анонимнопитомец: собака американский булли, 4 месяца

Отвечает Специалист по коррекции поведения собак
Здравствуйте.
Воспитание щенка — процесс трудоемкий. И очень недолгий, потому что щенки довольно быстро взрослеют. Лучше всего вам в этом процессе поможет книга Иэна Данбара «Что делать до и после того как у вас появился щенок».
По вашим вопросам.
Прошло еще слишком мало времени для того, чтобы щенок адаптировался. Обычно процесс адаптации щенка занимает примерно пару недель. Поэтому сейчас можно с уверенностью говорить, что щенок все еще находится в стрессе по причине слишком большого количества новизны и впечатлений для него. Нервная система малыша не в состоянии переварить такой большой объем новой информации, поэтому она включает механизм мобилизации всего организма. То есть стресс. Со стрессом может быть связана и та яркая реакция на собак, которую вы описываете, и реакция на кота и еще много чего.
К тому же, в возрасте 2 месяцев у щенка начинает развиваться реакция настороженности по отношению ко всему новому. Это нормальное явление, «придуманное» природой, чтобы щенки, вышедшие из гнезда полноценно, были осторожными и имели шанс на выживание. Но для нас с вами это означает еще и то, что сам по себе этот возраст сопряжен с неизбежным стрессом в случае, когда щенок сталкивается с какой бы то ни было новизной, а ее у него сейчас, как мы уже договорились, довольно много.
Исходя из этого, первая рекомендация моя будет заключаться в снижении уровня стресса. Это значит, что любая новизна вводится в жизнь щенка постепенно и небольшими порциями. Например, общение с другими собаками вашему щенку сейчас ни к чему. Посмотреть с безопасного расстояния — идеальный вариант, знакомиться нос к носу — лучше не надо. Аналогично и с людьми. Социализация не означает, что щенка трогают, гладят все, кому он понравился. Процесс социализации должен быть безопасным для щенка, вот что важно. А безопасность обеспечивается дистанцией.
Долгие прогулки с щенком, как теперь понятно из моего объяснения, тоже будут во вред. 15-20 минут сейчас его максимум. А на фоне этого последите пожалуйста за количеством и качеством сна щенка. Сон очень важен, потому что во сне нервная система отдыхает, переваривает впечатления, восстанавливается. Спать ваш щенок должен сейчас около 18 часов в сутки.
Кстати о социализации. Процесс этот не долговечен и длится всего лишь до полугода щенка. Это тот «золотой» возраст, когда щенок знакомится с окружающей средой. Еще этот процесс называют импринтингом (запечатлением). Почему только до полугода? Потому что в этом возрасте у щенка растет головной мозг, в 6 месяцев его рост прекращается, а вместе с ним необратимо угасает и импринтинг тоже. Но в процессе взросления щенка и роста головного мозга также выделяют несколько сенситивных периодов, окончание которых связано с той или иной фазой роста головного мозга. В частности, социальный импринтинг, то есть знакомство и запечатление разных социальных объектов (людей, собак, кошек) заканчивается примерно в 3,5 месяца.
Если ваш щенок раньше жил у заводчика, например, в частном доме и редко или даже никогда не выходил за ворота участка, либо жил в квартире без выгула или в очень редким выгулом, то запечатлеть разные социальные объекты он не мог физически. И отсюда тоже могут расти лапы у той реакции на людей и собак, которую вы описываете. Щенок просто не понимает, кто это и что с ними делать, насколько они безопасны. Для него это, опять же, новизна, а следовательно причина для стресса. Поэтому повторю: разглядываем собак и людей с расстояния, но не стремимся сближаться. Постепенно расстояние можно будет сокращать, но не торопясь.
С котом ситуация аналогичная. Лучшее, что сейчас можно сделать — это разделить щенка с котом в пространстве. Любое их нахождение в пределах одного помещения возможно только под вашим контролем. Никакого рыка, лая и прыжков на кота со стороны щенка быть не должно, поэтому, если необходимо, то контролируем щенка поводком. И просто кормим его и спокойно хвалим за то, что он смотрит на кота и не пытается к нему бежать (например).
Ругать щенка — стратегия неблагодарная.
Например, в ситуации с котом: ругая щенка за его поведение, вы становитесь источником негативных эмоций щенка. Негативные эмоции щенок может связать с присутствием кота: когда кот рядом, я получаю неприятное. Также это может значительно усложнить процесс формирования доверия и привязанности по отношению к вам, потому что очень трудно доверять человеку, который по напонятной причине выдает тебе что-то неприятное, вызывает дискомфорт. А причина вашего недовольства щенку, действительно, искренне непонятна. Он, очевидно, не знает, кто такой кот и как с ним взаимодействовать.
