анонимнопитомец: собака восточноевропейская овчарка, 3 месяца

Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Объективно — щенка слишком рано отняли от матери и однопометников. Такой ранний отъем щенка не дает ему получить множество полезной информации и навыков, касающихся взаимодействия с социальными объектами, которыми могут быть и другие собаки, и люди. Проще говоря — щенок не успел научиться тому, как можно и как нельзя взаимодействовать. Людям, владельцам щенка, даже при наличии сппециальных знаний и навыков, довольно сложно компенсировать щенку все то, что он должен был получить в своей собачьей семье. А без специального опыта и знаний сделать это и вовсе невозможно.
Если при этом щенок оказывается в обедненной среде (обедненными условиями для щенка можно назвать такую среду, в которой внешних раздражителей значительно меньше, чем в среде, в которой он будет жить во взрослом возрасте) — то есть, например, живет в квартире, не гуляет на улице и общается постоянно с одними и теми же людьми, а тем более если щенок большую часть времени проводит в одиночестве, скажем, в вольере, то это ведет к развитию следующих тенденций:
- нарушения социального и полового поведения
- недостаточная социализация с собаками или людьми - «дикий» щенок или чрезмерная реакция на людей/собак
- выращивание щенка в одиночестве - неумение реагировать на сигналы дискомфорта и быть осторожным в играх с другими собаками
- мало возможностей для движения и игр в догонялки - «неуклюжий» щенок, травмы, ухудшение рассудочной деятельности
- ограниченное пространство для жизни (щенок писает и какает рядом с логовом) - привыкание к запаху испражнений и мочи (ассоциируется с матерью, безопасностью), что в будущем грозит нам нечистоплотностью собаки во взрослом возрасте.
Обращу внимание лишь на то, что это не обязательно случится с вашим щенком, потому что тенденции склонность к развитию данного поведения, но не 100% гарантия, что оно именно таким и будет. В ваших силах влиять на поведение щенка и менять эти тенденции в нужную вам сторону.
Собственно, кусание и прочие особенности поведения щенка в данном возрасте — это игровое и исследовательское поведение.
Игра и исследование для щенка — нормальное явление, как и вообще для любого маленького ребенка. Ему нужно много двигаться и активно взаимодействовать с окружающим миром. У него для этого, по сути, только один инструмент — рот и зубы. Щенок не в курсе, что его поведение доставляет вам боль или дискомфорт, ему важно и нужно играть, чем он и занимается.
Обычно такие игры происходят, когда щенок находится в состоянии сильного возбуждения. Увы, контролировать баланс состояний возбуждения и торможения маленькие щенки не умеют. Справедливости ради, даже не все взрослые собачки это умеют. Поэтому первое направление нашей работы — это как раз работа с состоянием собаки.
Что нужно для того, чтобы щенок не перевозбуждался?
1. Прогулки. Огромный окружающий мир очень сильно впечатляет маленькую собачку, поэтому собачка от обилия впечатлений и полученной новой информации элементарно устает. Даже если у вас еще не прошел прививочный карантин, выносите щенка на улицу, но сделайте так, чтобы он не общался с другими собачками и их испражнениями — это может быть источником инфекции. Хотя бы просто посидите с ним на лавочке или походите по улице, держа щенка на руках. Сейчас в жизни щенка происходит очень важный период — знакомства с социальными объектами и окружающей средой. Собачка учится самым простым способом: посмотрел — принял к сведению, что такой объект существует. Период этот полностью угасает к 5-6 месяцам. Все то, с чем щенок не успеет познакомиться в этом возрасте, надолго или даже навсегда останутся для него странными и непонятными, что может вызывать разные неприятные реакции, от страха и избегания до настоящей агрессии. Так что прогулками мы убиваем двух зайцев: знакомим его с социальными объектами и заодно утомляем. Уставший щенок — это, поверьте, прекрасно, ему не нужно кусаться, а нужно только отдыхать.
2. Режим. Вообще ритуалы, режим, все то, что происходит в определенной последовательности и с определенной регулярностью, очень важно для собак. Стабильность — это просто и понятно, поэтому проще контролировать все, что происходит и поэтому щенок может полноценно реализовывать одну из главных потребностей — потребность в безопасности. Стабильно = подконтрольно = безопасно. Уже только этот момент делает щенка более спокойным и уверенным в себе. Оптимально создать такой режим: прогулка — занятия дома — кормление — отдых. Щенок довольно быстро привыкнет к одному и тому же распорядку и сам будет его придерживаться. И вам тоже станет намного проще планировать какие-то свои дела.
3. Игры и занятия. С щенком обязательно нужно заниматься и играть. Занятия могут быть разнообразными: от изучения трюков и команд до поиска и развивающих игрушек. Но игры тоже обязательны. Используйте игрушки, которые вам удобно держать в руке, чтобы щенок тоже мог держать их зубами. Приучаем щенка играть игрушками, а не руками. Очень хорошо поставить игру под контроль сигнала: игра начинается после слова «играй». Каждый раз в начале игры используйте одно и то же слово, со временем оно вам много где пригодится, а щенок научится, что игра начинается по инициативе хозяина, а не когда ему самому вздумалось. Окончание игры тоже удобно маркировать каким-то словом. Например, сказали «всё» и убрали игрушку, сами встали и ушли от щенка. Только не оставляйте щенка в возбужденном состоянии после игры, это приведет снова к попыткам поиграть в ваши руки, ноги, тапочки и прочие неподходящие для игры предметы. Если малыш немного «закипел», предложите ему долгоиграющую погрызушку, конг или лизательный матик.
Правильно используйте подкрепление и наказание. Если щенок хватает зубами игрушку — мы играем. Если он начинает хватать руки — игра сразу прекращается. Если снова схватил игрушку — продолжаем играть.
4. Следите за вашим состоянием во время взаимодействия с щенком. Никто не отменял зеркальные нейроны. Если хозяин рассержен, напряжен, возбужден — щенок тоже будет возбуждаться. Поэтому ваше спокойствие = залог спокойствия и уравновешенности щенка.
Обратите внимание и на то, что щенку в этом возрасте нужно довольно много спать — примерно 16-18 часов в сутки. Такое количество сна гарантирует нормальную работу нервной системы и ее отдых и «переваривание» новых впечатлений. Если ваш щенок спит меньше, то нужно уравновесить его нагрузки и помогать ему успокаиваться и полноценно отдыхать.
Не могу также не порекомендовать вам книгу Иэна Данбара «Что делать до и после того как вы взяли щенка»
Желаю успехов в воспитании вашего питомца!
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте

Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Воспитание собаки
Здравствуйте. Взяли собаку с приюта, взяли зашуганную и пугливую, стало жалко. Щенку полгода, вообще не социализирован, пытаемся выйти с ним на контакт. При нас не кушает, забивается в угол и…
Собака на всех кидается, постоянно лает, не впускает никого постороннего в дом
Здравствуйте, уважаемые специалисты! Очень нужен совет. Собака постоянно гавкает, кидается на людей, на велосипеды, машины и прочее. К нам не могут прийти люди в гости, собака лает, кусает, гавкает, у…
Моя собака живёт у родителей полгода, стоит ли собаку привезти в гости домой
Здравствуйте! Перед родами я отдала своего 6-летнего пса породы шпиц родителям, т.к. на данное время у меня нет ресурса и возможности ухаживать за собакой. У меня появился вопрос: могут ли…