анонимнопитомец: собака бигль, от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Не думаю, что вам хотелось бы, чтобы собака без вас страдал, отказывался от еды, ужасно скучал и переживал.
То состояние, о котором вы пишете, с большой долей вероятности говорит нам о том, что у собаки все было хорошо в ваше отсутствие, что он достаточно адаптивен к изменениям окружающей среды, даже таким серьезным, как отсутствие объекта привязанности. Это, честно говоря, редкость для бигля, тем более для щенка.
И это, опять смотрим на ситуацию с правильной стороны, говорит о том, что у вас прекрасный щенок с исключительными врожденными качествами и способностями, а также о том, что вы правильно его воспитываете.
Однако немного позанудствую и расскажу вам о привязанности: что это такое, сколько времени требуется на ее формирование, как отличить тот или иной вид привязанности и можно ли ее легко и непринужденно разрушить.
Собака очень социальна. Находиться в одиночестве для нее неестественно. Если она живет в городской квартире, она не имеет того уровня общения с сородичами, которое ей нужно. Тогда собака реализует свою потребность в общении с помощью человека, находящегося рядом с ней. Ну или нескольких людей, в зависимости от состава семьи, в которой живет собака.
Люди не могут быть стаей для собаки: они иначе выглядят, иначе общаются и ведут себя. В нашем, человеческом социуме, действуют иные правила и законы, нежели в стае. Таким образом, мы с вами – не стая для собак ни при каких обстоятельствах, но мы живем рядом с ними, а они – рядом с нами, формируя при этом свой социум, экосистему, которая вполне может служить многим потребностям, включая потребность собак в общении, и не только.
Однако, с привязанностью не все так однозначно и просто. Многие ученые разбирались в этом вопросе, среди них Гарри Харлоу, который работал с детенышами шимпанзе. Ученый работал с обезьянками, разлученными с матерью, он сделал две «матери»: теплую-мягкую (каркас, завернутый в полотенце) и металлическую-с-соской.
В те годы считалось, что ребенка не нужно держать на руках, его не нужно гладить и ласкать. Считалось, что это вредит ребенку, он может вырасти избалованным. Харлоу перевернул представления об отношении матери и ребенка.
Он заметил, что детёныши едят из соски, но предпочитают находиться на теплой-мягкой матери. Если детеныша что-то пугало, он бежал к мягкому каркасу. Если каркас убирали, детеныш забивался в угол и отказывался исследовать помещение и играть. Результаты этих исследований изменили отношения к детям в детских домах.
Чуть позже Харлоу, в 1970-1986 году, психолог Джон Боулби первым из психологов описал привязанность — как «устойчивую психологическую связь между людьми». Боулби считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни» (с)
Боулби наблюдал за детьми, которых помещали без родителей в больницу или за детьми из детских домов и выяснил, что ребенок, разлученный с матерью, испытывает шок и горе, к которому он адаптируется определенными способами. На основании этих наблюдений и родилась Теория Привязанности, которая в равной степени работает и с людьми, и с собаками, а также в отношениях между человеком и собакой.
Для начала скажем о фазах привязанности, выглядят они так:
Неразборчивая реакция на все объекты – ребенок (щенок, собака) ко всем людям проявляет сходную реакцию.
Фокусированное внимание на знакомых людей – ребенок (щенок, собака) начинает реагировать ярче на людей, с которыми общается чаще и которые вызывают максимально приятные эмоции и удовлетворение потребностей.
Интенсивная привязанность и поиск близости – ребенок (человек или собака) буквально «забывает» остальные объекты, только один объект вызывает самые сильные эмоции.
Адекватное партнерское поведение и множественная привязанность – начинается только после того, как привязанность к одному объекту установилась и укрепилась. Ребенок, щенок, человек или собака начинает привязываться к другим членам семьи, к родственникам, друзьям и прочее.
Через эти фазы привязанности проходит не только ребенок, но и взрослый человек и собака при образовании привязанности.
Различают несколько типов привязанности:
Безопасная привязанность. Собака привязана к человеку, доверяет ему, стремиться быть с ним, но готова отдаляться от него, исследовать местность, может остаться у другого человека. Рядом с объектом привязанности собака чувствует себя уверенной и смелой, но она может оставаться без него, играть без него и ощущать себя вполне комфортно.
Тревожно-устойчивая привязанность – свойственна собакам с опытом разрыва привязанности. Потерявшееся собаки, собаки после перемены хозяина.
Они ходят хвостом, не хотят оставаться в одиночестве, реагируют на любое движение хозяина, без хозяина очень тревожатся, не исследуют местность, на прогулках далеко не отходят и боятся потеряться.
Тревожно-избегающая привязанность – собака не выражает желание общаться, хотя хозяина среди людей выделяет. Она избегает общения, если человек его навязывает. Сама собака может предлагать общение, но очень мало.
Амбивалентная привязанность – бывает редко. Собака очень хочет общаться, очень привязана к хозяину. Но на попытки общения со стороны хозяина шарахается, рычит, может укусить, напрягается.
Обычно это означает, что у собаки была тяжелая травмирующая ситуация с невозможностью понять объект привязанности и привязаться к кому-то другому.
Ну и напоследок несколько важных фактов, которые в полной мере формируют представление о привязанности собаки к человеку:
1. Начало привязанности у взрослой собаки по отношению к новому для нее человеку происходит в течение некоторого времени, в среднем от 2 недель до 2 месяцев.
2. Щенки привязываются к тому, кто с ними много общается/играет/гладит.
3. Взрослая собака привязывается к новому хозяину, если с ним у собаки связаны положительные эмоции и удовлетворение значимых для собаки потребностей (витальные – еда, вода, отдых, комфорт, и невитальные – общение, движение, получение новой информации, контроль, безопасность)
4. Если у собаки ранее уже была сформирована привязанность (например, прежние хозяева), то при формировании новой привязанности собака проходит все те же фазы, о которых мы говорили выше.
5. Многочисленные расставания с объектами привязанности (скажем, когда собака несколько раз в своей жизни меняет хозяев), приводят к серьезным нарушениям поведения, а также – в конечном итоге – к амбивалентной привязанности. Примерно на 4-5 хозяине собака вообще перестает понимать, чего ей ждать от людей.
Ну и наконец. Как же понять, что ваша собака действительно к вам привязана? Если собака при опасности, стрессе, плохом самочувствии идет к вам – значит, именно вы являетесь главным объектом ее привязанности.
При этом собака также может быть привязана и к остальным членам семьи.
Привязанность разрушает многократный негативный опыт и долгое отсутствие общения (дольше года).
Надеюсь, теперь полноценная картинка о привязанности сформирована ))
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Собака грызет одежду
Здравствуйте! Мой американский кокер-спаниэль (1 год) постоянно ночью утаскивает одежду со стульев и кресел, где она висит на спинках и сгрызает. Раньше он грыз мою одежду, теперь у мужа. В…
Агрессия на собак
Собака, мальчик Йорк, 1,3г. Агрессирует на абсолютно всех собак, проходящих мимо, безудержно лает и рвется к ним. Несколько раз держала его на руках, но когда он видел рядом собак, то…
Джек-рассел проблемы с туалетом
Джек-рассел, мальчик, ровно 3 месяца. У заводчика был в не закрытом тканевом вольере, писал почти всегда мимо — иногда на пеленки. Забрали рано поэтому особо приучен не был. Держали в…