Взаимоотношения собаки 3 лет и ребёнка 5 месяцев

Добрый вечер! У нас следующая проблема. При контакте ребёнка и собаки, поведение у собаки следующее: собака вылизывает ручки и ножки малыша, но при этом скулит. В то время, когда малыш хочет импульсивными движениями погладить/потрогать собаку по морде (не плавными движениями), собака начинает скалиться и немного рычать. А когда ребёнок играет на коврике, собака хочет зайти на коврик и потрогать/забрать его игрушки. Хозяин ему запрещает, он ложится перед ковриком послушно и грустно поскуливает. Подскажите, что это за поведение, что он хочет этим сказать? Опасно ли для ребёнка такое поведение собаки?
Maria Alexeevaпитомец: собака вельш-корги-пемброк, от 1 года до 7 лет
Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте. Из описания очевидно, что само присутствие ребенка значительно повышает уровень эмоционального возбуждения собаки. Вылизывание ручек и ножек малыша происходит не случайно. Дело в том, что у собаки есть дополнительная обонятельная система – вомероназальный орган. Он отвечает за формирование материнского и полового поведения, а также участвует в формировании привязанности и идентификации «свой-чужой». Это как дополнительный, спрятанный в собаке, нос. Он реагирует на феромоны и взаимодействует с медиаторами окситоцина и вазопрессина. Протока вомера выходит на верхнем нёбе, примерно за зубами. Таким образом, облизывая ребенка, собака и получает те самые феромоны, фактически направляет их с помощью языка прямиком к вомеру. Таким образом стимулируется выработка окситоцина. Окситоцин вызывает ощущение спокойствия и умиротворения. Собака буквально впадает в состояние, близкое к эйфории. Многим собакам этот процесс (вылизывания) помогает успокаиваться. Если они единожды использовали этот способ, будучи в тревожном или возбужденном состоянии, то с большой долей вероятности это поведение закрепляется. А вот вазопрессин – наоборот, повышает тревожность, однако он отвечает за идентификацию своих и чужих, участвует в формировании памяти и запоминании образов. Скуление напрямую является следствием эмоционального возбуждения, напряжения, фрустрации. Однако, судя по всему, собаке не очень понятны и могут казаться не вполне безопасными разнообразные неосознанные движения ребенка. Рычание и оскал — тому подтверждение. Если нам нужно, чтобы в дальнейшем никаких сложностей во взаимодействии собаки и ребенка не было, то таких ситуаций лучше не допускать, а сделать так, чтобы ребенок у собаки ассоциировался исключительно с приятным. Например, вот те ситуации, когда собака находится возле ребенка, хочет зайти на его коврик, поиграть в его игрушки — тут было бы правильно подкреплять поведение собаки, которая повинуется запрету хозяина и старается держать себя в лапах, просто находясь рядом. Можно выдать собаке какое-то долгоиграющее лакомство или просто время от времени подбрасывать небольшие кусочки лакомства и спокойно хвалить собаку. Что касается опасности/безопасности. Единственный безопасный вариант — это контроль любого взаимодействия собаки и ребенка. Дети до определенного возраста часто не могут оценить последствия своих действий. Как, кстати, и собаки. Ребенок может совершенно неосознанно сделать что-то, что собаке может быть неприятно или даже больно. В таких ситуациях собака может проявить агрессию исключительно автоматически, даже не задумываясь. Поэтому контроль за процессом игр и общения собаки и ребенка — зона ответственности взрослых. Мягко пресекаем недопустимое поведение с любой стороны, не связывая этот процесс с негативом ни при каких обстоятельствах, хвалим собаку за допустимое и желательное поведение. Важно: негативом для собаки могут быть жесткие запреты, механическое воздействие, повышение голоса, угрожающий язык тела. Если с то время, когда собака любым образом взаимодействует с малышом, мы будем использовать такие методы, то собака через некоторое количество повторений может решить, что ребенок и все, что с ним связано — это очень непредсказуемая, непонятная и небезопасная история. И тогда мы фактически сами спровоцируем собаку на избегание этого взаимодействия и увеличим вероятность агрессии в каких-либо ситуациях. Лучше всего с целью пресечения того вида взаимодействия, которое вы сочтете недопустимым, использовать переключение собаки на игру, игрушку, лакомство. И еще важно следить за состоянием собаки, не допуская слишком сильного эмоционального возбуждения, потому что в таком случае собаке будет значительно сложнее переключиться.
Советуем почитать
Почти свои: как кошки и собаки воспринимают человеческих детейИнтернет переполнен историями о собаках и кошках, которые с беременности хозяйки наблюдают и «слушают» животики, а с появления на свет малышей — ложатся с ними в кроватки, чтобы «убаюкать». Как на самом деле домашние животные воспринимают пополнение в семье, рассказываем в статье.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте
Другие консультации этого специалиста
Собака не расстаётся с игрушкой
Здравствуйте, столкнулкнулась с такой проблемой. Взяла в добрые руки таксу 5 лет. Ее пристраивали уже давно и возвращали обратно хозяйке через пару дней. Хозяйка думала, что, возможно, из-за того что…
Проблема с питанием
Здравствуйте. У меня живёт шпиц, ест все подряд, даже то, что, в принципе несъедобно. Ворует. Если пытаешься отнять, быстро заглатывает. Что делать?
Метис лабрадора напал на котенка
Здравствуйте. Собаке 1.5 года, завела котенка. Месяц было все хорошо, они играли, бегали, никакой агрессии не было. Пока мыла посуду, услышала только писк, около миски нашла котенка. Перекусила горло, спасти…
Новости от Питомцы Mail
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с условиями использования
undefinedundefined