Вообще ругать щенка — это как минимум не честно. Он понятия не имеет о том, как принято жить в вашем доме, как общаться с котом, что делать на улице, как взаимодействовать с другими собаками и как реагировать на людей. В контексте щенка мы в первую очередь говорим о стратегии «обучить», а не «отучить». То есть сначала объясняем как надо себя вести, убеждаемся, что щенок это точно понимает, и только потом можем вносить какие-то поправки, запрещая нежелательное поведение.
С клеточкой тоже не все так просто, как хотелось бы. У щенка нет буквально ни одной причины, чтобы в клетку заходить, тем более чтобы там оставаться и тем более оставаться там когда клетка закрыта. Этому щенка тоже необходимо обучить.
Приучение к клеточке выглядит примерно так:
1. Дверца клетки открыта и может закрываться в начале приучения только во время тренировочных сессий.
2. Кормим щенка только в клеточке — нам нужно, чтобы он радостно туда забегал в ожидании еды.
3. Пока щенок ест, закрываем-открываем дверцу, чтобы он привыкал к этому звуку и движению.
4. Время от времени, когда щенок не видит, кладем в клеточку разные лакомства, игрушки, и т. д. Чтобы он, приходя в клеточку, находил вкусное/интересное.
5. Когда щенок будет сам, часто приходить в клеточку, можем работать над его обучением оставаться в клеточке длительное время (опишу ниже). Но дверца все еще закрыта ТОЛЬКО на время сессии, и никогда вне ее. Если щенок пытается выбраться вместо интереса к погрызушке или лизательному коврику, значит где-то переборщили, например, с продолжительностью тренировочной сессии.
Полноценно надолго закрывать щенка в клеточке можно будет начинать не раньше, чем щенок будет спокойно и расслабленно ожидать в клеточке даже когда у него закончился лизательный коврик. Но в любом случае время, в течение которого клетка закрыта, не может увеличиваться сильно и резко, все постепенно и последовательно.
Очень хорошо эти упражнения с расслаблением в клеточке приурочить к тому периоду, когда щенок спокоен и настроен отдохнуть.
Обучение оставаться в клеточке длительное время:
1. Сначала учим щенка оставаться в клетке, когда хозяин просто находится в этом же помещении, перемещается и занимается своими делами. Дел может и не быть никаких, но сделайте вид, что они есть. Щенку очень полезно в этом случае выдать какую-то погрызушку, конг или лизательный коврик, чтобы у него было больше причин оставаться на месте и меньше беспокойства относительно ваших перемещений. Если щенок встает с места и бросает свою игрушку, возвращаем на место, ждем когда он снова заинтересуется игрушкой и продолжаем.
2. Постепенно увеличиваем время этого упражнения
3. Добавляем усложнение в виде «хозяин вышел из комнаты». Очень медленно увеличиваем время вашего отсутствия.
4. Если с п. 3 все хорошо и щенок реально может оставаться на своем месте в ваше отсутствие в расслабленном состоянии и даже если в его лизательном коврике закончилась еда, можно добавить выходы из квартиры, которые тоже начинаются с небольшого промежутка времени (несколько секунд) и постепенно увеличиваются. Не надо ждать когда щенок начнет беспокоиться, нужно вернуться ДО этого момента. И тоже очень медленно увеличиваем время вашего отсутствия. Это поможет вам и в профилактике сепарационной тревоги в том числе.
Если на любом этапе кроме первого что-то пошло не так, то возвращаемся на шаг назад. На первом этапе вообще никаких сложностей возникать не должно, если только не завышать требования и не переоценивать возможности щенка (а они пока что весьма ограничены).
В любом случае, ожидания относительно поведения щенка можно и нужно снизить. Как бы то ни было, он совсем еще малыш и имеет абсолютное право на любое поведение. Это еще не готовая собачка с встроенными, удобными для нас с вами опциями, а ребенок, который требует обучения и терпения в этом процессе.
Консультация ветеринара дается исключительно в справочных целях. Ветеринар не может поставить диагноз по предоставленным анализам и ограничится общими рекомендациями. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к ветеринару, в том числе для выявления возможных противопоказаний.
О консультанте

Специалист по коррекции поведения собак
Специалист по коррекции поведения собак, автор нескольких специализированных онлайн-курсов по обучению и дрессировке собак, действующий инструктор, автор статей о поведении собак.
Специализация
Другие консультации этого специалиста
Щенок, 5 месяцев, стал писать везде
Забрали собаку, щенок, 5 месяцев, у прежней хозяйки. Писала собака на пленку и по-большому тоже, но мы ее забрали, у нас она писает и какает на пеленку только ночью. Собаку…
Собака боится других собак
Здравствуйте! Щенок 5 месяцев, боится других собак. Дело в том, что время социализации упущено. Привезли собаку от заводчика, и она заболела. Месяц лечили, еще месяц ждали для пересдачи анализов, потом…
Как научить собаку спускаться с лестницы
Добрый день! Вельш-корги-пемброк 1.5 года — боится спускаться с лестницы и порогов в доме. Живём в частном доме. Поэтому каждая прогулка сопровождается стрессом. Помогите, как быть?