравствуйте. Щенку 2 месяца. К пеленке приучаю и столкнулась с такой проблемой: писать стал на пеленку, а по-большому ходит мимо. И периодически, когда играет, тащит игрушки на пеленку и лежит…
Ревность, зооагрессия у собаки
Собака, дворняжка, девочка, возраст — примерно 2 года. Дома чуть меньше года, до этого судьба не известна, была взята из приюта. В самом начале была очень ласковая ко всем —…