Светлана Сорсоматян
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Вообще сам по себе возраст — 2, 5 месяца, еще предполагает вероятность того, что собака может физически не успеть донести свои дела на пеленку. Примерно к 4 месяцам только щенок учится контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Щенок растет, становится более активным и подвижным, больше бодрствует, меньше спит, обменные процессы более стремительные, поэтому все логично и объяснимо.
Ваш щенок – совсем еще малыш. Сейчас он использует тот способ взаимодействия с окружающим миром, который ему наиболее понятен и который продиктован имеющимся (или отсутствующим) у него опытом общения с людьми, жизни с людьми, и всеми вытекающими из этого последствиями и особенностями. Ничего страшного, все дети – на то и дети, чтобы чему-то учиться. В вашем случае щенок еще и слишком рано был забран от матери и однопометников. В идеале щенок должен оставаться в родной семье хотя бы до 2 месяцев, потому что в этом периоде происходит естественное обучение щенка базовым навыкам и знаниям об окружающем мире. Человек при всем своем желании не может компенсировать щенку это обучение, просто ни при каких обстоятельствах. Поэтому определенные сложности с поведением, в связи с отсутствием такого начального естественного обучения щенка, могут быть, в этом нет ничего удивительного, но нет и ничего страшного.
Очень важно учитывать то, что оптимальным способом воспитания является вовсе не наказание за нежелательное поведение, а совсем наоборот – подкрепление желательного поведения. Люди, в силу особенностей своего опыта и мышления, предпочитают чаще обращать внимание на нежелательное поведение собаки, за которое собак наказывают или же запрещают, или и то и другое вместе. Однако, донести до собаки то, чем мы не довольны, а также объяснить почему именно недовольны, не так-то и просто.
Представьте себе маленького ребенка, который впервые в жизни взял в руки карандаш и провел черту на листе бумаги. У него появился новый навык. И навык этот интересный, очень нравится малышу. Дальше он идет рисовать на разных поверхностях, которые для этого не предназначены: на стенах, дверях, мебели. Ему классно! Ему интересно! Но вдруг пришла мама, все это увидела, очень расстроилась, отругала и отобрала карандаш, ничего не предложив взамен. Что сделает малыш? Он возьмет другой карандаш и пойдет рисовать снова. Потому что это ему важно, а причину недовольства мамы он не понял, не оценил.
Вот примерно то же происходит со щенком. Наше недовольство он воспринимает как повод сделать вывод о том, что люди непонятные, странные, а значит – небезопасные и им нельзя доверять. А нам же надо совершенно противоположное! Нам надо выстроить доверие и взаимопонимание, основанное на позитивном опыте. Тогда всем будет комфортно.
Команды «фу» и «нельзя» щенок по умолчанию не знает вообще и не узнает, пока его этому не научат понятным для щенка образом. Вполне вероятно, что вы их произносите такой интонацией и с таким языком тела, что щенок воспринимает это либо как продолжение игры, либо как угрозу. И то, и другое может приводить к усилению эмоционального возбуждения и более активным и неприятным для вас действиям со стороны щенка.
Итак, мы с вами вооружаемся лакомством, буквально наполняем им карманы всех домочадцев или же раскладываем кучки лакомства по всему дому там, где щенок самостоятельно не достанет. Только не забудьте при этом скорректировать обычную порцию еды малыша. И начинаем активно хвалить щенка за правильное поведение или даже ничегонеделание вообще! На самом деле такого поведения гораздо больше, чем неправильного. Все то, что вы считаете приемлемым, допустимым и желательным – заслуживает немедленной похвалы и выдачи лакомства. Ведь это только для вас очевидно, что когда собака лежит, сидит, просто ходит или просто играет в игрушки – это хорошо и правильно. Собака же этого НЕ знает. Таким воспитанием мы убиваем сразу несколько зайцев:
1. Мы становимся привлекательны для щенка, потому что у нас всегда есть еда.
2. Мы становимся безопасны для щенка, ведь от нас не исходит ничего страшного, мы не причиняем боль. Нам можно доверять!
3. Мы легко и непринужденно формируем комплекс правильного поведения щенка с самого раннего возраста. Все нежелательное поведение автоматически, хоть и не сразу, сводится к нулю, становясь для собачки невыгодным.
4. Мы позволяем щенку чувствовать, что он сам контролирует ситуацию. Ведь это он добывает из вас еду, это очень важно для того, чтобы он вырос уверенным в себе и смелым.
Создайте щенку условия, при которых он НЕ сможет проявить нежелательного поведения. Например, уберите все вещи, которые вам было бы жалко. Не играйте с щенком до состояния сильного возбуждения, останавливайте игру, когда понимаете, что щенку уже сложно затормозиться. Для вас очевидно, что именно это поведение и является правильным, а для щенка – совсем нет, он еще не накопил достаточного опыта правильного поведения, того, которого вы от него ждете.
Застелите пеленками достаточно большое пространство, чтобы у щенка было как можно меньше способов промахнуться. Хвалите щенка за каждый попис на пеленку сразу после того, как он пописал.
Постепенно количество пеленок можно будет сокращать, оставив их в тех местах, где щенок писает чаще всего.
В дополнение к сказанному очень рекомендую вам книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как вы взяли щенка».
Советуем почитать
Первые шаги в дрессировке: когда и как дрессировать щенкаС того момента, как в дом в первый раз вошел щенок, начинается ваша совместная жизнь. Сперва этот маленький пушистый комочек будет радовать вас своими проказами и любопытством, но придет время, когда щенок превратится во взрослого пса. Если к этому моменту вы с ним вместе уже постигнете азы дрессировки — пес будет ловить на улице восхищенные взгляды и комплименты «Какая воспитанная собака!». Но пока до этого далеко, впереди у вас несколько месяцев, пока он будет оставаться маленьким озорником. С чего начать путь к этой воспитанной собаке?
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Гадит, когда уходим из дома
Здравствуйте. У нас собака, сука, белая швейцарская овчарка. Сейчас ей 7 месяцев. Собака ведет себя нормально и терпеливо, когда дома есть кто-то из людей, но стоит ее оставить одну —…
Приучение щенка к пеленке
Здравствуйте. Щенку 2 месяца. К пеленке приучаю и столкнулась с такой проблемой: писать стал на пеленку, а по-большому ходит мимо. И периодически, когда играет, тащит игрушки на пеленку и лежит…
Ревность, зооагрессия у собаки
Собака, дворняжка, девочка, возраст — примерно 2 года. Дома чуть меньше года, до этого судьба не известна, была взята из приюта. В самом начале была очень ласковая ко всем —…