Больной и хрупкий Того
Норвежец Леонард Сеппала в 1920-е годы был одним из лучших наездников собачьих упряжек на Аляске. Он же был заводчиком ездовых хаски. В октябре 1913 года от его хаски Саггена и Долли родился маленький и слабый щенок по имени Того. Он рос болезненным и был необщительным. Из-за несоответствия стандартам породы шансов стать ездовой собакой у Того почти не было, поэтому ему начали искать хозяев.
Первый претендент не справился с Того и вернул его Леонарду. От женщины, которая надеялась, что Того станет комнатной собачкой, он сбежал сам: выпрыгнул в окно, разбив его, пробежал несколько десятков километров и вернулся в дом Сеппалы.
Леонард оставил собаку себе. И Того доказал, что может быть сильным и очень быстрым: однажды во время тренировок Того догнал собачью упряжку и встал рядом с вожаком. Сеппала говорил о Того: «Я нашел прирожденного лидера, какого пытался вывести годами».
Того начал участвовать в гонках и стал любимцем Сеппалы, которому в отличие от других собак даже разрешалось заходить в дом.
Эпидемия дифтерии
В декабре 1924 года на северо-западном побережье Аляски в городе Ном началась вспышка дифтерии. В Номе ввели карантин, но быстрое распространение вируса это не остановило. Люди, а особенно дети, продолжали заболевать. В городе имелось 8 тысяч дифтерийного антитоксина с истекшим сроком годности — и единственному врачу Нома Кертису Уэлчу пришлось запросить препарат в других крупных городах Аляски.
С 31 января по 1 февраля власти города объявили в Великой гонке милосердия — из-за суровых погодных условий, метелей и минусовых температур перевозить лекарства могли только ездовые собаки.
Герой Того
Главной собакой в упряжке лучшего наездника Леонардо Сепалле стал 12-летний Того. Для ездовой собаки 12 лет — это запредельный возраст, как правило, уже после 10 лет собаки не бегают. Того был особенным, он был настоящим вожаком и команды Леонарда понимал без слов.
Сыворотку доставили в город Ненана, оттуда 20 экипажей собачьих упряжек устроили эстафету на 1080 км. Упряжка Леонарда Сеппалы сначала преодолела 270 км от Нома до города Шактулика, в котором им передали сыворотку.
Согласно архивам, погода в этот период была очень суровая: -35 градусов по Цельсию, штормовой ветер... На обратном пути Сеппале пришлось двигаться по открытому льду неспокойного залива и в непроглядную метель. Сеппала двигался вслепую, но благодаря чутью Того они смогли добраться в городок Головин и передать сыворотку другому наезднику. Всего Того пробежал 550 километров.
Не тот пес
На финальном участке бежал другой пес Сеппалы — известный всем Балто с наездником Гуннау Каасеном. Балто пробежал только около 50 км, но вся слава досталась его упряжке как финишеру.
На упряжку Того пришелся самый сложный этап: Сеппала знал, что Балто не смог бы преодолеть все эти препятствия — Балто на финальном этапе этой эстафеты был не основным псом в упряжке, с ним была собака по имени Лис.
Позже Сеппала говорил, что переживал за Того, который из-за возраста не смог бы преодолеть весь путь от начала до конца. После этой эстафеты Того больше не принял участия ни в одном забеге.
Мировая слава
После гонки Балто с Каасеном гастролировали по Америке, рассказывая о своем подвиге. Балто был даже удостоен памятника. Слава к Того пришла спустя время: о нем сняли фильм с Уиллемом Дефо в главной роли.
Того прожил оставшуюся жизнь в штате Мэн у знакомой заводчицы Сепаллы. Сепалла отдал собаку, потому что считал, что она заслуживает лучших условий жизни, чем в холодной Аляске. «Это было грустное расставание холодным мартовским утром. Я отлично помню, как Того поднял лапу и положил ее на мое колено, как бы спрашивая, почему я не еду с ним. У меня никогда не было собаки лучше: его ум, преданность и выносливость были уникальны. Того — самый лучший пес, который когда-либо в истории ходил по аляскинским тропам...», — вспоминал Сеппала.
Того умер в 1929 году, но незадолго до кончины он продолжил род. Заводчики и по сей день разводят хаски, чья родословная идет от самого отважного пса — от Того.